КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейский средневековый город. Приемы планировки, формообразование
Лекция 9 Всегда представляет большой интерес сравнить две культуры, существовавшие в один и тот же исторический период в различных социально-экономических и географических условиях. Речь идёт о возникновении и развитии русских городов Х-ХII вв. — Киева, Новгорода, Владимира и Европейского Средневекового города в исторический период, который начинается с IХ-Х вв. и к XII-ХIII векам представляет уже вполне сформировавшиеся приемы застройки городов. Опыт накопленной человечеством культуры и восхищенный взгляд на нее показали, что перед архитекторами, градостроителями, инженерами во все времена и эпохи ставились одни и те же задачи — организации пространства. Решение их — это целые эпохи, стили, приемы, сооружения и города, — так или иначе представляющие культуру народа, страны. Период перехода от римского античного города к средневековому мало изучен, может быть потому, что ко времени деятельности византийских зодчих, античные города уже пребывали в развалинах. Прекрасные останки руин мы видим и сегодня в таких городах как Милет, Эфес, Коринф, Солунь, Приена, Херсонес, но они несут в себе лишь упоминание о древнейших ценностях. V в. н.э. в результате распада Римской Империи и социальных перемен, повлекших за собой смену философских, эстетических, религиозных воззрений, Европа стала освобождаться от утвердившихся римских канонов в градостроительстве и архитектуре. Вопрос о том, как возникли в середине века города, что явилось фактором их становления и развития остается сакраментальным и обсуждается историками, политиками и градостроителями. Возрождение городов, основанных римлянами и возникновение новых на территории Европы, относят к IX-X вв., на базе общего развития производительных сил. Реальные факторы, вызвавшие концентрацию населения в определенных пунктах и породившие в конечном счете городское общество и город как особое архитектурно-планировочное целое, историки связывают с развитием добывающей промышленности и рынка. Политический климат этого периода характеризуется стремлением создать государственность, т.е. установить границы и власть на определенной территории. Так в 962-964 годах Карлу I, при поддержке его отца Карла Великого, удалось короноваться и стать во главе Священной Римской империи германской нации (просуществовавшей до конца XIX столетия), которая занимала всю центральную Европу. Не входили в неё только Франция, Англия и Италия. Франция представляла власть «вассалов и суверенов», неорганизованных владельцев земель, постоянно находящихся в состоянии войны друг с другом, Англия же благодаря островному положению была более цельной и обособленной. Италия была предметом вожделения и нападок со стороны Византии и центрально-европейских правителей. Прогрессивную роль играло строительство крепостей, так как в процессе их осуществления возникали общие для населения обязанности, повинности, происходило объединение окрестных сел в единую территориальную общность, которая с течением времени стала определяющей для формирования города. Но не все крепости, основанные в этот период (IX-X вв.), превращались в города. Только там, где крепость имела рынок, начинало оседать население, развивались ремесла. Однако историки считают, что город часто возникал и до сооружения городских стен, которые воздвигались позднее как результат развития города и выдвигают теорию, по которой существовало три градообразующих фактора. По степени их значимости следует на первое и второе места поставить рынок и добывающую и обрабатывающую промышленность (ремесло) и лишь на третье место — стратегический фактор. Добыча железа, меди, драгоценных металлов влекла за собой их обработку. Ремесленники из Нюрнберга, Золингена, городов Баварии, Тюрингии, Саксонии развивали мастерство. В районах с сильно развитым обществом, городские ремесленники были заняты ткачеством и выделкой сукна. Выделкой сукна славились брабантские города, Флоренция, Брюгге, в Англии — шерстяные ткани, обработка шерсти — Кельн и Франкфурт-на-Майне, производство шелка, привнесенное из Византии, сосредоточилось в городах Италии — Палермо, Лука, Флоренция, Венеция, Генуя. Сельское хозяйство в его чистом виде также имело большое значение для развития городов эпохи средневековья. Многие исследователи всё же считают рынок решающим фактором. Большинство правовых институтов средневекового города исторически восходят к рыночным отношениям. Из рыночного права, регулировавшего взаимоотношения купцов, вырабатывалось общегородское право: рыночный суд способствовал открытию городского суда, наконец, рынок оказал огромное влияние на формирование архитектурно-планировочной структуры города. Старейшие средневековые города сначала торговали за городскими воротами, затем перевели рынок на городскую площадь, что произвело целый переворот. По мере развития торговли на рыночной площади появились: городские часы, колодец, богато украшенный, соборная церковь, а вместе с ростом независимости и необходимости городского управления — ратуша. В результате весь этот комплекс построек стал обязательным для формирования образа главной площади средневекового города. Кроме того, старинные площади по конфигурации нерегулярные и небольшие по размеру. Площадь окружена жилой застройкой, ярко подчеркивающей масштаб её построек. К собору был подход с одной стороны. Силуэт города во многом определялся силуэтом площади. С ростом города соборная площадь отделялась от рыночной, поэтому во многих городах возникали системы двух переходящих одна в другую, площадей. Камилло Зитте, анализируя средневековые площади, отмечает их малые размеры, асимметрию композиции, окаймленность городской застройкой и доминирующее значение в плане и силуэте каждого города.
