Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Советское государство и право в условиях нарастания кризиса социализма

 

Вопросы:

1. Особенности развития государственного механизма. Бюрократизация управления.

2. Конституция СССР 1977 года.

3. Кодификация права.

1. Особенности развития государственного механизма.
Бюрократизация управления.

На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 года Хрущев Н.С., с именем которого ассоциировалась попытка реформирования тоталитарной политической системы, был снят с высших партийных и государственных постов. Метод снятия Хрущева Н.С. в историко-юридической литературе квалифицируется как заговор. В результате заговора к власти пришла партийная группировка, возглавляемая Брежневым Л.И., который занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. С уходом Хрущева завершается период либерализации общественных отношений и начинается длительный (20-летний) период умеренной политики советского государства, который впоследствии назовут периодом «застоя». В рамках данного периода развернулся всеобъемлющий кризис социализма, который захватил все сферы: экономику, политику, идеологию, государственно-правовое развитие.

Характеризуя развитие государственного механизма в условиях нарастания кризиса социализма, необходимо выделить ряд специфических особенностей. Во-первых, это отказ от тех нововведений в государственном управлении, которые были предприняты во время реформ Хрущева Н.С. Хрущевские преобразования в государственном аппарате по многим позициям были пересмотрены и государственный механизм вернулся в основном к тому, что было в начале 50-х годов. Здесь определенная консервативность брежневского руководства была налицо. Некоторые историки называют данные шаги брежневского руководства контрреформами. Хотя ряд попятных шагов был обоснован. Так, указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1964 года было ликвидировано явно субъективистское разделение краевых и областных Советов депутатов трудящихся, а также общественных организаций на промышленные и сельские.

Второй особенностью развития государственного механизма являлась его дальнейшая бюрократизация, которая в рассматриваемый период характеризовалась рядом специфических черт:

1. Бюрократия значительно выросла количественно. С 1960 по 1967 год аппарат центральных органов управления вырос более, чем в 2 раза, с 1245 тыс. до 2663 тыс. человек, а общая численность управленцев превысила 18 млн. человек.

2. Кадры управленцев отличались в основном низким профессиональным уровнем. Высшее образование имели лишь 45%, а специальное управленческое образование 1%.

3. Бюрократическая машина, можно сказать, ржавела. Не компетентность и профессионализм, а «управляемость», личная преданность, протекция и семейственность — вот что стало главным критерием отбора кадров управленцев. Нарастала коррупция. Шел процесс сращивания дельцов «теневого бизнеса» с ответственными работниками партийного и государственного аппарата в центре и на местах.

4. Так называемая стабильность, несменяемость кадров, когда в руководящих креслах, особенно высших эшелонах, сидели 70-летние старцы (некоторые авторы этот слой управленцев называют «геронтократией»), их круговая порука и безответственность способствовали тому, что слой правящей номенклатуры превращается в особую касту со своими особыми правами и привилегиями.

Третьей особенностью развития государственного механизма было внесение в него некоторых изменений, связанных с принятием 1977 году новой Конституции СССР. Механизм государственной власти, закрепленный в Конституции, в основном повторяет Конституцию 1936 года. К некоторым изменениям относится удлинение срока полномочий Советов (полномочия Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик были увеличены с 4 до 5 лет, местных советов — с 2 до 2,5 лет), переименование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. Единственным новым органом, который вошел в структуру государственного механизма по Конституции СССР 1977 года, было образование комитетов и групп народного контроля в центре и на местах. Народный контроль создавался как средство борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и органов управления. В целом он себя зарекомендовал с положительной стороны, хотя и не мог решить данную проблему.

2. Конституция СССР 1977 года.

Новая Конституция СССР была утверждена Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она была названа брежневским руководством Конституцией «развитого социализма». Появление нового понятия «развитой социализм», отсутствовавшего у классиков марксизма-ленинизма, явилось отражением отказа от мифа о скором построение коммунизма. К 1977 году стало ясно, что построить коммунизм к 1980 году, как это предусматривала Программа КПСС, нереально. Чтобы сгладить разрыв между теорией и практикой, теоретики КПСС и решили ввести понятие «развитой социализм». В преамбуле Конституции назывались основные признаки «развитого социализма»:

1) на этапе «развитого социализма» социализм развивается на своей собственной основе;

2) «развитой социализм» — это общество, в котором созданы многие производительные силы и складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;

3) это общество зрелых социалистических общественных отношений;

4) это общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся;

5) это общество подлинной демократии.

