КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль государства в экономике
© Идея «экономического либерализма». © Критиковал монополии, даваемые государством отдельным компаниям, и политику протекционизма во внешней торговле. © Был невысокого мнения о способности чиновников управлять государственными мануфактурами. © Но государство может стимулировать экономику путем создания инфраструктуры, финансирования образования и науки для ускорения технического прогресса, а также путем юридического оформления правил свободной конкуренции. © Совокупный спрос автоматически поглощает весь объём продукции, произведенный в соответствии с существующей технологией и ресурсами в условиях экономики с гибкими ценами. © Принял принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. © В случае их принятия н предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукт а, т.е. экономических кризисов. "Долгожительство" концепции Ж.Б.Сэя о законе рынков: ü Смитовский "естественный порядок" - гибкость цен и заработной платы, взаимовыгодный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка. По "закону Сэя" иной ход вещей совершенно неприемлем. ü Исключает всякое вмешательство в экономику извне. Требование о минимизации бюрократического государственного аппарата, недопущении протекционизма. ü Предрекает поступательное развитие рыночных экономических отношений в обществе на базе достижений научно-технического прогресс а. Т.о. при достижении и соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг в условиях смитовского "естественного порядка" обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. При бартерной экономике деньги -счетные единицы и совокупный спрос на них равен ценности всех подлежащих к обмену на деньги товаров => общее перепроизводство действительно было бы невозможным. => «"Продукты уплачиваются за продукты" во внутренней торговле так же, как и во внешней». Ж.Б.Сэй фразу "предложение создает соответствующий ему спрос" никогда не использовал, а изобретена она была Дж.М.Кейнсом, прибег к ней, чтобы опровергнуть мысль Ж.Б.Сэя о том, что только тот или иной товар в отдельности может быть произведен в избытке, но никогда не все товары сразу. 33) Теория народонаселения Т.Мальтуса. Утопический социализм - распределить равномерно богатство. Один из представителей У. Годвин (1756-1836) «Трактат о политической справедливости»: · Шаг к разрешению всех проблем- перераспределение собственности. · Единственным достойным занятием для человека- умственный труд. Физ труд- жесткая необходимость. В будущем физический труд будет сокращаться. · Прогресс разума позволит увеличить производительность труда в с/х и люди забудут о голоде. На более высокой стадии развития человека рождаемость будет сокращаться т.к.: ~ Просвещение индивидов ~ Снижение половой активности- презрение к чувству наслаждения. · Главная цель: Освобождение личности, для этого создать условия для всестороннего интеллектуального развития: доступ к обращению и расширению умственного труда. Т. Роберт Мальтус (1766-1834) – живет в эпоху промышленного переворота в Англии, когда наблюдался рост бедных. Мальтус родился в семье зем. Помещика. «Опыт о законе народонаселения….» (1798) за его жизнь корректировалась 5 раз. В этой книге он критикует взгляды: ~ Кондорса (1743-1798)- фр. Философ: подъем производства обеспечит подъем уровня жизниàувеличит население ~ У. Годвина- считал супружество коммерческой сделкой или рабством. Был женат два раза. Мальтус натолкнулся на идеи некоторых авторов 18 века о том, что ─ Люди размножаются быстрее, чем растут средства существования ─ Если рост населения ничем не удерживать, то оно может удваиваться каждые 20-25 лет.(Контильон, Франклин, Ортее) говорили об этом, Мальтус принимает их сторону. Теория народонаселения Мальтуса - формальное возвращение фактов, хотя и позабытых. Одни считали ее великим открытием, другие вредоносной новостью. «Проводит аналогии между природой и обществом: в природе животные и растения ограничены недостатком места (и пищи тоже), то же самое происходит и в обществе. «Средство существования людей в силу закона убывающего плодородия почвы не может возрастать быстрее в то время, как население удваивается каждые 25 лет => население растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию в арифметической. «Массовую бедность можно предотвратить только нравственным воспитанием. Нельзя отношения между людьми ставить рыночные отношения. «2 группы препятствий для ограничений численности населения: ∆ Предупредительные - носят примитивный характер ü Вступать в брак можно лишь в твердой уверенности, что крепко стоишь на ногах. Принцип материального благополучия очевиден, но М. не относил это положение к рабочему классу + надо учитывать возраст вступления в брак зависит от средней продолжительности жизниà М против ранних браков принять закон отодвижения гражданского совершеннолетия. ü Каждый отвечает за собственное благоразумие ü Каждый рассчитывает только сам за себя ü Против любой социальной помощи бедным. ∆ Разрушительные ü Вредные для здоровья занятия ü Дурное питание детей по причине крайней бедности ü Болезни, голод, эпидемии ü Война 2 серьезные ошибки: 1. Недооценил возможности технологического прогресса в производстве продуктов питания, а также биологической природы этого производства Неправильно истолковал причины, обуславливающие рост численности населения.