Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры длины




Искусство Новгорода и Пскова.

Новгород и Псков были открыты для влияний не только аристократического византийского, но и романского и восточнохристианского.

Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма – крестово-купольный четерехстолпный. Церковь Спаса Преображения на Нередице 1198г. (с.154 уч.) отличается простотой и пластической цельностью. К этому же типу храма относится и церковь Рождества Христова в Перынском скиту, первая половина XIII века. Церковь Николы на Липне (1292 г., с.158 уч) знаменует возобновление каменного зодчества после татарского нашествия.

В изобразительном искусстве Новгорода XII-XIII веков ведущее место принадлежало фресковой живописи. Приче новгородская художественная школа сформировалась в XII веке (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге, 1168 г.) На фресках церкви Спаса на Нередице, 1199г. выделяют 8-10 индивидуальных подчерков авторов. Это несколько больше, чем обочный состав в 2-6 человек в XI-XV веках. Икона “Ангел Златые власы” (XII-XIII вв.) близка по стилю к иконам Юрьева монастыря.

Среди прикладного искуства наиболее высокого уровня достигло ювелирное дело (два сиона (модели храма) Софийского собора).

Псковский Спасо-Преображенский собор Миронежского монастыря имеет боковые своды вдвое ниже центральных нефов. Стены украшены фресками, повторяющими в основном византийскую схему. Но «строчный» принцип как и в Новгороде не выдерживается полностью. Движения фигур угловаты и скованы.

Таким образом, в XII-XIII веках произошло становление на Руси самобытных художественных школ.

Мерная сажень – 176 см.

Малая сажень 142.5 см (тьмутараканская сажень, двойной шаг).

Большая сажень - 216 см.

Златой пояс Шимона (использовался при строительстве Успенского Собора Киево-Печерского монастыря, 1078 г.) = 4 греческим футам = ½ великой косой сажени = 123.2 см.

Косая новгородская сажень - 200.4 см.

При Петре Великом была введена трехаршинная сажень – 213 см (взамен 216, 176, 142 см). Во Франции Революция узаконила метр.

Модулор Ле Корбюзье в первой редакции без учета процесса акселерации совпадает с саженями Древней Руси – 176 и 216 см (во второй редакции – 183 и 226 см).

Лекция. Деревянная архитектура древних славян и Древнерусского государства (X-XIVвв).

История русской архитектуры. Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А.Славиной.. СПб.: Стройиздат,1994, 600с.

Красноречьев Л.Е., Тынтарева Л.Я. «…Как мера и красота скажут».Памятники деревянного зодчества Новгородской области.Лениздат, 1972, 96с.

Дерево, земля и глина были, по существу, единственными строительными материалами на территории Восточной Европы до конца X века. Дереву как материалу сухому и теплоемкому справедливо отдавалось предпочтение при возведении городских жилых построек до XVIII века. С IX века в городах из дерева выполнялось все, начиная от городской ограды и заканчивая мощением улиц. Но дерево имеет два отрицательных качества, не позволяющих восстановить древнейшие периоды развития деревянного зодчества – его недолговечность и горючесть. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые храмы – более 300 лет. Пожары ускорили замену дерева камнем в таких ответственных городских сооружениях, как городские стены, башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детинца с земляным валом и рвом упоминаются под 1044 г., а первые сведения о каменной его ограде относятся к 1302 году. Первые данные о каменных оградах Киева датируются 1037 годом, Старой Ладоги - 1116 г., Москвы – 1367 г. Но такая замена происходит далеко не повсюду. Во многих городах деревянные стены служили вплоть до XVIII века, по несколько раз отстраиваясь после пожаров (кремль Тобольска).

Наиболее пригодными для строительства были сосна, лиственница, ель (прямизна и смолистость). Особенно ценилась мелкослойная (до 16 слоев на 1 см) «кондовая» сосна, произрастающая на сухих песчаных почвах, и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. Из ели изготавливались главным образом элементы кровли (стропила). Из лиственных пород в качестве стенового материала в X-XV вв. в южных районах и для наиболее ответственных сооружений на севере применялся прямослойный дуб (Софийский собор в Новгороде – 989 г., Успенский собор в Ростове – 992., стены Московского кремля – 1339 г. и др.). Из осины, благодаря ее податливости при обработке изготавливали кровельный лемех. У осины увеличивается прочность при воздействии дождя и снега, она приобретает со временем серебристый оттенок.

Основной конструктивной формой в русском деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик). Для сплачивания горизонтальных венцов в бревнах выбирался продольный паз - первоначально в верхней, а позднее в нижней поверхности каждого бревна (для уменьшения возможности затекания воды). В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. Чаще всего применялась врубка с остатком («в обло») как более теплоустойчивая, реже – без остатка («в лапу», «в шап»). Дтя экономии бревен в неотапливаемых частях построек (шатры храмов, основания мельниц) делалась врубка с просветом в четверть дерева («в реж»). Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом («мшились») и после конопатились. На один сруб хорошего жилого дома шло 150-170 бревен.

Длина бревен, естественно, имела определенные пределы, а потому стены зданий большей площади вместо четверика рубились шестериком, восьмериком и даже десятериком. Дальнейшее увеличение площади достигалось прирубкой дополнительных срубов (прирубов). Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов. Иногда под углы срубов и середины стен клались камни – валуны или врывались в землю «стулья» из обрезков толстых бревен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.