Следует обратить внимание на то, что в первом разделе Конституции, посвященном основам общественного строя СССР, советское государство по своей сущности характеризовалось как «социалистическое общенародное государство» (ст. 1). Основным критерием общенародности государства считалось, во-первых, то что оно выражало волю и интересы всех слоев советского общества — рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, во-вторых, как отмечалось в статье 2, «вся власть в СССР принадлежит народу». В тексте Конституции появилось еще одно новое понятие «советский народ». Понятие «советский народ» рассматривалось как исторически сложившаяся социальная и интернациональная общность советских людей, имеющих общую родину, общую территорию, единую, основанную на общественной собственности экономику, единую по социалистическому содержанию и многообразию по национальным особенностям культуру и общую цель — построение коммунизма.

Но положение ст.2 о том, что вся власть в СССР, принадлежит народу, отвергалось ст.6 Конституции, которая в правовом отношении узаконивала руководящую роль в КПСС в советском обществе (см. текст Конституции). Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой.

Второй раздел Конституции «Государство и личность» был призван законодательно закрепить официальную версию о том, что в СССР существовал демократический политический режим. Если исходить из текста Конституции, то гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демократические права и свободы. Причем по сравнению с Конституцией СССР 1936 года перечень прав и свобод граждан значительно расширился. Согласно ст.49 граждане СССР получили право вносить предложения в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности, более того критиковать их за недостатки в работе. Граждане СССР получили право на выбор профессии (ст.40), право на жилище (ст.44) и т.д. Но нетрудно убедиться, что провозглашенные права и свободы на деле оставались юридической фикцией. По мере старения высшего руководства партией и страной на внешнем фоне равнинного спокойствия и благополучия фактически наблюдается ужесточение политического климата. Развертывается широкомасштабная компания против диссидентов (инакомыслящих) с привлечением их к уголовной ответственности (судебный процесс А. Синявского и Ю. Даниэля, выдворение за пределы СССР А. Солженицина). Началось новое переосмысление российской истории. Наблюдается реанимация сталинизма, его негативные стороны стали затушевываться. Поэтому политический режим остается тоталитарным.

Как видно из третьего раздела Конституции, каких-либо существенных изменений в государственном устройстве СССР не происходит, кроме того, что союзные республики получили право совещательного голоса в обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции союзных органов, а автономная республика в свою очередь могла участвовать в обсуждении вопросов, отнесенных к ведению союзной республики.

Разделы IV-VII Конституции были посвящены государственному механизму, о чем речь уже шла при рассмотрении второго вопроса.

3. Кодификация права.

В середине 60-х — середине 80-х годов продолжалась начатая на рубеже 50-60-х годов работа по новой кодификации советского законодательства.

В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические и политические причины: кодификация должна была привести законодательство в соответствии с задачами Советского государства и общества, поставленными правящей Коммунистической партией по «совершенствованию развитого социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с принятой в 1977 году новой советской Конституцией. В-третьих, кодификация была обусловлена и технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему для удобства пользования.

Жизнь выдвигала настоятельную необходимость кодификации трудового права, поскольку до 1970 года в СССР вообще не было единого кодификационного закона о труде. После соответствующей подготовительной работы Верховный Совет СССР в 1970 году утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В 1971 году был принят Кодекс законов о труде РСФСР. С определенными изменениями и дополнениями, внесенными позднее, он действует и в настоящее время. Заметим, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу были выделены нормы, закреплявшие льготы для работников, совмещающих работу и обучением. Важная роль в охране трудовых прав КЗОТом возлагалась на профсоюзы.

В условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции большое значение приобрело природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году — республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 года Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 года. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 году появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. На основании вышеизложенного можно сказать, что в данный период сформировалось природоохранное право как самостоятельная отрасль права.

В 1984 году произошло важное событие в истории советского законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая отрасль государственного принуждения — административная ответственность. В Кодексе была предпринята попытка дать определение понятия административного правонарушения. Это имело большое практическое значение, так как давало возможность правоохранительным органам не смешивать административные проступки с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность.