Не похотливость, а прогресс медицины и улучшение жизненного уровня позволяет уменьшить детскую смертность и увеличить продолжительность жизни. Теория третьих лиц Т.Мальтуса. Мальтус против трудовой теории стоимости Рикардо, противопоставил ей один из вариантов теории стоимости Смита – определение стоимости товара трудом, который покупается на данный товар. Теория не объясняет, как капиталы с разной структурой (долей вложения в труд) приносят одинаковую норму прибыли. Кроме того, если з/плявляется лишь частью стоимости, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом - неэквивалентный обмен, то есть очевидное нарушение законов рыночной экономики. Количество труда, которым может распоряжаться товар, обусловлено издержками его производства: ─ Затраты живого и овеществленного труда ─ Прибыль на вложенный капитал - излишек сверх труда, затраченного на производство товара. Тем самым скрывалась подлинная ее природа, а сама она трактовалась как надбавка к цене товара, возникающая в обращении. Из учения о стоимости и прибыли вытекала теория реализации "теория третьих лиц". В условиях капиталистического общества, состоящего только из 2 классов-капиталистов и наемных рабочих, реализация прибыли невозможна, ибо рабочие на свою заработную плату могут купить только часть произведенных товаров. Не может быть решена проблема и обменом товаров между капиталистами, ибо то, что каждый из них выигрывает от надбавки к цене своих товаров, он тотчас теряет как покупатель чужих товаров. Мальтус отделил прибыль от труда. Источник прибыли - продажа товара выше его стоимости. Реализация любого количества товаров и услуг не может быть обеспечена за счёт совокупного спроса рабочих и капиталистов вследствие продажи товаров на рынке выше их стоимости. Решение проблемы реализации - в постоянном росте непроизводительного потребления упомянутых “третьих лиц”, якобы могущих создать необходимый дополнительный спрос на всю массу производимых в обществе товаров =>делают возможной реализацию прибыли капиталистов. Источник затрачиваемых на покупку товаров землевладельцами, чиновниками, священнослужителями и т.п., он не объяснил (рента и налоги, которые выплачивают и капиталисты и рабочие).Существование указанных лиц - необходимое условие для существования рыночной, капиталистической экономики. Недостаток теории реализации: не объяснил, откуда “третьи лица” возьмут финансовые средства для оплаты прибыли. 34) Историческая школа Германии: предмет и метод экономической теории (Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд). начале 19 века Германия - союз из 38 государств, разделенных между собой полит и эконом границами(существовали таможни). Наиболее продвинутым направлением научной мысли считалась социальная история. Немецкие историки выступили против положений английской политэкономии и сочли ее выводы неприемлемыми для условий Германии. Экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые учитывают: ü географическое местоположение, ü полезные ископаемые, ü климат, ü национальную психологию, ü вероисповедание. В своем развитии историческая школа проходит 2 этапа: 1. Старая историческая школа. В.Рошер «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» 1843 г., Б.Гильдебранд «Политэкономия настоящего и будущего» 1848 г. 2. Новая историческая школа. 70-х г 19 века. Представители новой: Г.Шмойлер, Л. Брентано, К.Бюхер.Считали, что английская школа слишком космополитична, и были против. Защита национальной специфики хозяйства. Государственные институты. Условия возникновения и особенности «старой» исторической школыПосле франко-прусской войны происходит объединение Германии, и начинается ее ускоренный эконом рост. Что способствовало этому росту: - Контрибуция в 5млрд дойчмарок - Германии отходят промышленно развитые регионы Франции: Эльзас и Лоторингия (уголь) Сложившаяся в 40—50-е гг. XIX в. историческая школа в эк.науке отличалась фетишизацией национальной специфики хозяйства различных стран и возвеличиванием роли государственных институтов. Создателем исторической школы был Фридрих Лист (1789—1846). «Национальная система политической экономии» (1841): каждая нация имеет свой путь экономического развития, экономика отдельных стран подчиняется собственным законам. В поступательном движении национальной экономики он выделяет 5 стадий: дикость, пастушеская стадия, земледельческая, земледельческо-мануфактурная и земледельческо-мануфактурно-коммерческая. Достижение последней, высшей стадии требует государственного покровительства, «воспитательного протекционизма», имеющего целью создание единого национального рынка, устранение внутренних барьеров и в то же время защиту от подавления национального хозяйства более развитыми, более мощными производительными силами других государств.У наций разные силы и разные интересы, и их должны ограждать государства.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |