Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оповещение людей о пожаре

Таким образом, мы определились с требованиями к выбору типа СПС и ее необходимости, определению зон контроля СПС, выбору типов ПИ для зон контроля и определения их количества с учетом высоты размещения и максимального расстояния между ПИ. Далее исходя из типа ШС (радиальный или кольцевой) узнали сколько может быть ПИ в ШС, а значит можем определить возможное количество ШС. Зная количество ШС, можем выбрать нужный тип ППКП (с учетом количества подключаемых ШС) и их количество. Определились с требованиями к электроснабжению ШС. Знаем, что должны быть основной и резервный источники питания, можем рассчитать емкость необходимой АКБ. Все это дает возможность построения системы оперативного обнаружения фактора пожара, но главное оперативно известить об этом и реализовать автоматический процесс эвакуации людей и принятию мер по предотвращению развития пожара. Поскольку вопросы защиты здоровья и жизни людей стоят во главе, то первоочередной задачей является оповещение людей о пожаре и их эвакуация.

Основные требования к оповещению людей о пожаре изложены в СНБ 2.02.02-01 ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПРИ ПОЖАРЕ.

Настоящие нормы устанавливают требования по обеспечению эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре и должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений различного назначения, а также пожарных отсеков (далее - зданий).

5.1 Оповещение людей о пожаре должно осуществляться во все помещения здания с постоян­ным или временным пребыванием людей путем подачи звуковых сигналов, включением световых сигналов, трансляцией речевой информации о необходимости эвакуации, путях эвакуации и других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

5.2 Управление эвакуацией должно осуществляться одновременно:

¾ включением эвакуационного освещения и световых указателей направления эвакуации;

¾ обеспечением открывания всех дверей эвакуационных выходов (Ком. достигается разблокированием СКУД);

¾ передачей по системе оповещения специально разработанных текстов, направленных на пре­дотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в прохо­дах и т.п.);

¾ трансляцией текстов, содержащих информацию о необходимом направлении движения.

5.3 Систему оповещения (далее ¾ СО) следует, как правило, объединять с системой автомати­ческой пожарной защиты здания, выполняющей задачу обнаружения пожара и формирования уп­равленческих сигналов для обеспечения безопасности людей.

5.4 Количество оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

5.5 Оповещатели не должны иметь регуляторы громкости. Подключение к сети следует осущест­влять без разъемных устройств (Ком. эти элементы могут быть причиной отключения СО).

5.6 Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения (Ком. звонков с уроков).

5.7 Коммуникации систем оповещения допускается проектировать совмещенными с радиотран­сляционными сетями здания.

5.8 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору и прокладке сетей опове­щения следует принимать по нормам для систем автоматической пожарной сигнализации (Ком. то есть ихделает совместно с СПС).

5.9 Управление СО должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения (Ком. в частности переговорные устройства).

Классификация СО по степени сложности и назначению предусмотрена в СНБ 2.02.02 и предполагает распределение систем оповещения и управления эвакуацией на 5 групп:

1-я группа СО-1 – способы оповещения: звуковые, световые (световой мигающий сигнал, светоуказатели «Выход»);

v очередность оповещения: одна линия оповещения (с включением всех оповещателей в линию оповещения одновременно).

2-я группа СО-2– способы оповещения: звуковые, световые (световой мигающий сигнал), светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения;

v очередность оповещения: две и более линий оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения);

3-я группа СО-3– способы оповещения звуковые, речевые, световые (светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения);

v очередность оповещения: две и более линий оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения);

4-я группа СО-4– способы оповещения звуковые, речевые, световые (светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения);

v очередность оповещения: две и более линий оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения);

v связь зоны оповещения с диспетчерской;

5-я группа СО-5– способы оповещения звуковые, речевые, световые (светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения);

v очередность оповещения: две и более линий оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения);

v связь зоны оповещения с диспетчерской;

v полная автоматизация управления систем оповещения и возможность реализации множества вариантов эвакуации из каждой зоны оповещения.

 

5.10 Выбор требуемого типа СО следует определять по таблице

Таблица 13

Тип здания, сооружения Нормативный показатель Типы систем оповещения  
Площадь, вместимость Число этажей СО-1 СО-2 СО-3 СО-4 СО-5  
1 Предприятия бытового обслу­живания, банки (площадь пожар­ного отсека, м2) До 800 800¾1000 Более 1000 ¾ ¾ ¾ ¾ 7 и выше *         *         *   *   * (прим.3)  
2 Парикмахерские, мастерские по ремонту и т.п., размещаемые в общественных зданиях (пло­щадь, м2) До 300 300 и более ¾ ¾ *   *        
3 Предприятия общественного питания     Не требуется  
3.1 В общем случае (вмести­мость, чел.) До 50 50 и более 50¾200 Более 200 ¾ ¾ ¾ ¾  
*   *     *      
3.2 Те же, размещаемые в под­вальных (цокольных) этажах Независимо от вместимости и этажности   *        
                 