30 июля 1969 года был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, который, с одной стороны, воспринял значительную часть ранее действовавших норм, а с другой, освободил семейное право от устаревших норм, обусловленных спецификой военного и послевоенного времени. 1) Ликвидировался прочерк об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 году.

Значительным событием в области гражданского права явилось принятие Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года Жилищного Кодекса РСФСР. Благодаря данному нормативному акту в РСФСР впервые на уровне законов получили детальное регулирование жилищные отношения.

Одним из наиболее крупных событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов СССР (издавался в 1981 - 1986 годах) и 9-томного Свода Законов РСФСР (издавался в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие в то время законы.

Таким образом, к середине 80-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей права, продолжавшиеся более 30 лет.

 

СТУДЕНТАМ:: Лекции (УМК):: История отечественного государства и права     Тема 18. Советское государство и право в период перестройки (апрель 1985 - декабрь 1991 гг.)   Вопросы: 1. Перестройка, ее содержание и хронологические рамки. 2. Форма государства. 3. Изменения в праве. 1. Перестройка, ее содержание и хронологические рамки. При раскрытии данного пункта необходимо показать: что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было ее действительное содержание. Представители различных социальных групп и политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР. Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования социализма. Чтобы определить свою позицию, необходимо обратиться к решениям партийных органов второй половины 80-х годов (апрельского пленума ЦК КПСС 1985г., январского пленума ЦК КПСС 1987г., XIX партийной конференции), выступлениям на них и перед массовой аудиторией главного инициатора и «архитектора» перестройки М.С.Горбачева. Если судить по его докладу на январском пленуме ЦК КПСС 1987г., где был сделан специальный доклад о перестройке, главный ее замысел состоял в том, чтобы обновить социализм, «придать ему второе дыхание». Но этот замысел в процессе перестройки претерпевал определенные изменения. На первом этапе перестройки (1985–1988 гг.) ее идеологическим стержнем, как отмечает В.В.Согрин, автор ряда работ по политической истории России 80-90-х гг., являлась своего рода «презумпция невиновности» социализма в обозначившемся экономическом и социальном застое СССР. Проблема, доказывал Горбачев, заключалась не в недостатках социализма, а в том, что была деформирована ленинская модель социализма и что потенциальные возможности социализма использовались недостаточно. Ключевым понятием первого этапа перестройки было «ускорение» социально-экономического развития страны. Практически все реформы первого этапа, осуществлявшиеся при помощи традиционных командно-административных методов, только усугубили экономические проблемы советского общества. Поэтому на XIX партийной конференции была изложена новая идеология и стратегия реформ, в основу которой была положена попытка заменить советскую модель социализма моделью так называемого «демократического социализма» западного образца. Однако и демократическая модель социализма» потерпела крах. Поэтому уже с осени 1988г. в СССР стал оформляться курс, альтернативный Горбачеву, получивший название «движение российского радикализма», связанный с именами Ельцина, Попова, сделавший ставку на полный разрыв с социалистическим идеалом и построение «народного капитализма». Какой же можно сделать вывод? Если говорить о перестройке в горбачевском понимании, то, наверное, правы те, кто ограничивает ее хронологические рамки периодом нахождения на высших партийных и государственных постах М.С. Горбачева (апрель 1985 — декабрь 1991 гг.). Но надо иметь ввиду, что вопреки ожиданиям ее организаторов, перестройка, в конечном счете, привела к глубоким изменениям в политической системе. 2. Форма государства Форма правления в процессе перестроенного периода претерпевает определенные изменения. На начальном этапе перестройки она оставалась олигархической, однако в ходе политической реформы, осуществлявшейся на основе решений XIX партийной конференции, когда были внесены заметные изменения в государственный механизм и Конституцию СССР 1977г., форма правления меняется. Высшим органом государственной власти становится Съезд народных депутатов СССР. Начинает действовать на постоянной основе Верховный Совет. Третий съезд народных депутатов в марте 1990г. изымает из Конституции СССР ст.6 о руководящей и направляющей роли КПСС. Ликвидация монополии КПСС в идеологии и государственной политике создали предпосылки для формирования многопартийности, а также создания демократических государственных структур не только на союзном, но и республиканском уровне. Этот же съезд ввел в механизм государственной власти пост Президента СССР (см. Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» //Правда. 1990. 16 марта). Пост Президента вводится и в РСФСР. Это было началом превращения республиканской формы правления из юридической фикции, которой она была до сих пор, в реальность. Перестройка характеризовалась демократизацией политического режима. Государство отказывается от уголовного преследования за инакомыслие. В соответствии с Законом СССР, а затем РСФСР «О средствах массовой информации» ликвидируется цензура на периодическую печать. Разрешаются митинги и демонстрации. Вместе с тем «демократизация» и «гласность» носили во многом декларативный, дозированный характер. «Гласность» во время перестройки, по мнению многих обществоведов, это горбачевский вариант свободы слова, когда и разрешалась критика дозволенного в определенных пределах. Вывод: тоталитарный политический режим пошатнулся. По его устоям были нанесены значительные удары. Но в рамках перестройки устои тоталитаризма не были еще полностью разрушены. В вопросах государственного устройства политика М.С.Горбачева мало отличалась от своих предшественников: провозглашался федерализм, а на практике осуществлялся унитаризм. Попытки сбить остроту межнациональных отношений прежними методами, лишь внешне модернизировав национальную политику, не меняя ее принципиальной сути, как это было сделано на сентябрьском (1989г.) пленуме ЦК КПСС, не только не удовлетворили союзные республики, но и резко усилили центробежные тенденции, что в конечном счете привело к распаду СССР. 3. Изменения в праве. Выделим основные тенденции в развитии права в период перестройки. Первая тенденция — возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства, отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному. Так, 24 октября 1990 г. в РСФСР принимается закон «О действии актов органов Союза СССР на территории РСФСР», в котором подчеркивалось, что в РСФСР действуют только те акты органов власти СССР, которые были приняты в пределах полномочий, определенных Декларацией о государственном суверенитете РСФСР. Вторая тенденция — обновление законодательства, связанное на первом этапе – до 1989г. – с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации общества, государства и экономики, а в последствии — с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономике, рынку на основе частной собственности, свободы предпринимательства и приватизации. В сфере государственного права вносятся многочисленные изменения в Конституции СССР и союзных республик, принимаются законы об учреждении поста Президента СССР, о выборах народных депутатов СССР, о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР и др. Гражданское право на первом этапе перестройки характеризовалось изменениями, не порывающими с социалистическими принципами. В это время принимаются законы, обеспечивавшие расширение хозяйственной инициативы предприятий и граждан. Важнейшими законодательными актами данного периода были: закон «О государственном предприятии» (июнь 1987 года), который предоставил предприятиям возможность самостоятельно планировать свою деятельность; закон об аренде (1988 год), санкционировавший заключение арендных договоров на землю на срок до 50 лет; закон об индивидуально-трудовой деятельности, легализовавший частную предпринимательскую деятельность. На втором этапе перестройки, под воздействием начавшегося перехода от государственного монополизма к многоукладности, в гражданское право вносятся изменения принудительного характера. В соответствии с законом «О собственности в СССР» (1990 год) осуществляется отказ от приоритета государственной собственности, допускается собственность советских граждан, под которой понимается частная собственность, коллективная собственность (представленная арендными, коллективными предприятиями, акционерными обществами и т.д.). По закону СССР от 4 июня 1990 года «О предприятиях СССР» разрешается предпринимательство в различных формах — от индивидуального до акционерных обществ и товариществ. Появляется блок законодательства, регулирующий деятельность коммерческих банков. Комплексом правовых актов расширяется свобода сделок с иностранной валютой.

