Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества синдицированного кредита по сравнению с другими инструментами




1) это относительно дешевые деньги

2) их проще собрать, напр., если сравнивать с привлечением аналогичной суммы от частных вкладчиков.

3) синдицированное кредитование позволяет банкам аккумулировать ресурсы для финансирования крупных заемщиков. Для российских банков это очень важно.

4) синдикация позволяет банкам избежать чрезмерной концентрации рисков, распределяя их между участниками синдиката.

5) укрепляет позитивное реноме банка на внешнем и внутреннем рынках.

Основные проблемы, сдерживаю­щие развитие синдицированного кредитова­ния в РФ:

1. Низкая степень вза­имодействия банков.

2. Отсутствие правовой инфраструкту­ры – нет о фициальных правовых документов, регла­ментирующих синдицированное кредитова­ние.

3. Отсутствие опыта и знаний осуществ­ления синдицированного кредитования -требуются банковские специалисты с опред. навыками, квалификацией, знани­ями и российской, и международной направленности.

4. Слабое методическое обеспечение. Банк России не имеет методики и внутреннего методического обеспече­ния в российских кредитных организациях.

Развитию синдициро­ванного кредитования в РФ будет спо­собствовать при­нятие ФЗ "О кре­дитном деле в РФ". Кроме этого, нужно разработать специальный гос. норматив­но-правовой документ, который закреплял бы осн. принципы организации син­дицированного кредитования, качествен­ные (напр., наличие опред. ква­лификации риск-менеджеров) и количест­венные (напр., специальные нормати­вы) требования к участникам синдицированного кредитования. Необходима также разработка стандартной докумен­тации для оформления кредитов в этой об­ласти.

Другая важная проблема — усиление контроля и регулиро­вания общей системы банковских рисков в кредитных организациях.

Факто­ры, способствующие развитию синдици­рованного кредитования: наличие стабильной эконо­мики, диверсифицированной по ее секторам, продуктам и регионам, развитой банковской системы, надежных деловых свя­зей между банками, заемщиками и их партне­рами.

 

Факторинговые расчеты

Факторинговые операции впервые стали осуществляться американскими банками в 50-десятые годы ХХ в.

Официально они были признаны США в 1963 г., когда правительственная организация - контролер денежного обращения – приняла решение о том, что это законный вид банковской деятельности.

В СССР факторинг применялся ленинградскими банками с 1 октября 1988 г.

Факторинг (в переводе с английского – агент, посредник) - это система финансирования, основным (но далеко не единственным!) элементом которой является переуступка поставщиком фактору неоплаченных платежных требований за поставленные товары (работы, услуги). При этом переуступается также и право получения по ним платежа. Фактор покупает платежные требования, обычно в течение 2-3 дней оплачивает поставщику от 70 до 90% суммы требования, остальные 10-30% (за вычетом комиссионных) оплачиваются позднее.

За рубежом факторинговыве компании оказывают поставщику и другие услуги: консультационные, информационные, транспортные, складские, страховые и др.

Поэтому в мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых факторинговым отделом клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.

Факторинговым операциям посвящена 43 глава ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования» (статьи 824-833).

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, разработанной в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3) инкассирование его задолженности;

4) страхование кредитного риска.

Таблица

Основные отличия факторинга от кредита

  Кредитование Факторинг
Обеспечение Жесткие требования к по обеспечению, залогу Обеспечение, как правило, не требуется
Сроки финансирования Краткосрочные кредиты – до 180 дней, за просрочку - штрафы До 180 дней по каждой поставке плюс предостав- ление льготного периода (до 270 дней), в течение кото- рого штрафы не взимаются
Объем финансирования Сумма определяется заранее (не более 75% стоимости залога) Растет по мере роста объемов продаж
Погашение задолженности За счет собственных средств клиента За счет средств, поступивших от дебиторов

 

Общая схема факторингового обслуживания - схема 23 из «Альбома по ДКБ».

Классификация факторинговых операций – схема 24.

Факторинговый отдел выполняет расчетные операции за счет собственных и заемных средств.

Источником собственных средств являются комиссионные, которые отдел получает от своих клиентов.

Заемные средства – это кредиты банка, а также привлеченные временно свободные средства хозяйственных организаций, за использование которых факторинговый отдел платит соответствующие проценты.

Поскольку операции довольно рискованны, обязательно создается резервный фонд. Он предназначен для обеспечения гарантийных обязательств и покрытия возможных убытков.