5 Здания торговых предприятий, магазины, рынки                
5.1 В общем случае (площадь пожарного отсека, м2) До 500 500¾3500 Более 3500 ¾ ¾ ¾ *   *     *      
5.2 В том числе при наличии торговых залов без ес­тественного освещения Независимо от вместимости и этажности     *      
6 Дошкольные учреждения 6.1 В общем случае (число мест)   До 100 100¾150 150¾350   ¾ ¾ ¾   *     *   *      
               
7 Средние учебные заведения                
7.1 Школы общего типа, гим­назии, лицеи и учебные кор­пуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.) До 350 350¾1600 Более 1600 ¾ ¾ ¾   *   *     *     * (прим.3)  
                 
Тип здания, сооружения Нормативный показатель Типы систем оповещения
Площадь, вместимость Число этажей СО-1 СО-2 СО-3 СО-4 СО-5
8 Учебные корпуса средних спе­циальных и высших учебных за­ведений ¾ ¾ ¾ 1¾3 4¾9 10¾16   *   *     *     * (прим.3)
9 Здания и открытые спортивные сооружения (число мест) До 200 200¾1000 Более 1000 ¾ ¾ ¾   *   *     *     * (прим.3)
               
               
11 Лечебные учреждения              
11.1 Стационарные лечебные учреждения (число койко-мест) До 60 60 и более ¾ ¾   *   *    
               
11.3 Амбулаторно-поликли­нические учреждения (посе­щения в смену) До 90 90 и более ¾   *   *    
14 Зрелищные учреждения, теа­тры, цирки и другие кругло­годичного действия:              
14.1 В общем случае (наи­большая вместимость зала, чел.) До 300 300¾800 Более 800 ¾ *   *     *    

Окончание таблицы 13

Тип здания, сооружения Нормативный показатель Типы систем оповещения
Площадь, вместимость Число этажей СО-1 СО-2 СО-3 СО-4 СО-5
15 Здания управлений, проект­ных институтов, НИИ и других административных учреждений ¾ ¾ До 6 6¾16   *   *    
17 Вокзалы ¾ ¾ 2 и выше   *   *    
18 Здания гостиниц, общежитий неквартирного типа и кемпингов (вместимость, чел.) До 50 50 и более ¾ ¾ ¾ 10 и выше   *   *     *     * (прим.3)
19.2 Коридорного типа ¾ ¾ 10¾25   *   *    
20 Производственные здания и сооружения: 20.1 Здания категорий А, Б, В по взрывопожарной и по­жарной опасности     ¾ ¾     2 и выше     *   *      
20.2 Здания категорий Г, Д ¾ ¾ 2 и выше Не требуется
  *      
21 Территории взрывопожаро­опасных объектов (производства, склады, базы и т.п.) ¾ ¾     *    
Примечания ¾ помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также при размещении указанных помещений с числом мест менее 300 выше шестого этажа; 3 На объектах, где в соответствии с таблицей 13 допускается применение различных типов СО, окончательное ре­шение принимается проектной организацией по согласованию с органами государственного пожарного надзора. 6 Знак «*» обозначает нормируемый тип СО.

 

Выбор оборудования для решения поставленных задач является наиболее важным этапом в проектировании системы, он определяет ее концепцию, возможности, стоимость. Чтобы упростить дальнейшее рассмотрение целесообразно осуществить классификацию систем с точки зрения их организации и возможностей.

При классификации систем по структуре построения, в качестве критерия проще всего взять источник хранения записанной речевой информации. С этой точки зрения системы можно условно определить как централизованные и децентрализованные. В централизованных системах запись и хранение речевой информации, а так же все управление осуществляется посредством аппаратуры, находящейся в помещении дежурного персонала. В децентрализованных системах, хранение записанной информации осуществляется в аппаратуре, установленной непосредственно в защищаемом помещении (объектовые приборы оповещения) или вблизи него, управление же может осуществляться как от местных устройств управления, приборов пожарной сигнализации, так и из помещения дежурного персонала.

Следует обратить внимание, что приборы управления оповещением и эвакуацией и приборы оповещения это разные технические средства, они отличаются по степени сложности и полноте решаемых задач. Как отмечалось ранее, кроме функций оповещения, приборы управления оповещением и эвакуацией предполагают возможность оповещения по зонам, включение аварийного освещения, разблокировку аварийных выходов, указание путей эвакуации и т.п. С этой точки зрения оборудование можно классифицировать по количеству зон оповещения, возможностям реализации различных алгоритмов управления, наличию или отсутствию определенных функций.

Для правильной оценки и выбора оборудования имеет смысл рассмотреть назначение и степень значимости тех или иных функций и параметров управляющего оборудования.

