Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные тенденции в развитии политического лидерства




В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился ряд новых тенденций. Масштабные стрессовые ситуации для огромного множества людей, которые принес с собой ХХ век, и коренные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, породили глобальные проблемы, бросающие вызов человеческой цивилизации. Данные обстоятельства предъявили новые, повышенные требования к политическим лидерам. Масштабной тенденцией в эволюции лидерства стал резкий рост ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества.

Важной тенденцией в развитии политического лидерства в последние десятилетия является концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Особенно это отличает политических лидеров демократических государств. Развитие данной тенденции обусловлено многими обстоятельствами. Главное из них заключается в том, что рост благосостояния нации, связанный с активностью того или иного политического лидера, – наиболее зримый показатель для признания политического деятеля как политического лидера. Другое обстоятельство связано с огромными временными рамками политической активности (например, президенты выбираются на 4-5 лет). Высокий экономический результат, рост благосостояния нации – самый прочный фундамент для надежды быть избранным еще на один срок.

Американский политолог Р. Такер отмечает такую тенденцию как уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев, таких, например, как Наполеон. Причин очень много. Это и разделение властей, и ограничение деятельности лидеров конституционными и правовыми нормами и др. Кроме того, как уже подчеркивалось, крупные политические лидеры появляются в периоды глубоких кризисов. Кризисные периоды – это война и связанная с ней разруха, это глубочайшие спады производства в связи с циклическим характером развития экономики. Если иметь в виду данные, типичные для прошлого кризисные ситуации, то их вероятность в настоящее время по известным причинам существенно снижена. Новая мировая война грозит самому существованию человечества в силу возможного использования ядерного оружия. Что касается экономических кризисов, подобных кризису 30-х годов, то современные государства научились их прогнозировать и не допускать. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры – герои, а такие политические лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопасность, рост благосостояния народа и права человека.

По мере сокращения в мире недемократических режимов и соответственно становления новых демократических государств обнаруживает свое самостоятельное действие тенденция сокращения границ власти политического лидера. Развитию данной тенденции способствует совершенствование системы разделения властей.

Особо следует выделить такую тенденцию в развитии лидерства как профессионализация. Политический труд постепенно становится профессией, аналогичной профессии конструктора, врача или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет свой род занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления и некоторых других учреждениях.

В ряде стран (Япония, Франция, США и др.) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Такие меры, сочетаемые с развитием политического участия граждан и укреплением контроля за власть имущими, способствуют повышению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества.

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание понятий “лидерство” и “политическое лидерство”.

2. Как обосновывается природа лидерства в теории черт? В чем недостатки этой теории?

3. В чем достоинства и недостатки ситуационной теории?

4. Что нового открывает психоанализ в понимании природы лидерства?

5. В чем сущность типологии лидерства в работах М. Вебера?

6. Какие типы лидерства выделяются в зависимости от сложившегося имиджа лидера?

7.Раскройте содержание функций политического лидерства.

8. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный лидер?

9. Какие типы лидеров представлены на политическом олимпе Украины?

Литература

1. Выдай А. Лидерство: мужчина и женщина // Персонал. – 2001. № 3.

2. Дурдин Д. Н. "Образ" политического лидера и возможности его измерения // Полис. – 2000. – № 2.

3. Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001.

4. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

5. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.

6. Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.

7. Почепцов Г.Г. Имиджиология. – К., 2001.

8. Щербинина Н.Г. Теория политического лидерства: Учебное пособие. – М., 2004.

9. Юрченко Н. Феномен политического лидерства // Политический менеджмент. – 2004. – № 1.

Тема 15. ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Внешняя политика государства: функции, цели, средства.

2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы.

3. Современные тенденции развития международных отношений.

4. Украина в системе международных отношений.

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене.

Рассмотрение политики на международном уровне целесообразно начать с выяснения сущности внешней политики государства.

1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства

Внешняя политика – это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Внешняя политика любого государства являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным устройством общества и выражает их на международной арене. Внешняя политика сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества, укрепления мира, решении глобальных международных проблем.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими государствами.

Специфические особенности внешней политики:

– она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие, по меньшей мере, с двумя и более странами;

– ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития;

– в мире существует около 200 различных государств с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Для налаживания взаимоотношений с другими государствами нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государства. Тем самым, внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

На формирование и реализацию внешней политики государства влияют как объективные, так и субъективные факторы. Обилие объективных факторов, оказывающих воздействие на внешнюю политику можно свести в три группы.

Первая группа – это факторы внутренней социальной среды:

– политическая структура общества,

– структура государственного аппарата,

– экономический потенциал общества,

– демографическая структура общества и др.

Вторая группа – факторы внешней социальной среды:

– характер и состояние сопредельного окружения (общественно-политическая обстановка в соседних государствах),

– блоковая принадлежность,

– степень интегрированности в систему международных отношений,

– общее состояние и тенденции развития системы международных отношений.

Третья группа – геополитические факторы:

– географическое положение страны,

– особенности территории,

– природные ресурсы.

Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы.

Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние и территориальные. Во многих случаях они выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации, территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций. Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Природные ресурсы во многом определяют сырьевой и энергетический потенциал страны.

К субъективным факторам, влияющим на внешнюю политику, относят:

– личные способности политических лидеров,

– качество подготовленных и подписанных внешнеполитических документов,

– общественное мнение и настроения в обществе по поводу основных проблем и направлений внешней политики.

При разработке внешнеполитического курса государства требуется учет всей совокупности перечисленных факторов.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная – противодействие любым проявлениям агрессии со стороны других государств, защита прав и интересов страны и ее граждан за границей.

2. Представительно - информационная имеет двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. Эта функция играет важную роль в формировании правильных представлений о месте государства в расстановке сил на международной арене и дает возможность проведения реалистической внешней политики.

3. Переговорно-организаторская – направлена на установление и укрепление торгово-экономических, научно-технических, культурных и иных связей с различными государствами.

В своей внешнеполитической деятельности государства преследуют следующие основные цели:

· Защиту государственного суверенитета против внешних поползновений и постоянную заботу о безопасности страны;

· Сохранение целостности государственной территории;

· Создание внешних условий, благоприятных для экономического сотрудничества, культурных связей с другими странами, развитие иностранных инвестиций, туризма и т.п.;

· Влияние на внешнее окружение контроль за нежелательными в отношении данного государства действиями, нейтрализации их;

· Внесение своего вклада в построение нормальных международных отношений, основанных на фундаменте международного права.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой характер

Слово “ дипломатия ” происходит от греческого cлова “diploma” (в Древней Греции – двойные доски с письменами, которые подтверждают полномочия предъявителя). В зависимости от исторического момента задачи дипломатии изменялись: от обслуживания войны до преобразования ее в систему средств ведения переговоров и обеспечение мирных условий взаимодействия государств.

Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участие в работе международных организаций.

Основные дипломатические функции: принуждение, убеждение, урегулирование, достижение соглашения. Акценты в современной дипломатии смещаются от методов принуждения к искусству урегулирования и достижения соглашения.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы.

Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.

Военные средства могут использоваться как средства прямого воздействия, так и косвенного.

Прямое воздействие – это войны, интервенции, блокады. Долгое время война рассматривалась как проведение внешней политики насильственными методами и обычный способ разрешения противоречий между государствами. Вполне законными для расширения территории и обогащения государства считали также аннексию (насильственное присоединение одним государством территории другого) и контрибуцию (принудительные денежные или натуральные взыскания с побежденного государства в пользу государства победителя). Дипломатия в течении длительного времени была подчинена вопросам, связанным с войной. Перед ней стояла задача обеспечить соответствующие условия для ведения войны, содействовать наиболее эффективному использованию результатов войны (в случае победы), добиваться наименьших потерь в случае поражения. Изменения, которые произошли в мире в средине ХХ века, заставили мировую общественность признать губительность развязывания международных конфликтов вооруженным насильственным путем. Но, к сожалению, и в ХХI мы являемся свидетелями разрешения конфликтов между государствами военными средствами. В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения.

2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы

Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене

Формирование и развитие международных отношений происходит под воздействием целого ряда факторов:

· складывающейся мировой экономической и политической ситуации;

· баланса военно-стратегических сил;

· деятельности международных организаций;

· влияния отдельных государств на ход событий в мире;

· состояния природной среды и др.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. Но к субъектам международных отношений наряду с государством относятся также межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения, социальные группы и отдельные личности (см. схему 15.1).

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
   
  Национальные государства  
   
  Организации регионального, межрегионального, межгосударственного характера, например, ЕС  
   
  Международные органы и их органы, например, ООН  
   
  Негосударственные общественно-политические, общественные организации и движения  
       

Рисунок 15.1. Субъекты международных политических отношений

В последние десятилетия обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными их субъектами становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Они имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Такие организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то сеть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются около 200 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН.

Структура ООН состоит из Секретариата во главе с Генеральным секретарем, которого избирают каждые 5 лет, Совета Безопасности, который насчитывает 15 стран и Генеральной Ассамблеи, в состав которой входят все страны – члены организации.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

– ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

– МОТ (Международная Ассоциация Труда);

– МВФ (Международный Валютный Фонд);

– ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

– МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

– ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

– Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне: глобальном, межрегиональном, региональном и двустороннем различные силы (государственные, экономические, политические, общественные, интеллектуальные и др.).

На глобальном уровне решаются проблемы, касающиеся всего человечества. А одним из основных механизмов, с помощью которого решаются такие проблемы выступает деятельность ООН.

Межрегиональный уровень – это международные отношения между представителями различных регионов, имеющих общие интересы. Механизмом их реализации являются различные международные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское движение; религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК); профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ); демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ) и др.

Региональный уровень – это отношения в рамках одного региона – Европа, Ближний Восток, Тихоокеанская зона и т.п. Субъектами таких отношений наряду с государствами выступают и региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Сообщество (ЕС), Лига арабских Государств (ЛАГ) и т.д.

Двусторонний (локальный) уровень – это взаимоотношения между двумя государствами, например: Украина – Германия, Украина – Индия и т.п.

Основными формами международных отношений выступают сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество реализуется посредством участия в деятельности различных международных организационных структур, заключении двусторонних и многосторонних договоров о дружбе и сотрудничестве. Наиболее перспективное сотрудничество, которое адекватно отвечает геостратегическим интересам субъектов международных отношений, называется стратегическим партнерством.

Стратегическое партнерство предполагает масштабные и взаимовыгодные способы взаимодействия в самых различных сферах общественной жизни. Одновременно необходимым условием стратегического партнерства является общность взглядов и подходов к ключевым проблемам международной политики, глобального и регионального развития.

Соперничество предполагает мирный характер борьбы между государствами за выгодную реализацию своего национального интереса, начиная от расширения своих капиталов и технологий до размещения военных баз. Соперничество присуще как странам, пребывающим в отношениях стратегического партнерства, так и в отношениях конфронтации.

Конфликты на международном уровне возникают тогда, когда не удается урегулировать несовместимые интересы дух или нескольких государств. Они находят отражение в денонсации договоров, разрыве дипломатических отношений, экономической блокаде, провоцировании внутренней дестабилизации путем информационных диверсий, террористических актов, военных переворотов и т.п.

Международные отношения основываются на двух принципах: силы и права.

Принцип силы означает, что государство или группа государств способны навязать другим государствам свои интересы, расширять свое влияние, используя при этом свои преимущества в военной силе, дипломатии, экономическом могуществе, технологическом или интеллектуальном развитии. Этот принцип независимо от изменения соотношения в его структуре тех или иных элементов остается наиболее важным фактором геополитики. На современном этапе мирового развития ведущим является то государство, сила которого главным образом измеряется экономическим, технологическим, информационным и интеллектуальным потенциалом.

Принцип права заключается в том, что национальное государство в международных отношениях должно опираться не только на свою силу, но и придерживаться норм международного порядка.

Стабильный международный порядок предполагает оптимальное соединение принципа права и принципа силы, или баланса сил. Баланс сил обеспечивается способностью государства или группы государств противостоять своим противникам, их агрессивным намерениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.