Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в предмет

В настоящее время целью экономической деятельности любой фирмы является получение прибыли. Эффективность экономиче­ской деятельности зависит от того, как и за счет чего будет полу­чена прибыль, т.е. от эффективности удовлетворения потребно­стей заказчиков товаров и услуг. Решение этой задачи несомненно связано с обязательным выполнением требований международ­ных стандартов ISO 1900:2000.

Достижение поставленной цели — задача многоплановая, она зависит от творческих способностей всех сотрудников фирмы. Ре­шить эту задачу можно лишь в том случае, если каждый участник производственного процесса от руководителя до рядового испол­нителя сможет принимать оптимальные решения на своем участ­ке производства.

Принимать оптимальные решения с первого раза, а не исправлять последствия неправильных решений, — вот главная задача любого специалиста, для эффективного решения которой можно исполь­зовать компьютерные информационные системы, разрабатываемые на основе баз данных (БД).

Базы данных как одно из направлений теории информации пред­ставляют собой методы и средства разработки компьютерных ин­формационных систем, основу которых составляют особым обра­зом структурированные файлы, предоставляющие пользователю эффективные методы получения и анализа данных, необходимых для принятия оптимального решения.

Теория разработки баз данных — сравнительно молодая об­ласть науки, однако на сегодняшний день базы данных являются основой таких направлений в разработке автоматизированных си­стем обработки информации, как системы искусственного интел­лекта, экспертные системы, системы автоматизированного кон­структорского и технологического проектирования.

Когда мы только начинали создавать информационные систе­мы с применением первых версий системы Microsoft Access, нас удивлял перевод назначения этой системы управления базами дан­ных (СУБД) как настольной: стол с возможностью хранения мил­лионов записей! Одна из первых наших коммерческих разработок в конце 1990-х годов была направлена на создание в среде Microsoft Access 2.0 информационной системы для частной фирмы, зани­мающейся поставкой комплектующих изделий обувным фабри­кам России. Причем разработанная система предназначалась для совместного использования различными специалистами, для чего применялись процедуры импорта, экспорта и присоединения дан­ных на основе стандарта ODBC (Open DataBase Connectivity — открытый доступ к данным). Фактически мы продублировали от­дельные компоненты данной системы на «рабочие столы» специ­алистов, объединенных между собой локальной сетью, организо­вав при этом как бы удаленные базы данных.

Под удаленными следует понимать такие базы данных, доступ к информации и управление которыми осуществляются с помощью линий связи.

В разработанной нами системе с помощью линий связи осуще­ствлялся только доступ к информации, поэтому мы и назвали их как бы удаленные базы данных.

На сегодняшний день существуют следующие понятия баз дан­ных: настольные, многопользовательские, удаленные и распре­деленные, которые можно подразделить на две группы: однополь­зовательские (настольные) и многопользовательские (удаленные).

Таким образом, наше удивление по поводу термина настоль­ная было преждевременным. Казалось также, что можно назвать данную систему локальной, однако в то время уже существовало понятие ЛВС — локальной вычислительной сети, объединяющей в единое физическое пространство отдельные компьютеры пользо­вателей, а первые версии Microsoft Access непосредственно не пред­назначались для организации многопользовательских баз данных.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы.

1. Понятия многопользовательская база данных и удаленная база данных можно считать тождественными.

2. Понятие распределенная база данных характеризует структуру взаимосвязанных таблиц и их физическое размещение либо на дисковом пространстве одного компьютера, либо в ЛВС предпри­ятия. Причем распределенная база данных может быть как одно­пользовательской, так и многопользовательской. (В данном случае не следует путать это понятие с понятием распределенная обработ­ка информации.)

Приведем определения этих понятий согласно толковому сло­варю:

• распределенная база данных (Distributed DataBase — DDB) — это база данных, содержимое которой хранится в нескольких от­дельных подсистемах, как правило, физически разнесенных;

• распределенная обработка (distributed processing) — это обра­ботка информации, проводимая в распределенной системе, орга­низованной в виде связанных между собой вычислительных ма­шин.

Таким образом, проектирование и эксплуатация удаленных баз данных как многопользовательских систем подразумевают и не­обходимость распределенной обработки информации при обра­щении пользователей к базам данных.

С точки зрения пользователей удаленная база данных выглядит как обычная настольная база данных, компоненты которой могут находиться на различных компьютерах (узлах) локальной сети предприятия. При этом DDB можно рассматривать как сетевую структуру, узлы которой представляют собой локальные базы дан­ных.

Итак, рассматривая проблему создания удаленных баз данных как создание информационной системы, необходимо:

• создать базу (базы) данных в виде комплекса физически раз­несенных, но взаимосвязанных информационных структур;

• разработать системы управления доступом к информации, содержащейся в физически разнесенных базах данных.

В настоящее время одним из направлений совершенствования информационных технологий является создание не только едино­го физического (компьютерного) пространства — локальных и глобальных вычислительных систем, но и единого информационно­го пространства, предназначенного для оптимизации процессов управления производством. (Под термином производство понима­ем любую деятельность физических и юридических лиц, связан­ную с созданием (производством) товаров и услуг различного на­значения.) Основным критерием оптимизации процессов управ­ления является себестоимость продукции — затраты, связанные с производством товаров и услуг.

