Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механическая модель

Около 800 г. н.э.

Город расчленен по регулярной сетке – модель космического порядка. Город-микрокосм

 

Действительно, император Каму, перенесший в 784 г. столицу государства из Нара в соседний Киото, создавал её по китайским образцам градостроительного искусства.

Город имел форму строго ориентированного по сторонам света прямоугольника. В центре северной части стоял императорский дворец, от которого шел 80-метровой ширины проспект, деливший столицу на восточную и западную половины.

Горная цепь защищает город от северных ветров, с юга – море. Центральную часть занимали кварталы знати. Киото был столицей Японской империи на протяжении 1074 лет. На 1,5 миллиона жителей сегодняшнего Киото приходится 2000 храмов, сохранены регулярная сетка улиц и социальная пирамида, отраженная распределением городских территорий. Интересно отметить, что космический порядок на земле древние градостроители рисовали в виде «листочка в клеточку», который накладывался на любую местность – от горной до равнинной, – независимо от рельефа. Эта идея магического порядка столь сильна, что прослеживается в целом ряде генпланов современных городов.

Кажется, что магический смысл древней космической концепции утратил значение в наших глазах сегодня, но «психологическая сила извечных средств утверждения прочного порядка – в виде регулярной решетки улиц и площадей, симметрии как выражения полярности и дуализма, организации пространства по странам света, а также священная сила ландшафта – горы, равнины, вода, лес, – не ослабевает со временем».

Не менее заманчиво, но совершенно иное представление о городе как о машине.

Отдельные устойчивые элементы движутся, приводят в движение весь механизм, но это происходит вполне предсказуемым образом, скажем по прямой. Целое растет путем механического добавления частей, оставаясь простой совокупностью их. Метафорическое представление о городе как о машине не многим уступает по времени происхождению космической модели, хотя кажется, что машина – это современное, нечто обязательно антигуманное.

Механическая модель функциональна, конкретна, но совершенно лишена «магического» смысла.

Механическая модель оказывалась весьма полезной всякий раз, когда жизнь требовала создания временных поселений, с четко поставленными функциональными целями. Известно, что греческие колонии (не города) выстраивались по схеме, позволяющей наиболее рационально занять пространство, римский военный лагерь – идея отдельных элементов плана (подразделений войск), собранных в систему поселений. Простейшие регулярные планировочные схемы для средневековых городов, с центральными площадями, также имели признаки механической модели.

Наконец, линеарная форма города исходит из идеи, что город состоит из небольших неделимых частей, которые собираются в машину, которая обладает строго дифференцируемыми функциями. Действительно, город-линия почти идеальная механическая форма города, способная сохранять свои свойства при любой протяженности. При этом она легко вписывается в любой ландшафт – от приречного до горного.

Неудивительно, что эта идея всегда притягивала большое число профессионалов, истово верующих в неё.

Одним из наиболее ортодоксальных разработчиков был Н.А. Милютин, воплотивший в своем «Соцгороде» наиболее точное выражение механической модели. Механическая модель и сегодня лежит в основе разработок практики по землепользованию и отводу участков, транспортного строительства, инженерных сетей, правил зонирования. В качестве примеров города-линии можно привести: г. Волгоград, г. Находка, Новая столица Бразилиа (рис. 2, 3).

Рис.2. г. Волгоград, концепция генплана

Рис. 3. г. Находка, концепция генплана

1. территория городской застройки по генплану

2. городской центр

3. границы территории города

4. направление развития города

5. развитие центра

Лекция 2

Древнейшие теории возникновения городов (продолжение)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История возникновения городов | Органическая модель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.