Лекция 10 Европейский средневековый город. Приемы планировки, формообразование (часть 2) Генеральные планы средневекового города складывались естественным образом вокруг главных, притягивающих население объектов, таких, как замки, монастыри, владения знати, одним словом от главных площадей. На ранних стадиях развития средневековый город не имел территориальной целости, он состоял чаще всего из обособленных поселений или объектов. Между этими типичными для средневековья поселениями образовывались извилистые дороги, которые и послужили для формировавшейся в течение столетий уличной сети. Этим обстоятельством объясняется неповторимость, яркая индивидуальность генпланов городов средневековья. На формирование плана феодального города влияли как естественная, так и в большей мере «социальная» топография. Средневековый город делился на ряд специфических районов, живших своими особыми экономическими, общественными и культурно-бытовыми интересами. В ранний период феодализма социальное разделение совпадало с физическим, поскольку между замками, монастырями и поселением горожан ещё оставались незастроенные земли. В более поздние периоды, когда эти территории были застроены, разделение на районы всё же сохранилось. Такую структуру вплоть до XVI в. сохранил Париж, где остров Ситэ — распадался на восточную часть, занятую собором Парижской Богоматери — резиденцию архиепископа и западную — резиденцию королевской власти. К югу от Ситэ в XII в. сформировался университетский район с Сорбоной и Латинским кварталом, юго-западнее Латинского квартала располагалось аббатство Сен-Жермен де Пре, тогда как на правом берегу Сены — большой торговый район, кварталы и улицы, заселенные ремесленниками. Аналогичная картина районирования наблюдалась в Лондоне, Праге, Болонье, Намбурге и др. Многочисленные исследования характера плана средневекового города показали, что форма его либо наследовала регулярность и четкость плана римских поселений, либо развивалась естественным образом, подчиняясь рельефу, географии местности, взаиморазмещению важнейших объектов. Этим формообразующим факторам и подчинялась трассировка улиц и устройство площадей. Одним из характерных примеров прокладки улиц параллельно реке дает средневековый Лондон. Сложилось два центра на левобережной части: один из них был Тауэр на юго-востоке, другой — Вестминстерское аббатство, расположенное за городской стеной. Ориентируясь на эти два центра с запада на восток, прошли главные улицы Лондона. Причем, улицы принимали криволинейное очертание р. Темзы. Итак, можно сказать, что сложилось два подхода к созданию формы средневекового города: 1) правильно спланированные по воле королей прямоугольные и многоугольные города (к их числу относят центры Милана, Флоренции, Вероны, Дрездена), либо города, выросшие из римских поселений и сохранившие в какой-то мере их основу; 2) неизбежная радиально-кольцевая центрическая система, которая подтверждала каждый раз свою функциональную логику — нарастание новых территориальных слоев вокруг центральных кварталов и трассировании радиальных направлений, соединявших важнейшие объекты центра с различными районами города. Рассуждая о форме городских поселений, т. е. о пространственной организации жизни средневекового города, нельзя оставить без внимания его архитектуру. Социально-экономические перемены, повлекшие за собой изменение философских и эстетических воззрений повлияли на рождение нового стиля в архитектуре. Европа освобождалась от ордера в его римской трактовке. Европейцы заново стали создавать свою архитектуру, свою тектонику новую и яркую, сильно отличающуюся от Греции и Рима. И вот XII в, готический стиль в Европе, со всем богатством его тектонических пространственных форм. Статически ясная архитектура Готики с устремлёнными вверх сводами и башнями, расширяющимися к низу контрфорсами, создала образ средневекового города и его главной площади. Главным объектом художественной выразительности стиля стал образ готического собора. В архитектуре с древнейших времён существовали тектонические формы. Они много раз повторялись и переживали тот или иной стиль. Однако содержание формы всюду остаётся одинаковым, пока соблюдены законы тектоники (последовательная передача веса и нагрузок на сооружения на грунт: единство формы и работы конструкции). В Готике — тектоника, конструктивная утончённость основана на том, что сила и её направление четко определяют форму и конструкцию. Конструкция стремится избавиться от лишнего веса и размеры её сводятся только к тем, которые диктуются необходимостью. Благодаря этому, тектоника в Готике приобретает такое значение, которое она до того времени не знала. Главная проблема была перекрыть пространство центрального нефа собора сводом, часто достигающим больших пролётов и высот. Так раннеготический грандиозный пятинефный собор Парижской Богоматери (строительство началось в 1163 г., закончилось в XIV в.) имел 129 м в длину, высота среднего нефа 32,5 м, расчленён крестовыми нервюрными сводами. Конструктивная утончённость Готики состояла в том, что действующим усилиям распора центрального свода противостояли аркбутаны, которые опираются на контрфорсы и передают усилия распора на эти элементы, часто выходящие за пределы собора, на улицу. По этой идее основная масса камня вынесена из центрального зала в бока, а в пол центрального нефа, опирались тонкие, стройные колонны, передающие только вертикальные усилия. Линия формы аркбутана совпадала с равнодействующей вертикальных и горизонтальных усилий, что позволяло не утрачивать изящества аркбутана.