 

СТУДЕНТАМ:: Лекции (УМК):: История отечественного государства и права ТЕМА 19. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (90-е ГОДЫ XX в. – ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) Вопросы: 1. Становление российской государственности после распада СССР. 2. Конституция РФ 1993 года. 3. Развитие права Российской Федерации. 1. Становление российской государственности после распада СССР История СССР завершилась принятием 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений, подписанных президентами трех советских республик – Белоруссии, России и Украины – С. Шушкевичем, Б. Ельциным, Л. Кравчуком. Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. В принятом заявлении подчеркивалось, что СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было заявлено об образовании СНГ (Содружества Независимых Государств), куда первоначально вошли Россия, Украина и Белоруссия. На алма-атинской встрече президентов бывших советских республик 21 декабря 1991 года Декларацию о создании СНГ подписали еще 8 республик бывшего Союза, кроме прибалтийских и Грузии. В алма-атинской декларации отмечалось, что СНГ «не является ни государством, ни надгосударственным образованием» и что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашением между участниками Содружества». Эти положения были подтверждены уставом СНГ, принятым в Минске 22 января 1993 года. Для координации деятельности государств СНГ были образованы Совет Глав Государств как высший орган содружества, а также Совет Глав Правительств. Позднее были созданы и другие рабочие и вспомогательные органы Содружества: Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, Совет министров внутренних дел, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, а также различные структуры в экономической, социальной и других областях (Таможенный совет СНГ, Электроэнергетический совет, Межгосударственный экономический совет, Межгосударственный банк и т. д.). Межпарламентское сотрудничество стала осуществлять Межпарламентская ассамблея, разместившаяся в Санкт-Петербурге. 25 декабря 1991 года М. С. Горбачев в выступлении по телевидению заявил о своей отставке с поста Президента СССР. С этого дня Россия официально становится самостоятельным государством. 21 апреля 1992 года РСФСР получает наименование: Российская Федерация – Россия, причем оба наименования являются равнозначными. Становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина драматизма состояла в том, что, став самостоятельной и сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала, с одной стороны власть Советов, а с другой – структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти. Противостояние между Президентом и Парламентом впервые обозначилось при оценке экономической реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Е. Гайдара при поддержке Б. Н. Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на промышленные и продовольственные товары, установлением высоких налогов на предпринимателей и предприятия, резким сокращением расходов на образование, науку, медицину и иные сферы социального бытия. По расчетам авторов реформы подобные меры должны были стабилизировать финансовое положение, сократить дефицит бюджета, вывести предприятия России на прочные связи с зарубежными предприятиями и организациями. Однако поспешность, значительные просчеты и ошибки в экономической политике привели не к улучшению положения, а к дальнейшему углублению экономического кризиса. Значительно ухудшилось и материальное положение населения. В этих условиях возник острый конфликт между Президентом и Парламентом относительно путей вывода страны и экономики из кризиса. Приверженец немедленных экономических реформ Б. Н. Ельцин встретил сильную оппозицию со стороны Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Для проведения экономических реформ Президент потребовал предоставления ему дополнительных полномочий, позволявших вносить необходимые изменения в законы и принимать иные оперативные меры по управлению экономикой. Мотивируя тем, что чрезвычайные полномочия Президенту на период реформ уже ранее давались, VII Съезд народных депутатов РФ в декабре 1992 года отказался ему их предоставить. В ответ Президент 10 декабря 1992 года выступил с обращением «К гражданам России и ко всем избирателям». Он обвинил Съезд народных депутатов и Верховный Совет в торможении реформ и стремлении узурпировать власть. Конституционному Суду РФ удалось тогда на время сбить накал противостояния. Но, как оказалось, ненадолго. Конфликт между представительными органами и Президентом вновь обострился в марте 1993 года, когда VIII Съезд народных депутатов в очередной раз отказал Президенту в предоставлении дополнительных полномочий, подчеркнув, что «Россия должна отказаться от использования чрезвычайных мер». Тогда Президент РФ Б. Н. Ельцин вновь обратился по телевидению к населению и заявил, что вопреки решению съезда он берет на себя дополнительные полномочия, которых ему не хватает для завершения экономических реформ и повышения материального благосостояния населения. В числе новых полномочий Б. Н. Ельцин назвал придание его указам высшей юридической силы. Он заявил, что любые решения органов и должностных лиц, отменяющие указы Президента РФ или противоречащие им, не действуют. IX Съезд народных депутатов РФ, срочно собравшийся 26 марта 1993 года, резко осудил попытку Президента наделить себя неконституционными полномочиями. В принятом постановлении Съезд отметил личную ответственность Президента РФ за усиление конфронтации и политического противостояния в обществе. 25 апреля 1993 года состоялся всероссийский референдум, на который было вынесено 4 вопроса: 1) Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Ельцину? 2) Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ? 3) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? 4) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Референдум показал, что население доверяет Президенту и его реформам, в то же время оно не желает досрочно переизбирать народных депутатов, которые стояли в оппозиции к реформам и Президенту РФ. В сложившейся обстановке Б. Н. Ельцин активизирует подготовку проекта новой Конституции РФ, который предусматривал устранение системы Советов народных депутатов. Было понятно, что Съезд народных депутатов в данном варианте Конституцию не примет. Поэтому Президент пошел на новый решительный шаг – разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета. 21 сентября 1993 года Президент обнародовал указ № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации». В нем говорилось: 1) о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ; 2) о назначении на 11–12 декабря 1993 года выборов в новый представительный орган РФ – Государственную Думу Федерального Собрания. На те же дни был назначен референдум по проекту новой российской Конституции; 3) до начала работы Федерального Собрания надлежало руководствоваться указами Президента или Постановлениями Правительства. По заключению Конституционного Суда указ Президента и его обращение к населению не соответствовали Конституции и явились основанием для отрешения Президента от должности. Решительно были настроены Верховный Совет и X Съезд народных депутатов. Они охарактеризовали указ № 1400 как акт государственного переворота и приняли решение об отрешении Президента Б. Н. Ельцина от власти и о передаче его полномочий вице-президенту А. Руцкому. Противостояние Верховного Совета и Президента продолжалось до 4 октября 1993 года и завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом Парламента. Не обошлось и без человеческих жертв, однако точное число погибших и раненых до сих пор не названо. Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему приступить к слому всей системы Советов. Указом от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов местного самоуправления в РФ» предусматривалось, что в краях, областях и иных субъектах Российской Федерации вместо Советов население должно избрать законодательные собрания, думы и т. п. в составе 15–50 человек, работавшие на постоянной основе. Указом Президента от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекращалась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и городах федерального значения они стали назначаться Президентом по представлению Председателя Совета Министров. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную Думу и была принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти и местного самоуправления в соответствие новой Конституции. 2. Конституция РФ 1993 года Поскольку текст Конституции обстоятельно изучается в курсе «Конституционное право РФ», при рассмотрении темы следует обратить внимание лишь на некоторые ее особенности. 1. Конституция закрепляет основные принципы правовой системы Российской Федерации, наиболее полно отражает кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период. В ней отсутствует задача построения коммунистического общества, что было в советских конституциях, нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах. В то же время закреплены институты частной собственности и предпринимательства. В целом по своей структуре и содержанию Конституция РФ наиболее близка к Конституциям развитых капиталистических стран – Франции, Италии, Японии, Германии. 2. Конституция юридически закрепляет республиканскую форму правления. Статья 1 Конституции гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». 3. Конституция зафиксировала принципиальную новизну в форме государственного устройства. Российская Федерация включает в себя 89 субъектов (21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, одну автономную область, 10 автономных округов), которые строятся не только по национальному, но и по территориальному признаку, а также равны между собой, о чем свидетельствует статья 5 Конституции. Никогда еще в истории нашего Отечества (Российской империи, СССР и России) не было, чтобы все без изъятия части государства рассматривались как равноправные субъекты. Относительное равенство субъектов РФ определяется единством их конституционных прав. Часть 2 статьи 5 гласит:»Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство». Часть 4 той же статьи говорит о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равны. 4. Принципиально иначе Конституция РФ закрепляет соотношение государства и личности. Если в условиях тоталитарных режимов на первое место ставилось государство, а личность обязывалась согласовывать свои интересы с интересами государства (в связи с этим второй раздел Конституции СССР 1977 года назывался «Государство и личность»), то в Конституции РФ устанавливается иной принцип. На первое место ставится личность, ее политические и экономические права. 5. Механизм государственной власти включает в себя следующие органы (см. схему) глава государства – Президент, представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; правосудие вершит система судов (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ). Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему государственных органов не входят. Система государственного управления Российской Федерации Особенностью государственной власти в РФ является также то, что она осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым в РФ преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, действовавший в советском государстве, где они часто совмещали функции законодательной и исполнительной власти. 