В качестве источника средств факторами могут использоваться синдицированные кредиты.

В последнее время многие факторинговые компании открыто заявляют о своем намерении привлекать средства на открытом рынке путем выпуска облигаций. Следует, однако, отметить, что позволить себе подобные выпуски могут далеко не все финансовые агенты.

В ближайшее время факторы выйдут на рынок IPO (первичное публичное размещение акций). Такое желание изъявили «Еврокоммерц» и Национальная факторинговая компания./

Поставщик и факторинговый отдел заключают договор, в котором указываются:

вид факторинга,

комиссионное вознаграждение,

процент за кредит,

реквизиты платежных документов и порядок их оформления,

гарантии выполнения обязательств,

условия расторжения договора,

ответственность сторон.

В целях снижения риска перед заключением договора факторинговый отдел анализирует

качество продукции,

объем и темпы роста реализации,

платежеспособность покупателя, о

обеспеченность собственными средствами,

квалификацию управленческого персонала и т.д.

Вознаграждение фактора, как правило, складывается из трех составляющих:

-фиксированного сбора за обработку документов по каждой поставке;

-платы за факторинговое обслуживание, сервис (проверку дебитора, установление лимита финансирования). Она обычно зависит от величины дебиторской задолженности, передаваемой на факторинг: чем больше ее размер, тем ниже комиссия

-платы за использование предоставленных средств

Преимущество факторинговых операций для поставщика: он сразу получает большую часть стоимости поставленного товара. Если банк оказывает и другие услуги, то поставщик может сэкономить на соответствующих расходах.

Для банка преимущество факторинга состоит в получении прибыли, усилении связи с клиентами.

Развитию рынка факторинга в России в настоящее время способствуют:

· неудовлетворенный спрос, прежде всего в регионах;

· требование отсрочки платежа со стороны крупных торговых сетей;

· неудовлетворенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга, такие, как оценка дебиторов, коллекторские услуги, страхование дебиторской задолженности;

· неудовлетворенный спрос на международный факторинг;

Вместе с тем существуют определенные проблемы, сдерживающие развитие факторинга в нашей стране:

1) Отсутствие четкой законодательной базы – нет специального закона, термин «факторинг» отсутствует в официальных документах, не решен вопрос с отменой лицензирования;

2) Хотя факторинг удобнее кредита, но обходится дороже в среднем на 30%;

3) Начинающей компании со скромным оборотом сложно найти фактора. Практика показывает, что банки предпочитают иметь дело с серьезными фирмами и не хотят брать на себя дебиторские риски;

4) Факторинг без регресса оказывают единицы, а именно такая услуга наиболее востребована среди представителей малого и среднего бизнеса;

5) Не каждое предприятие может воспользоваться услугами факторинговой компании. Среди них:

· предприятия с большим количеством дебиторов, у которых маленькие суммы задолженности;

· бюджетные организации;

· компании, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

· строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

· компании, в основном работающие по бартеру;

· предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты, по условиям которых оплата происходит поэтапно или по авансовой предоплате;

6) Отсутствие утвержденного порядка бухгалтерского учета и налогообложения. Это увеличивает риск возникновения фискальных споров.

7) отсутствие баз данных по дебиторам и недостаточно развитый рынок страхования.

Основные тенденции развития российского рынка факторинга:

1) Лидеры отрасли продолжат активную экспансию в регионы. Наличие развитой междугородней сети делает факторинг более привлекательным для клиентов с точки зрения расширения географии продаж;

2) Ведущие российские факторы станут более смело привлекать заемный капитал на открытых рынках: брать ссуды у крупнейших западных финансовых институтов, размещать облигационные займы, развивать синдицированный факторинг – совместное финансирование сделок группой факторов. Важным событием ближайших лет является выход факторов на рынок IPO (первичное публичное размещение акций);

3) Конкуренция будет способствовать «выбрасыванию» на рынок новых продуктов. В частности, факторинга без выплаты финансирования – эта услуга включает в себя проверку дебиторов, консультации по снижению рисков и даже поиск новых клиентов;

4) Аналитики предсказывают рост предложений факторинга без регресса. Этому будет способствовать накопление собственной статистической базы по поставщикам и дебиторам российскими финансовыми компаниями;

5) Важным направлением развития рынка факторинговых услуг в России является диверсификация деятельности факторинговых компаний, сочетание факторинговых операций с оказанием других нетрадиционных услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.