Количество зон оповещения. Под этим параметром понимается число помещений или групп помещений, для каждой из которых может быть организовано независимое оповещение. Он характеризует возможность использования системы на объектах различного уровня сложности. Оценка системы по этому параметру необходима при построении системы класса СО3 и выше.

Количество линий управления. Под линиями управления понимаются независимые выходы, предназначенные для подключения оборудования управляющего процессом эвакуации: речевые и светозвуковые оповещатели, указатели эвакуационных выходов, устройства разблокировки замков эвакуационных выходов, лампы аварийного освещения, и т.п. При выборе оборудования следует учитывать наличие таких линий управления.

Возможность организации автоматической системы управления. Функция определяет наличие связи прибора ОЭ с приборами пожарной сигнализации и, соответственно, получения от него управляющих команд на включение оповещения и управления эвакуацией. В подавляющем большинстве случаев наличие такой связи является обязательным

Возможность контроля цепей исполнительных устройств. Достаточно существенная функция, особенно, учитывая естественное желание наших людей стянуть, что плохо лежит или висит. Несанкционированное удаление отдельных объектовых устройств оповещения или повреждение линий управления способно заблокировать работу всей системы, причем обнаружиться это может только при чрезвычайной ситуации.

Возможность реализации различных алгоритмов управления и их корректировки. Достаточно существенный параметр, определяющий гибкость и универсальность системы. Под алгоритмами чаше всего понимаются различные комбинации перекрестного управления между зонами оповещения. Например, при пожаре на четвертом этаже включается основное и предварительное оповещение на четвертом и третьем, предварительное - на пятом этаже и т.п. Корректировка, например, может предполагать замену предварительно оповещения на пятом этаже, на предварительное оповещение на втором этаже (в случае ремонта).

Возможность оперативной смены алгоритма управления. Существенный параметр для больших и средних объектов. К сожалению, под этим параметром часто понимается возможность оперативной смены речевой информации (как правило, путем трансляции команд через микрофон), хотя трактовать его, следует горазда шире: например, если в случае пожара путь эвакуации в одном из направлений оказался заблокированным, диспетчер должен оперативно отключить указатели путей эвакуации этого направления и включить указатели в сторону безопасного направления. Используется для систем СО3 и выше.

Возможность трансляции сообщений через микрофон. Учет этого параметра наиболее важен для больших и средних объектов, фактически он является составной частью предыдущего параметра. Используется для систем СО3 и выше.

Возможность организации нескольких линий оповещения в пределах одной зоны. Данный параметр определяет возможность реализовать предварительное и основное оповещение в зоне с задержкой по времени между ними. Например, в торговом помещении вначале оповещается обслуживающий персонал, а затем спустя необходимое время, посетители. Используется для систем СО3 и выше.

Возможность разного содержания оповещения для персонала и посетителей. Функция не оговорена в НПБ, однако является немаловажной для грамотной организации системы. Смысл состоит в том, что сообщение для персонала должно содержать информацию о порядке действия персонала при эвакуационных мероприятиях.

 

Наличие связи зоны оповещения с диспетчерской.

Функция используемая для систем СО4 и СО5. этим параметром она отличается от СО3. Довольно часто рекомендуется использовать для этих целей стандартную аппаратуру: домофоны, интеркомы и т.п. Считаем возможным предостеречь разработчиков от применения таких устройств по следующим причинам:

- домофон предполагает наличие одной вызывной панели и трубок в квартирах. В данном случае ситуация обратная – необходимо обеспечить вызов диспетчерской из любой зоны оповещения.

- интеркомы (интерфоны) – системы внутренней громкой связи. Реальная связь не является громкой, речь практически не разборчива при повышенном шуме в помещении, устройства требуют большого числа проводных соединений, незащищены от несанкционированного доступа и т.п.

Возможность трансляции радио программ, передачи произвольной речевой информации, музыкального сопровождения. Как правило, возникает в случае, когда система оповещения имеет многоцелевое назначение и кроме оповещения о пожаре применяется в целях гражданской обороны, а так же в информационных и развлекательных целях. Использование систем оповещения о пожаре для иных целей представляется мало оправданным. В системах с возможностью передачи произвольной информации может возникнуть ситуация, когда несанкционированное использование магнитофона, усилителей или иных устройств, приведут к потере речевой информации или отказу, и в нужный момент предусмотренные функции будут не выполнены.

Объем хранимой речевой информации. Вряд ли этот параметр можно считать существенным. Маловероятно, что в условиях чрезвычайной ситуации длительные речевые сообщения будут дослушиваться до конца, т.е. информация должна быть по возможности краткой и содержательной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Допускается пуск системы дымоудаления для помещений, в которых в процессе эксплуатации предполагается интенсивное выделение дыма или пыли, осуществлять от ПИ другого типа или УП | Особенности проектирования систем управления и оповещения эвакуацией (СОУЭ)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.