Лекция 11 Европейский средневековый город. Приемы планировки, формообразование (часть 3) Никогда до Готики строительная техника не была столь усовершенствованной и утончённой, никогда до того времени она не была источником художественного вдохновения. Не меньшим разнообразием обладала архитектура жилища средневековых городов. Краснокирпичные с хорошо расшитыми швами и сооружения фахтверково-каркасные создали неповторимый образ и перспективы средневекового города. Стилистические особенности Готики в различных странах Европы приобретали разнообразие и великолепие, продиктованной сложившейся эстетикой в каждой стране по-своему. Французская Готика была более изящной чем английская, итальянская сохранила основы романской архитектуры, на севере Европы готические соборы были почти всегда монохронными и т.д. Так или иначе, образ средневекового города, сохранившийся до наших дней в центральных частях большинства Европейских городов доносит до нас величие готического стиля без которого трудно представить себе Прагу, Мейсен, Кельн, Париж, Страсбург, города Италии, северной Европы, Англии, Шотландии. Сохранились, к счастью, и маленькие города, которые могут быть более доступными для изучения, как небольшие, но адекватные модели больших городов. Интересна также их географическая общность — они расположены на территории Чехии. Анализ генеральных планов и застройка центральных площадей наглядно выявляют градостроительные каноны, по которым строились все города этого времени. Центр города Кромериш (Kromerize) представляет собой систему трёх площадей: соборную, ратушную и рыночную, которые соединены кольцами главных улиц. Центром композиции главной городской площади, имеющей в плане четкий прямоугольник, является здание ратуши (рис. 1). Рис. 1. План г. Кромериш Город Кутна-Гора (Kutna-Hora) — один из самых ярких и точных примеров, демонстрирующих факторы возникновения средневекового города. Известны три важнейших первопричины, по которым г. Кутна-Гора стал источником экономического могущества правителей и был после Праги самым крупным и самым значительным городом чешского государства: Причина первая: район, изобилующий необычайным богатством серебряной руды. Причина вторая: развитие ремесленного производства по чеканке серебряных монет и процветание рынка. Причина третья: строительство монастырей вблизи городища, городских стен, легендарное «скопление людей» в Кутне. Основание города датируется началом XIII в., в правление Пршемысла Отакара (1253-1278 гг.). Возникло название первоначального шахтерского поселка Стара Кутна. Около 1290 года происходит концентрация населения и образование города (рис. 2 и 3). Рис. 2. План г. Кутна-Гора
Рис. 3. Кутна-Гора. Исторический центр 1. собор св. Варвары 2. иезуитская коллегия 3. Градек 4. Рутардка 5. архидеканский собор св. Якуба 6. архидеканат 7. Влашский двор 8. чумной столб 9. дом «у Мрамора» 10. Кадержаковский дом 11. каменный дом 12. Санктуриновский дом 13. княжеский дом 14. каменный водоем 15. костел св. Яна Непомуцкого 16. монастырь ордена св. Урсулы 17. костел Богоматери на Намети
Основание в 1142 г. в соседнем Седлеце цистерианского монастыря было связано с тем, что орденские братья уже тогда располагали сведениями о месторождении серебра и основали монастырь на уже обжитой территории. В период 1260 г. на территории монастыря действительно были открыты месторождения серебряных руд. Не исключено, что основание первых поселений Кутна-Торы можно отнести к этому периоду. Одним из замечательных памятников позднеготической архитектуры жилых домов — дом №183, так называемый «каменный дом». Глядя на генеральный план города Литомышл (рис. 4) совершенно очевиден приём создания формы города, повторяющей линию реки. Центральная площадь представляет собой удлиненную систему площадей, застройку которых комплектуют: здание Ратуши, жилая застройка, ярко выраженного ренессансного характера. Дома на аркадах — вот образ этой необычной площади. Замок правителя вынесен за центральную площадь и переродился во Дворец (ныне музей с богатым собранием живописи). Рис. 4. План г. Литомышл
Город Микулов (Mikulov, рис. 5 и 6). Город, над которым нависает Замок, принадлежащий правителю. Центральная площадь — прямоугольник в плане, из которого расходятся лучи прилегающих жилых улиц. Архитектура площади разнообразна по стилю: углы закреплены ренессансными домами на аркадах, ратуша демонстрирует башню, богато декорированную в стиле барокко. Рис. 5. План г. Микулов Рис. 6. Центр г. Микулов
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |