Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Роль исторического фактора в развитии хозяйства Нижегородской области




Заселение и освоение территории Нижегородского края. По данным археологических раскопок известно, что заселение территории происходило во времена мезолита, т.е. в V тысячелетии до нашей эры. На протяжении многих веков коренными обитателями этих мест были представители финно-угорских племен, предков современных народов мордвы и марийцев. Древние люди занимались преимущественно охотой, рыболовством и собирательством. Расселение было сравнительно редкое, его очаги отделялись друг от друга лесами и обширными болотами. Люди селились в основном по берегам рек, служившим главными путями сообщения и источниками пропитания. Славяне пришли на среднюю Волгу с территорий Киевской Руси в ХI - начале ХIΙ века и принесли с собой культуру земледелия. Первым русским поселением на средней Волге в летописях упоминается город-крепость Городец Радилов или Волжский Городец, основанный на левом берегу Волги в 1152 году князем Юрием Долгоруким для защиты от набегов Ростово-Суздальского княжества. В 1221 г. для защиты юго-восточных рубежей Владимиро-Суздальского княжества от набегов кочевников и волжских булгар на 60 км от г. Городца вниз по течению Волги, в месте впадения в неё реки Оки владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем был основан город-крепость Новгород Низовския земли, нынешний Нижний Новгород. В 1393 г. Н.Новгород был присоединен к Московскому княжеству и стал важным форпостом на его юго-восточной границе. Крепость постоянно подвергалась нападениям извне, т.к. была узловым стратегическим пунктом на средней Волге. Для повышения обороноспособности в 1500-1511 гг. в городе был возведен неприступный каменный кремль. При Иване III Васильевиче (Грозном) Нижний играл роль военного сборного места при действиях Москвы против Казанского ханства.

В ХVΙ веке, после взятия войском Ивана Грозного Казани и расширения русских территорий вниз по Волге до Астрахани Н.Новгород утратил свое военно-стратегическое значение и из окраины Московского государства стал внутренним городом России. В этот период в Нижегородский край устремляются мощные потоки переселенцев из северо-западных частей русского государства, которые принесли сюда различные ремесла (кузнечно-слесарный, кожевенный, скорняжный, поташный и др.), т.к. занятие земледелием из-за скудности почв и большой лесистости территории не могло прокормить народ.

Первоначально осваивалось преимущественно Правобережье, более пригодное для заселения, хлебопашества и разведения скота на освобожденных от леса землях. Во владениях феодалов боярина Морозова, графов Шереметьева, Бутурлина, Воротынского, Горбатова-Шуйского и других были построены кузницы, винокурни, будные станы по выварке поташа (калийной соли) и другие промысловые заведения. Феодальные вотчинники вывозили на продажу много зерна, вина и поташа (буды).

Широкомасштабное освоение лесных заволжских территорий началось несколько позднее, во второй половине ХVΙI и было связано с массовым стихийным переселением на эти земли раскольников (старообрядцев) и многочисленных беглых крестьян. Хозяйственная деятельность в Нижегородском крае долгое время была представлена примитивным земледелием, малоземелье и скудность агроклиматических ресурсов вынуждали местных жителей заниматься различными промыслами.

в ХV – ХVΙ веках в Балахне, на основе использования рассолов местных соляных источников получил развитие соляной промысел. В волжских и окских селах издавна занимались строительством деревянных судов. В Павлове-на-Оке сформировался кузнечно-слесарный промысел, в Мурашкине – винокуренный, в Богородске – кожевенный, в Лыскове – мукомольный, в Арзамасе – кошмовальный, в Горбатовском уезде – канатно-веревочный, в Семеновском – рогожный, щепной, посудный, ложкарный и иные ремесла на основе обработки древесины, бересты и лыка и т.п. Великая река Волга дала жизнь многим занятиям нижегородцев, недаром ее называли уважительно: «Волга-матушка», «Кормилица». В ХVΙI и до середины ХΙХ века крупнейшим промыслом в Нижегородской губернии было бурлачество. Свыше пятисот тысяч мужиков ежегодно с ранней весны и до ледостава тянули вверх по Волге на ярмарку и дальше расшивы, груженые солью, зерном и другими товарами. Промысел этот был очень тяжелым. Но и весьма доходным. Так из бурлаков вышли в купцы Бугров (хлеботорговец), Башкиров (мукомол) и др.

В ХVΙII веке в Приокских лесах по рекам Железнице и Выксунке на основе местных железных руд братьями Баташовыми были построены металлоделательные заводы и на их базе постепенно сформировалась металлургическая промышленность. Выксункие заводы из-за большого спроса на металл и близости к центральным потребляющим районам быстро развивались и составили заметную конкуренцию уральским и тульским металлургическим заводам.