Таким образом, основной целью разработки и эксплуатации удаленных баз данных является создание условий для снижения затрат в процессах управления производством и бизнесом.

Идеология разработки автоматизированных информационных систем (АИС) всегда предполагала необходимость организации их и как многопользовательских. Однако первые созданные АИС не оправдали возлагавшихся на них надежд. Возникшие проблемы заключались в возможностях аппаратных и программных средств, степени подготовки специалистов и характере взаимодействия партнеров на рынке товаров и услуг.

Приведем два примера реальных жизненных ситуаций, пока­зывающие необходимость создания единого информационного пространства на основе создания удаленных баз данных.

1. Как известно, на любом промышленном предприятии суще­ствуют такие подразделения, как отдел кадров, бюро пропусков, бухгалтерия, которые сегодня объединяют в рамках ЛВС в единое информационное пространство. Общим информационным объек­том для всех указанных служб является сотрудник предприятия. Когда на одном из предприятий разработчики информационной систе­мы не учли требование обеспечения целостности информации на основе взаимосвязанных таблиц баз данных, из этого вышло следу­ющее. Информация об увольнении сотрудника не была (автома­тически) доведена из отдела кадров до бюро пропусков, и сведе­ния о том, что он не ходит на работу, поступили в бухгалтерию, что, естественно, вызвало необходимость выяснения данного факта.

2. Требование учета интересов всех пользователей направлено на уменьшение затрат при разработке и эксплуатации информа­ционной системы. На одном из предприятий специалисты различных отделов для себя без какой-либо координации со стороны руководства созда­вали базы данных. Для обеспечения функционирования на этом же предприятии купленной системы автоматизированного проек­тирования (САПР) технологических процессов сотрудники одно­го из отделов в течение года также создавали базу данных по ре­жущему инструменту. Однако к тому времени в том же отделе од­ним из специалистов уже была разработана аналогичная база дан­ных, причем она разрабатывалась несколько лет и охватывала все типы режущего инструмента, применяемого на предприятии. Если бы структура базы данных приобретенной предприятием САПР учитывала структуру уже имевшейся на предприятии базы по ин­струменту, то их объединение посредством использования опера­ции присоединения данных заняло бы не год, а всего лишь не­сколько минут.

В настоящее время удаленные базы данных составляют основу нового направления совершенствования, как бизнес-процессов, так и процессов проектирования, изготовления, эксплуатации слож­ных наукоемких изделий: создание единого информационного пространства, сопровождающего весь жизненный цикл (ЖЦ) про­дукции. Это направление называется CALS-технологиями.

Сущность CALS-технологий сводится к созданию единого ин­формационного пространства (ЕИП), обеспечивающего возможность получения достоверной информации, необходимой для принятия оп­тимальных решений в течение всего жизненного цикла изделия, начи­ная с его проектирования и заканчивая утилизацией после окончания сроков эксплуатации.

За время своего существования расшифровка аббревиатуры CALS претерпела ряд изменений.

В момент возникновения аббревиатура CALS расшифровыва­лась как Computer Aided Logistic Support — компьютерная под­держка поставок и логистики, т.е. в то время акцент делался на применение компьютеров для управления процессами поставок, транспортировки и эксплуатации продукции.

С течением времени, когда применение компьютеров стало обычным делом, понятие CALS трансформировалось в Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информацион­ная поддержка поставок и жизненного цикла продукции. Здесь акцент смещен, во-первых, в сторону непрерывности взаимодей­ствия заказчика и поставщика в ходе процессов поставки продук­ции, а во-вторых, в сторону охвата всего ее ЖЦ.

В последнее время появилась еще одна трактовка понятия CALS: Commerce At Light Speed — высокоскоростная (быстрая) коммер­ция.

Эта трактовка связана с постоянно расширяющейся сферой при­менения электронного бизнеса (e-business) и электронной коммер­ции (e-commerce), суть которых состоит в том, что коммерческие сделки заключаются посредством глобальной сети Интернет. В ходе этих сделок стороны обмениваются данными (нередко значитель­ного объема) в электронном безбумажном виде, при необходимо­сти скрепляя эти данные электронными цифровыми подписями (ЭЦП), имеющими такой же юридический статус, как и собствен­норучная подпись.

Рассмотрим в качестве примеров организации работ с удален­ными базами данных небольшую фирму «Бюро переводов» и ком­мерческий банк. На рис. В. 1 показана схема организации локальной вычисли­тельной сети Бюро переводов, из которой видно, что работа с уда­ленными клиентами, в качестве которых выступают как ее со­трудники (переводчики), так и заказчики работ, осуществляется через сеть Интернет.

автоматизированное рабочее

 

 

На рис. В.2 показана схема информационного обслуживания клиентов коммерческого банка. В данном примере работа сотруд­ников с удаленными базами данных осуществляется средствами ЛВС банка.

В данном учебном пособии рассматривается методология раз­работки и эксплуатации удаленных баз данных с распределенной обработкой информации, которая необходима всем организаци­ям, действующим в условиях рыночной экономики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 16 Функция и структура | Термины и определения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.