Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования гражданского общества в Украине

Социально-экономические и политические реформы в Украине, начиная с 1990–х годов, создают важные предпосылки становления гражданского общества в Украине. Следует сказать, что в какой-то мере гражданское общество существовало в нашем государстве и в советские времена. Но в авторитарно-тоталитарном обществе сфера частной жизни людей подчинялась государству, сокращалась до масштабов свободомыслия "на кухне". Разгосударствление собственности заложило основу экономической независимости личности. Однако, в активе государства по-прежнему сохраняется непропорционально большая часть средств производства. Значительная часть собственности, перестав быть государственной, была присвоена "новой" старой бюрократией, но уже на правах частной. Основная масса населения и сейчас остается наемными работниками. При этом условия найма для многих существенно ухудшились: возросла продолжительность рабочего дня, отсутствуют социальные гарантии занятости и т.п. Значительная часть трудоспособного населения не включена в активную экономическую деятельность, в первую очередь, из-за фискальной налоговой политики. Существенную роль в экономике играет криминальный бизнес.

В этих условиях политические, общественные проблемы уходят на второй план, уступая необходимости удовлетворения жизненных потребностей гражданина, его семьи.

Для становления гражданского общества необходимым условием является также наличие развитой, многообразной социальной структуры. При этом, как уже указывалось ранее, особое значение имеет наличие экономически обеспеченного и независимого "среднего класса". За годы независимости в Украине сформировался "средний класс", но его доля в социальной структуре общества очень низкая (по данным социологических исследований от 10 до 15 %). Более того, произошла люмпенизация многочисленных слоев населения, поляризация богатых и бедных. Более 2/3 населения Украины занимают положение ниже "среднего класса" и существуют в условиях неопределенности и неуверенности.

Наибольших успехов Украина достигла в развитии и разветвленности демократии. Свидетельством этому является деятельность многочисленных политических партий и общественных объединений граждан, развитие разнообразных средств массовой информации. В условиях гражданского общества партии выражают интересы и формулируют политические приоритеты определенных социальных групп. Тот факт, что парламент Украины начиная с 2006 г. формируется по пропорциональной избирательной системе, то есть на партийной основе, должен способствовать усилению связи между государством и гражданами.

И все же, несмотря на все препятствия и сложности, гражданское общество в Украине все настойчивее заявляет о себе. Доказательством этого являются события конца 2004 – начала 2005 гг. – "оранжевая революция". Она состоялась при поддержке среднего класса, выразила стремление широких слоев населения – контролировать деятельность властей. Последующие события показали, что институты гражданского общества в Украине не получили еще должного развития и потребуется много усилий для того, чтобы реформировать государство, общество и самого гражданина.

9.4. Правовое государство: сущность и основные принципы.

Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. В чем же суть понятия “правовое государство”, каждое ли государство можно назвать правовым?

На начальных этапах своей истории государства воплощали политический порядок, основанный на сложившихся в обществе традиционных номах и верованиях. Они были слабо институционализированы, а правители обладали практически не ограниченной властью. Однако впоследствии отношения властвующих и подвластных приобрели более упорядоченный характер, стали строится на основе права.

Правовой порядок отношений государства и общества, начиная с ХVIII в., закреплен конституцией, ставшей основным законом государств. Будучи сводом юридических актов, законов и постановлений, определяющих основы государственного устройства и способы формирования государственной власти, конституции одновременно возвестили о новом положении личности в государстве. Первые правовые документы конституционного характера, ограничивающие деятельность монархов и возвестившие о формировании нового политического порядка, появились в Англии в ХIII в. Первые полновесные конституции были приняты в 1789 г. в США и в 1791 г. во Франции.

Принципиально новый этап в развитии государственности связан с идеей правового государства. Она стало основой развития в обществе конституционной государственности. Суть ее составляет стремление ограничить государственные органы от вмешательства в личную жизнь индивида, желание защитить основные права и свободы личности, гарантировать каждому самостоятельность и независимость в выборе его жизненного пути.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своей деятельности правом, призванном защитить права и свободы личности и подчинить властные органы контролю суверенного народа. Его концепция складывалась постепенно на протяжении многих столетий. Отдельные идеи, ставшие ее основанием, были высказаны еще в Древней Греции. Мыслители либерализма придали ей более четкие очертания, сам же термин “правовое государство” утвердился в трудах немецких юристов К.Т. Вельнера, Р. Моля и др.

Важнейшими проблемами, требующими внимательного рассмотрения, являются сущность и основные принципы правового государства. В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право, закон.

Основополагающие принципы правого государства (см. рис. 9.3):

Рисунок 9.3 – Принципы правого государства

1) Верховенство права и закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

2) Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким “даром” властей, а принадлежат ему от рождения.

3) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Подчиняясь праву, государственные органы не должны нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

· ответственность правительства перед представительными органами;

· дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

· импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах основывается и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная.

4) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет полномочия блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающие такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

5) Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. Механизм контроля за действием законов должен включать: а) использование комплексных средств (экономических, правовых, социально-психологических, нравственных и др.); б) применение целевых комплексных программ реализации законов; в) систематический контроль за выполнением законов и применение мер поощрения и санкций; г) анализ причин нарушения законности; д) оценку – по определенным показателям – эффективности действия отраслей, правовых институтов, отдельных или многих законов, их норм; е) анализ влияния законности на динамику регулируемой сферы общественной жизни.

Было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией “Всеобщая декларация прав человека”, “Пакт об экономических, социальных и культурных правах”, “Пакт о гражданских и политических правах” и ряд конвенций. Например, “Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, “Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий” и др. В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности, составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия “гражданское общество” в его широком и узком значениях.

2. Назовите основные условия жизнедеятельности и функционирования гражданского общества.

3. В чем состоит диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства?

4. Какова структура гражданского общества?

5. Охарактеризуйте социальные функции, выполняемые гражданским обществом.

6. Охарактеризуйте достигнутую стадию гражданского общества в Украине. Какие факторы способствуют или препятствуют формированию гражданского общества в Украине?

7. Проанализируйте понятие “правовое государство”, определите степень его зависимости от уровня развития гражданского общества.

Литература

1. Перегудов С. Гражданское общество в политическом измерении // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – № 12.

2. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

3. Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.

4. Резник О. Особистість і громадянське суспільство: досвід теоретичного осмислення // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2002. – № 3.

5. Тимошенко В.І. Правова держава. – К., 1994.

6. Ходаківський М. Громадянське суспільство і національна держава // Віче. – 1998. – № 7.

7. Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе правового государства // Вестник МГУ. – Серия 12. – 1997. – №2.

8. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. – 1996. – №5.

Тема10. ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

1. Социальные функции и виды выборов.

2. Принципы выборов.

3. Избирательные системы.

Политология выделяет три основных пути достижения и удержания власти: престолонаследие путь насилия, диктатура и демократические выборы. Выборы – это демократический способ формирования, периодической или внеочередной смены персонального состава органов государственной власти или подтверждение их полномочий на новый срок. Выборы – это процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление дееспособных граждан путем голосования за кандидатов, выдвинутых в соответствии с установленными законом правилами и процедурами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и функции гражданского общества | Социальные функции и виды выборов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.