В XVIII - начале ХΙХ века на первый план в развитии региона выдвигается влияние торговой ярмарки, возникшей в 1622 году у стен Макарьевского монастыря на Волге, официально признанной в 1641 году. После страшного опустошительного пожара 1816 года ярмарка царским указом была перенесена в Н.Новгород, где для нее было выделено место на стрелке при слиянии Оки и Волги. Название Макарьевская сохранилось, это была летняя ярмарка, она работала с 15 июля по 15, а позднее по 25 августа. Это была главная всероссийская торговая площадка с огромными товарными и финансовыми оборотами, основными товарами были металл и изделия из него, зерно и мука, изделия из дерева, китайский чай, персидские ткани и пряности, европейские вина, кружева и стекло и т.п. Ярмарка занимала огромную территорию и была хорошо спланирована и организована, с нагорной частью она соединялась разводным плашкоутным мостом.

Для обеспечения нужд торговых грузопотоков в 1849 г. недалеко от ярмарочного комплекса в селе Сормово Балахнинского уезда был построен судостроительный завод, на котором создавались более надежные чем деревянные суда и расшивы металлические суда и баржи на паровой тяге.

Выгоды географического положения Н.Новгорода ещё более укрепились благодаря пуску в 1862 г. железной дороги Москва – Н.Новгород, а позднее, в начале ХХ века, - от Н.Новгорода железная дорога была продолжена на юг к «хлебным» губерниям России. Хлеб и металл в те годы были важнейшими товарами Нижегородской ярмарки. Это обстоятельство способствовало развитию мукомольной промышленности на Оке, так в селе Кунавино были построены мельницы купцом Башкировым, близ станции Сейма стояли мельницы купца Бугрова, а в Н.Новгороде был построен завод мельничного оборудования. Таким образом, развитие капитализма в Нижегородской губернии имело особенность в том, что в промышленности большую роль играл торговый капитал.

Мастеровые рабочие руки, удобные и развитые внешние связи вместе с торговым капиталом способствовали тому, что на нижегородской земле сформировался один из ведущих центров обрабатывающей промышленности России с такими производствами, как черная металлургия, судостроение и металлообработка, мукомольная промышленность, деревообработка, кожевенно-меховое, канатное и некоторые другие иды промышленной деятельности.

Влияние Нижегородского края на экономику России постепенно становится столь значимым, что было принято решение о проведении в Н.Новгороде в мае-октябре 1896 года ХVI Всероссийской промышленно-художественной выставки, честь проведения которой до этого принадлежала лишь столице государства. Выставка размещалась рядом с ярмаркой между полотном железной дороги и лесом на территории современного парка 1 мая. В связи с этим событием в Н.Новгороде появился новый драматический театр, первый в России электрический трамвай, фуникулеры, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлевский и Похвалинский), уличное освещение и т.п. Выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшей дореволюционной выставкой в России. Одновременно с выставкой был проведён Всероссийский промышленный съезд. На выставке были продемонстрированы лучшие достижения начавшегося промышленного подъёма: первая в мире гиперболоидная стальная сетчатая башня-оболочка и первые в мире стальные сетчатые висячие и сводообразные перекрытия-оболочки, включая уникальную ротонду Шухова — круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой покрытия конструкции В. Г. Шухова; первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А. С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе; многие другие технические изобретения, технологии, художественные достижения.

Таким образом, Нижегородская губерния постепенно превращается в крупный торгово-промышленный район, что позволило в 1914 году разместить здесь целый ряд промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовой Риги, таких как металлообрабатывающие заводы «Этна», «Фельзер» («Двигатель Революции», а сейчас «РУМО»), завод напильников и ремесленных инструментов акционерного общества «Отто Эрбе» (металлургический), телефонный завод фирмы «Сименс и Гальске» (НИТЕЛ), военномундирную и обувную фабрики. Два завода по производству взрывчатки и пороха были размещены на железнодорожной станции Растяпино (современные химические заводы Дзержинской промзоны), три кожевенных завода разместились в Богородске. Всё это значительно усилило промышленный потенциал Нижегородской губернии и в совокупности с благоприятным соседским и транспортно-географическим положением и наличием квалифицированных трудовых кадров определило индустриальный характер развития региона.

В годы первых пятилеток советского этапа истории развития страны в регионе наблюдается бурный рост тяжелой промышленности. Центральное положение, значительный экономический и трудовой потенциал способствовали гигантскому размаху здесь нового промышленного строительства, потребовавшего создания собственной энергетической базы. В 1925 году в рамках плана электрификации России (ГОЭЛРО) на основе запасов балахнинских торфяников была построена и пущена в эксплуатацию одна из первых и крупнейших в СССР Нижегородская ГРЭС в Балахне, мощностью 200 тыс. кВт. Затем были построены на угольном топливе Игумновская (Дзержинск) и Автозаводская ТЭЦ.