3. Развитие права Российской Федерации В 90-е годы продолжался процесс формирования современной правовой системы, который был начат еще в условиях перестройки в рамках СССР. Он имел две ярко выраженных тенденции. С одной стороны, шло создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было. В числе наиболее принципиальных изменений, внесенных в систему отраслей публичного права, можно выделить: 1) создание налогового права, регулирующего обложение граждан и иных лиц системой налогов; 2) развитие банковского права; 3) возникновение антимонопольного законодательства; 4) законодательное регулирование общественных отношений в сферах государственной деятельности, которые раньше регламентировались на уровне постановлений правительства СССР, как правило, имевших гриф ограниченного распространения и недоступных для населения. В частности, были приняты законы: «Об оперативно-розыскной деятельности» (март 1992 года), «Об обороне» (сентябрь 1992 года), «О государственной границе» (апрель 1993 года), «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (апрель 1995 года), «О внешней разведке» (январь 1996 года) и др. С другой стороны, развернулась продолжающаяся в настоящее время новая кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях. Важнейшим после Конституции 1993 года достижением законотворческой деятельности российского государства является подготовка Гражданского кодекса РФ, который принимался Государственной Думой по частям. Часть первая была принята в 1994 году, часть вторая – в 1995 году, часть третья – в 2001 году. Гражданский кодекс регулирует многообразные имущественные и личные неимущественные отношения, которые возникают и развиваются в условиях рынка и экономической свободы личности. Первая часть кодекса закрепляет правовое положение граждан и юридических лиц, право собственности и другие вещные права, основания возникновения обязательств, а также порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Содержание второй части ГК составляют нормы, регулирующие гражданско-правовые договоры и обязательства: куплю-продажу, аренду, подряд, заем, кредит, хранение, страхование, доверительное управление имуществом, обязательства вследствие причинения вреда и др. Третья часть кодекса включает вопросы наследственного и международного частного права. Одна из особенностей нового ГК состоит в том, что при регламентации отношений собственности он исходит не из признания различных форм собственности (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты – граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. В 1995 году был принят Семейный кодекс РФ, заменивший Кодекс законов о семье и браке РСФСР 1969 года. Среди новых положений, включенных в Кодекс, особо выделим возможность заключения между супругами брачного договора. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Впервые в Кодексе появилась глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. Дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Исходя из интересов детей, Кодекс допускает возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания у родителей ребенка. Но при лишении родительских прав родители не освобождаются от обязанности содержать своего ребенка: с них взыскиваются алименты. Запрещается усыновление братьев и сестер разными лицами. В 1996 году был принят новый Уголовный кодекс. Он в значительной мере аккумулировал изменения в уголовном законодательстве, которые произошли в 90-е годы по сравнению с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года. Он отразил существенные изменения в общественных отношениях. Так, из перечня государственных преступлений исключены: особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся, нарушение правил о валютных операциях. Полностью теряют силу статьи, посвященные преступлениям против социалистической собственности, из хозяйственных преступлений перестают действовать составы: спекуляция, предпринимательская деятельность, коммерческое посредничество. Из преступлений против порядка управления исключается распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Вместе с тем среди государственных преступлений появляются такие ранее неизвестные, как воспрепятствование деятельности конституционных органов власти, организация или участие в незаконных вооруженных формированиях, призывы к совершению преступлений против государства. В разделе, посвященном преступлениям против жизни, здоровья, Кодекс впервые называет похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрическую больницу. Среди преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Кодекс выделяет: терроризм, заведомо ложное сообщение о терроризме, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. На изменения в уголовном праве повлияло принятие в 1991 году Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина. В ней провозглашалось, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность и что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан. В связи с провозглашением в Декларации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, были отменены статьи прежнего УК о нарушении правил паспортной системы и занятии бродяжничеством, попрошайничеством либо ведении другого паразитического образа жизни. Так как Декларация отразила стремление государства к отмене смертной казни, произошло сокращение составов преступлений, за которые в качестве наказания она предусматривается. Был расширен круг лиц, в отношении которых исключительная мера наказания не может применяться. Это женщины, лица в возрасте до 18 лет, а также мужчины в возрасте старше 65 лет. Кодекс предусматривает, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В настоящее время в связи с вступлением России в Совет Европы введен мораторий на применение смертной казни. Происходит обновление законодательства по другим отраслям права. В последнее время подготовлены и приняты новые кодексы: Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы. Они будут изучаться на старших курсах в соответствующих специальных юридических дисциплинах. Цель процесса обновления российского законодательства – создать систему эффективно действующих, хорошо согласованных норм права, способных гарантировать обществу надежный правопорядок, неукоснительную реализацию прав и законных интересов граждан.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений | Введение. Предмет дисциплины и ее задачи. Краткие сведения о развитии преобразовательной техники в России и за рубежом. Роль преобразовательной техники в народном хозяйстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.