Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Англо-американская школа




(неоклассика)

 

В 90-е годы XIX века сформировалась новая школа - англо-американская. Экономические условия появления этой школы:

- рост концентрации и монополизации производства;

- вызванная этими новыми условиями необходимость разработки основ экономической политики фирм.

Представитель этой школы развивают дальше принципы маржинализма и, используя теорию предельной полезности и факторов производства, сосредоточили основное внимание на создании развернутой теории цены.

Главой английской (кембриджской) школы был Альфред Маршал.

Альфред Маршал (1842 - 1924гг.). Он наиболее полно развил учение классической школы и положил начало неоклассическому направлению, используя основные поскулаты классики::

- об экономической свободе (экономический либерализм);

- об автоматическом саморегулировании;

- об отрицательных последствиях государственного вмешательства.

Сам Маршалл объявил Д.Рикардо одним из авторов теории предельной полезности, а себя - продолжателем рикардовского учения.

С 70-х годов ХХ века наблюдается рост популярности неоклассического направления (так называемое неоклассическое возрождение).

Основные работы А.Маршалла: “Экономика промышленности” (1889г.), “Промышленность и торговля” (1919г.), “Деньги, кредит и торговля” (1923г.). Но главную популярность принесла работа “Принципы политической экономии” (1890г.).

В этой работе Маршалл пытался сделать политическую экономию математической наукой и предлагал политическую экономию назвать “экономикой”. Маршалл считал, что центр тяжести по проблеме стоимости необходимо перенести на изучение закономерностей взаимодействия спроса и предложения: в каждой данной ситуации он принимает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия изменения этого одного элемента.

Этот аналитический метод Маршалла называют методом частичного равновесия.

Теория цены А.Маршалла является симбиозом трех теорий: издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.

По его мнению устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, то есть когда спрос уравновешивается предложением.

Маршалл сделал вывод, что “цена спроса”, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется полезностью товара, при этом саму полезность рассматривал как максимальную цену, которую может уплатить за товар покупатель.

А.Маршалл в “Принципах политической экономии” (1890г.) утверждал, что предельные полезности, соизмеримые в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены, которые потребители готовы уплатить за то или иное благо и называл их ценами спроса. Для объяснения этого закона спроса А.Маршалл в “Принципах политической экономии” приводит пример покупки и потребления чая, отмечая, что потребитель будет покупать разное количество чая в зависимости от цены.

При разработке проблем спроса А.Маршалл ввел понятие “эластичность спроса”, (функциональную зависимость спроса от изменения цены), при этом А.Маршалл говорил, что наиболее неэластичный спрос на воду, соль, картофель, сахар и другие товары массового потребления, то есть в случае, если изменение спроса на товар массового потребления, то есть в случае, если изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет неэластичным.

Итак, одна основа концепции цены - спрос.

Другой основой концепции цены Маршалла являлось предложение.

Он считал, что кривая возрастающих издержек и цен предложения определяются субъективными переживаниями производителей.

А.Маршалл издержки производства сводил к комплексу отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы и воздержанием предпринимателей (усталости рабочих, тягостные переживания предпринимателей в связи с отказом от непроизводительного потребления и страхом, беспокойством с возможностью банкротства).

В “Принципах политической экономии” А.Маршалл рассматривал механизм динамики издержек производства в зависимости от изменения объема производства на микроэкономическом уровне (применительно к отдельным предприятиям).

Он выделял три возможных варианта (или закона) этой динамики. Первый вариант (или закон постоянной отдачи): цена предложения фирмы зависит от денежных издержек производства только в том случае, если издержки производства единицы продукции останутся неизменными при разных объемах производства.

Второй вариант, когда действует закон возрастающей отдачи: в связи с увеличением объема производства издержки производства единицы продукции снижаются.

Третий вариант (закон падающей отдачи) отмечается рост издержек производства единицы продукции при росте производства данной фирмы.

То есть А.Маршалл цену предложения фирм связывает с объемом производственной продукции и определяет предельными издержками производства.

Итак, А.Маршалл в общей теории цену динамики спроса объяснял предельной полезностью, а динамику предложения - возрастающими издержками производства.

Обе эти функции (спрос и предложение) он изображал как связанные между собой кривые. Цена “равновесия” устанавливается в точке пересечения кривых, при равенстве спроса и предложения.

В “Принципах политической экономии” А.Маршалл исследовал стихийное регулирование рынка цен в условиях свободной конкуренции. Но в то время уже шел процесс монополизации. И А.Маршалл в книге V, глава XIV, которая называется “Теория монополий” закладывает основы теории монополистической конкуренции.