В 1927 г. начала действовать железная дорога Н.Новгород – Котельнич, давшая возможность развития экономики заволжской части области за счет освоения лесных ресурсов. Напротив Н.Новгорода на левом берегу Волги начал формироваться г. Бор как центр судостроения, судоремонта и стекольной промышленности. Была построена ветка железной дороги от Н.Новгорода до Балахнинской ГРЭС. 2 мая 1930 г. близ деревни Монастырка на левом берегу Оки (чуть выше Н.Новгорода) был заложен первый камень в фундамент Горьковского автомобильного завода – первенца отечественного автомобилестроения, а 29 января 1932 г. с его главного конвейера уже сошел первый грузовой автомобиль. В этот период в регионе был также построен целый ряд других промышленных предприятий: завод фрезерных станков, машиностроительный, авиационный заводы в Н.Новгороде, завод автотракторного инструмента в Павлове, завод коммунального машиностроения в Арзамасе и т.п.. В 1952 г. в г. Павлово на базе предприятия «Автоинструмент» был создан автобусный завод.

Машиностроение постепенно становится главной отраслью экономики региона. Вместе с тем формируются и другие отрасли специализации. К западу от Н.Новгорода на месте железнодорожной станции Растяпино на базе пороховых заводов создаются химические производства и научно-исследовательские институты, и возникает новый город химиков – Дзержинск с огромной промышленной зоной вдоль железной дороги в сторону Н.Новгорода. На севере области на основе местных лесных ресурсов и благодаря наличию железной дороги формируется лесная и деревообрабатывающая промышленность и возникают деревообрабатывающие и лесохимические заводы в поселках Сява, Вахтан, Ветлужский, Урень и др. Рядом с Балахной на берегу Волги был построен Правдинский целлюлозно-бумажный комбинат, который стал основным производителем газетной бумаги в России (ОАО «Волга») и картонная фабрика. В 1946 г. на юге области в Мордовских лесах был основан федеральный ядерный центр и сопутствующие ему производственные и научно-технические учреждения, в результате чего вырос закрытый атомград, носивший в разные годы названия Арзамас–16, Кремлёв, Саров.

Росла индустриальная мощь края и вновь остро встала проблема нехватки электрической энергии. Для преодоления энергетического голода в 1956 году у г. Городца на Волге строится гидроэлектростанция мощностью 520 тыс. кВт. После завершения работ по строительству напорной плотины, шлюзов и самой ГЭС в освободившихся помещениях были размещены производственные мощности заводов – смежников ГАЗа – завода автомобильных моторов и завода гусеничных тягачей. Часть рабочих – строителей ГЭС осталась работать на новых предприятиях, и поселок гидростроителей постепенно вырос в город Заволжье. В конце 50-х годов была построена ветка железной дороги от г.Горького до Балахнинской ГРЭС и далее до Заволжья. В Горьком в это время строят Новосормовскую ТЭЦ, но потребность в электроэнергии не обеспечивается за счет своих ресурсов и проблему область решает за счет включения в единую энергосистему европейской части страны, электроэнергия поступает по линиям высокого напряжения с Костромской и Заинской (Татарстан) ГРЭС, Куйбышевской и Чебоксарской ГЭС.

Для обеспечения сырьем химических предприятий г. Дзержинска и улучшения снабжения области автомобильным горючим и смазочными материалами в 1957 году в месте пересечения Волги с крупным нефтепроводом из Татарстана близ села Кстово был построен Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод – один из крупнейших в стране. Возле этого комбината сформировался комплекс сопутствующих производств: Новогорьковская ТЭЦ, шиноремонтный завод, комбинат белково-витаминных концентратов, завод минеральной ваты. В результате возник город нефтехимиков – Кстово.

Таким образом, современный территориально-производственный комплекс Нижегородской области сформировался уже в середине ХХ века, ведущие предприятия работают на привозном сырье и топливе. В экономике области доминируют обрабатывающие отрасли производства («верхние этажи»). Особенностью развития хозяйства области в советский период была высокая доля предприятий военно-промышленного комплекса, на их долю к 1990 г. приходилось 26,4% основных производственных фондов, 26,5% объема выпускаемой промышленной продукции и почти 1/3 часть трудовых кадров, занятых в промышленности. При переходе к рыночным условиям хозяйствования и после распада СССР предприятия оборонных отраслей в результате сокращения государственного заказа на производство военной техники и оборудования оказались в тяжелой экономической ситуации и вынуждены были переключаться на выпуск товаров народного потребления (конверсия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.