Историческое место экономической теории А.Маршалла состоит в том, что она оказала значительное влияние на развитие политической экономии. Разработанные им теории спроса и предложения, издержек производства заняли прочное место в экономической науке. Современные экономисты активно используют и вносят свои модификации и его теорию полезности, эластичности спроса и предложения, совершенной конкуренции, микроэкономического анализа.

Уильям Стэнли Джевонс (1835 - 1882гг.). Другим представителем английской школы был Уильям Стэнли Джевонс: один из основоположников теории предельной полезности, основатель математической школы политической экономии, профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере.

Основное экономическое произведение У.Джевонса “Теория политической экономии” (1871г.).

У.Джевонс предпринял попытку перестроить экономическую науку, отказавшись от традиций классической политической экономии. В центре своего исследования У.Джевонс поставил отношение человека и продукта, основную задачу экономической науки видел в изучении условий получения потребителем максимума наслаждения с минимумом затрат.

По У.Джевонсу ценность товаров и услуг определяется из полезности. Поэтому отправной точкой его исследований становится индивид и его желания (потребности), а основное внимание У.Джевонс сосредотачивает на изучении индивидуального хозяйства натурального типа.

Основным законом потребления У.Джевонс считал закон убывающей полезности.

Теоретически весь запас благ, которым обладает индивид, по У.Джевонсу можно разделить на любое число частей. Полезность последнего добавления бесконечно малого количества этого запаса получила название “конечной степени полезности” (finac degrec of utility).

У.Джевонс ссылался на убывание приятных ощущений по мере насыщения потребности. Его идея заключалась в том, что люди стремиться максимально увеличить свое совокупное “наслаждение” (удовлетворение потребностей).

человек делает это, распределяя средства на покупку товаров и услуг таким образом, что предельная полезность, которую он получает, отдавая одну крону за товар одного рода, должен быть равен предельной полезности, полученной в расчете на одну крону от другого товара.

Материальные блага, по У.Джевонсу, делятся на товары, нетовары и антитовары:

- товары - это вещество, действие или услуга, которые приносят наслаждение и предотвращают страдания;

- нетовары - это предмет, потребление которого не дает ни того, ни другого;

- антитовары - материя или действие, от которого надо избавляться (пепел, сточные воды).

Вывод: величина ощущений определяется рыночной ценой, а уровень рыночной цены - ощущениями.

Теории У.Джевонса не имели успеха в конце XIX века, но с формированием экономико-математической школы приобрела мировую популярность.

Аналогичным образом У.Джевонс искал закон убывающей полезности в сфере физиологии, за пределами экономики и распространял этот закон на все виды потребления материальных благ.

Артур Сесил Питу (1877-1959гг.) - представитель английской (кембриджской) (см.примечания) школы, ученик и последователь А.Маршалла. Он совершил подлинный прорыв в неоклассическом анализе.

Его исследования: проблемы тарифной политики, цикличность колебаний производства, занятость, государственные финансы.

Его главная работа “Богатство и благосостояние” (1912г.) издана в 1920 году под названием “Экономика благосостояния”, содержит зачатки теории государства всеобщего благоденствия.

А.Пигу был одним из первых неоклассиков, кто подверг сомнению совершенство рыночного механизма и свободной конкуренции. Он считал, что есть причины, нарушающие действие этого механизма. Это причина, по А.Пигу, прежде всего неизбежность возникновения монополий, которые устанавливают контроль над рынком, обуславливают рост цен и снижение уровня инвестиций, а, следовательно, снижение возможного уровня “национального дивиденда” (национального дохода), вот почему возникает необходимость ограничения монополистических тенденций со стороны государства.

А.Пигу рассматривал две формы государственного вмешательства в экономику - косвенную и прямую.

Косвенные меры (налоги, субсидии) предлагались им для устранения отрицательных экономических последствий, возникающих в условиях простой конкуренции.

Антитрестовское законодательство А.Пигу считал полезным, но малоэффективным средством борьбы с монополией.

Он выступил с идеей прямого вмешательства государства в отрасли, наиболее подверженные возникновению монополистической власти (железные дороги).

Такое вмешательство должно было осуществляться в форме непосредственного контроля над ценами и тарифами.

Разработка А.Пигу “экономики благосостояния” способствовала утверждению идеи государственного вмешательства в экономическую жизнь.

А.Пигу считал безработицу результатом слишком высокой заработной платы.

Примечание: Кембриджская школа

Неоклассическая школа, как известно, имела своим фундаментом теорию равновесия, достигавшегося благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Однако все больше е внимание ученых- экономистов стала привлекать роль денежной системы и ее воздействие на реальное развитие экономики, возможность использования денежно-кредитной политики в качестве инструмента антициклического регулирования.

Первой реакцией на эти потребности можно считать разработку новых денежных теорий.

В работах А.Маршалла, А.Пигу, а также в ранних работах Дж.М.Кейнса получила оформление так называемый кембриджский вариант количественной теории денег или теории кассовых остатков.

Основная идея количественной теории денег (непосредственное влияние изменения денежной массы на уровень цен) оставалась неизменной. Новым в теориях кембриджской школы явилось то, что в центре анализа оказались мотивы, определяющие накопление наличных денег в кассах фирм и у отдельных лиц.

Стремление общества хранить устойчивую часть своих доходов в денежной форме рассматривалось представителями кембриджской школы как важнейшее условие автоматического восстановления равновесия в экономической системе при наличии гибкой системы цен - этой обязательной предпосылки неоклассического анализа.

Повышение или понижение цен, по кембриджской версии, вызывает изменение реальной ценности тезаврируемой суммы денег (то есть хранение дохода в его денежной форме).

Чтобы сохранить эту тезаврируемую сумму неизменной, субъекты (в случае роста цен) будут стремиться увеличить денежную часть своего дохода и, следовательно, сокращать его потребляемую часть. И наоборот, будут сокращать тезаврируемую часть и увеличивать потребляемую часть своего дохода в случае снижения цен.

Именно это стремление к сокращению реальной стоимости денежной части довода выступает у представителей кембриджской школы как автоматический регулятор восстановления равновесия на рынках товаров: рост цен вызовет снижение потребления, что, в свою очередь, приведет к сокращению спроса и падению цен; а понижение цен, напротив, стимулирует расширение спроса и последующему увеличению цен.

Этот эффект, впоследствии получивший название “эффект Пигу” или “эффект реальных кассовых остатков”, широко используется в современной неоклассической теории (например, П.Самуэльсоном).

Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938 гг.) - американский профессор, основоположник своеобразного, американского варианта теории предельной полезности. Его основные работы: “Философия богатства” (1886г.), “Распределение богатства” (1889г.), “Возможность построения научного закона заработной платы” (1889 г.), “Сущность экономической теории” (1907г.).

Д.Кларк разделил экономическую науку на три раздела: II-й раздел был посвящен поискам универсальных законов. Исследуя изолированное хозяйство и психологию потребителей, он вывел три универсальных закона:

- закон предельной полезности;

- закон специфической производительности;

- закон убывающей производительности.

II-й раздел экономической науки он отводил анализу экономики в статистическом состоянии (изображал экономические законы как законы равновесия).

III-й раздел экономической науки был посвящен Д.Кларком выяснению закона динамики экономики, причем процесс развития он трактовал как переход от одного уровня равновесия к другому и все изменения считал только количественными.

В основу теории цены Кларк положил “закон предельной производительности”, который является по сути видоизмененным вариантом теории предельной полезности, разработанной австрийской школой. В чем суть новаций Кларка в этой теории? Он заявляет, что экономически значимую оценку блага дают не индивиды (как считали представители австрийской школы и А.Маршалл), в группы покупателей. Кларк выделял многообразие полезности у каждого товара. для иллюстрации он брал яхту. Ее полезные свойства, по Кларку:

- сухое дерево, способное удерживать человека на воде;

- способность передвигаться по воде;

- сохраняет человека сухим;

- быстрое и безопасное передвижение с помощью парусов;

- обеспечивает удовлетворение эстетических потребностей, создание комфорта.

Эти пять полезностей определяют полезность яхты в целом. Но так как цена определяется не отдельным лицом, а группой покупателей, постольку, по Д.Кларку, из пяти полезностей будет предельной полезностью для покупателей только определенной группы. И только покупатели пятой группы смогут по своим доходам купить яхту.

Идеи англо-американской школы, возникшие в конце XIX века, были широко распространены вплоть до 30-х годов ХХ века. Но в первой половине 30-х годов под влиянием Великой депрессии началось падение престижа этой школы, как школы, стоящей на позициях свободной конкуренции и принципа laisser faire. И все же теории предельной полезности и предельной производительности, претерпев определенную эволюцию, вошли в качестве важной составной части в современные экономические теории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.