Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великобритания




· Взяточничество

· Продажа публичных должностей

· Нарушение публичным должностным лицом его обязанностей

Право Великобритании не кодифицировано. В связи с этим источниками правового регулирования в стране являются либо отдельные парламентские акты (статутное право), либо прецеденты (общее право). Несмотря на то, что сфера парламентского регулирования систематически расширяется, поглощая общее право, тем не менее сохраняются до настоящего времени некоторые нормы, источниками которых традиционно продолжают быть судебные прецеденты. Для уголовно-правовых санкций это различие имеет существенное значение. Когда ответственность предусматривается парламентским актом, то наказание в виде лишения свободы или штрафа, как правило, устанавливается этим актом в виде определенного или максимального размера или срока. Если таких указаний нет, это означает, что суд сам определяет размер штрафа или срок лишения свободы. Для преступлений, предусмотренных общим правом, штраф и срок лишения свободы также определяются судом с тем, однако, что срок лишения свободы не может превышать двух лет. Мера наказания зависит и от того, рассматривается ли дело судом присяжных или магистратским судом в суммарном порядке (без присяжных). При рассмотрении дел в суммарном порядке сумма штрафа не может превышать установленного для магистратских судов максимума (в настоящее время - 5000 ф.ст.), а срок лишения свободы - шесть месяцев.

Все сказанное выше относится и к должностным преступлениям.

Взяточничество. Английское право придает особое значение этому деянию, судя по тому широкому понятию взятки, которое содержится в основных законах, регулирующих ответственность за нее и в общем праве (прецедентах). Помимо общего права, уголовное законодательство о взяточничестве составляют три следующих закона: Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 г.; Законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 гг. В отношении подкупа во время выборов парламента или местных органов ныне действует Закон о народном представительстве 1983 г. Хотя аналогичные законы издаются периодически через 2-3 года, общее понятие о подкупе должностных лиц было сформулировано английским общим правом, в частности прецедентами 1809 и 1914 гг. Согласно этим источникам, взяточничество заключается в том, что кто-либо дает взятку, дабы склонить должностное лицо действовать вопреки своим служебным обязанностям или выразить благосклонность либо удержаться от выражения благосклонности при исполнении этих обязанностей, а должностное лицо принимает с этой целью взятку. Дела о взяточничестве по общему праву рассматриваются судом присяжных. Это преступление наказывается лишением свободы и штрафом по усмотрению суда. Как говорилось выше, срок лишения свободы по общему праву не может превышать двух лет.

В Законах 1889-1916 гг. это общее положение расширяется и конкретизируется. В частности, ими предусматривается ответственность за взяточничество членов и служащих публичных организаций. Совершает преступление любое лицо, в том числе и юридическое, которое само или совместно с другим лицом с целью подкупа вымогает или получает либо соглашается получить для себя или другого лица подарок, ссуду, гонорар, вознаграждение или преимущество как средство побуждения члена или служащего публичной организации сделать что-либо или воздержаться от действия в отношении какого-либо вопроса и сделки - реальных или предполагаемых, относящихся к компетенции публичной организации. При этом, если лицо получает подарок, понимая, что это взятка, оно, таким образом, заключает сделку о коррупции, даже если оно не имело намерения выполнить условия этой сделки (прецедент 1956 г., дело Короны против Карра). В деле Короны против Паркера 1985 г. суд постановил, что понятие коррупции охватывает и случаи получения денег за проявленную в прошлом благосклонность, даже если по этому поводу не было никакого предварительного соглашения. Равным образом, к понятию "вознаграждения" как взятки относится и получение денег за выраженную ранее благосклонность без предшествующего соглашения (прецедент 1972 г.).

Понятие "преимущество" достаточно широко толкуется законом 1889 г. Согласно ст. 7 этого закона, оно включает в себя получение любой должности или звания или воздержание от истребования денег, их эквивалента либо иной ценной вещи, а также получение помощи, голоса на выборах, согласия или влияния, а также любое обещание, способствование, соглашение, принятие усилий, чтобы способствовать получению или поддерживать ожидание какого-либо подарка, ссуды, гонорара, вознаграждения.

Совершает преступление и тот, кто с целью подкупа дает, обещает или предлагает подарок, ссуду, гонорар, вознаграждение или преимущество любому лицу для склонения члена или служащего публичной организации сделать или не сделать что-либо по вопросу или сделке, находящимся в компетенции этой организации. Лица, виновные в указанных преступлениях, наказываются лишением свободы на срок до семи лет или (и) штрафом, если дело рассматривается судом присяжных (по обвинительному акту), или лишением свободы до шести месяцев или (и) штрафом в пределах законного максимума (в настоящее время - 5000 ф.ст.), если дело слушается в порядке суммарного судопроизводства (без присяжных). Кроме того, осужденного могут судебным приказом обязать уплатить публичной организации стоимость или цену полученных им подарков, ссуды, гонорара или вознаграждения. Помимо этого, суд может лишить его права в течение пяти лет быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность. При повторном совершении подобного преступления суд может в качестве дополнительного наказания признать его вообще неспособным занимать публичную должность, а в течение пяти лет запретить ему регистрироваться в качестве избирателя или голосовать на выборах в парламент или в другую публичную организацию. При осуждении чиновника или служащего по найму какой-либо публичной организации суд может лишить его права на компенсацию или пенсию, которые полагались бы ему по закону.

Закон 1916 г. предусматривает ответственность лиц за подкуп, относящийся к государственным контрактам. В данном случае речь идет о подкупе в связи с договором или предложением договора, заключаемого с правительством, каким-либо правительственным департаментом или публичной организацией либо с их представителями. Ответственность за подкуп несут обе стороны. Судя по тому, что это преступление требует наказания лишением свободы не менее трех лет и до семи лет, т.е. более сурового, чем в вышеприведенных положениях, данному виду взяточничества придается особое значение, поскольку речь идет о выполнении государственных заказов. Дела об этих преступлениях рассматриваются судом присяжных. При этом бремя доказывания того факта, что уплата или получение не носили характер подкупа, лежит на обвиняемом (ст. 2 Закона).

В отдельный состав взяточничества английский законодатель выделяет подкуп с целью получения почетных наград. Ответственность предусмотрена как для дающих, так и для получающих взятку в виде подарка, денег или любого ценного предмета с целью склонения или способствования в получении звания, титула или награды или совершения иных действий, связанных с их присуждением. Дела такого рода могут рассматриваться как судом присяжных, так и в суммарном порядке. В первом случае виновные наказываются лишением свободы на срок до двух лет или (и) штрафом по усмотрению суда. Во втором случае - лишением свободы до трех месяцев или (и) штрафом в пределах статутного (предусмотренного законом) максимума. Предмет взятки изымается в пользу казны (Закон о предупреждении злоупотребления с наградами 1925 г.).

Закон о народном представительстве 1983 г. предусматривает уголовную ответственность за взяточничество, связанное с проведением выборов в парламент или в местные органы власти. Преступление заключается в даче взятки, прямо или косвенно, в виде денег или в виде способствования в получении какой-либо должности избирателю, с тем чтобы он отдал свой голос или воздержался от голосования в пользу взяткодателя или другого лица. Получение взятки, а равно заключение соглашения о подкупе наказуемы, независимо от того, когда произошло принятие взятки: до, во время или после выборов. Виновные наказываются лишением свободы до одного года или (и) штрафом.

Наконец, английское общее право рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судье, магистрату или судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судья, магистрат или судебный чиновник, которые принимают дар или вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы по усмотрению суда (до двух лет).

Продажа публичных должностей. Законом о продаже должностей 1809 г. в редакции закона об уголовном праве 1967 г. предусмотрена ответственность за коррупцию в виде продажи, покупки, сделок с целью получения какой-либо должности, в том числе и работы по найму, предоставляемых Короной или каким-либо государственным департаментом для работы как в пределах Соединенного Королевства, так и в британских владениях. Виновные наказываются лишением свободы на срок до двух лет и лишением навсегда права занимать соответствующую должность.

Нарушение публичным должностным лицом его обязанностей. Эта группа правонарушений, которую можно отнести к основному виду должностных преступлений, охватывает пять деяний: злоупотребление властью, нарушение доверия и обман, небрежность при исполнении обязанностей, неисполнение обязанностей и неуполномоченное распространение служебной информации.

Под злоупотреблением властью понимается всякое "притеснение" со стороны должностного лица. Это преступление предусмотрено общим правом и заключается в совершении должностным лицом незаконных действий при осуществлении им или под видом осуществления им своих обязанностей. Оно состоит в безмотивных телесных повреждениях, лишении свободы и в унижении. До 1968 г. в число "притеснений" включалось и вымогательство. Теперь оно регулируется законом о краже 1968 г. Преступление не считается совершенным, если будет доказано, что должностное лицо действовало справедливо, будучи уверенным, что поступает так по закону, и без намерения совершить коррупцию или "притеснение".

Одним из видов злоупотребления по общему праву является нарушение доверия или обман в деле, затрагивающем публичные интересы, даже если сходные действия между частными лицами влекут только гражданско-правовую ответственность.

Преступлением считается и сознательно небрежное исполнение должностным лицом его обязанностей, возложенных на него законом или общим правом, если отсутствуют разумные извинения или оправдания. Наказывается такое деяние, помимо штрафа и лишения свободы отстранением от должности на срок до двух лет.

Неоправданное бездействие лица, отказ его от выполнения тех обязанностей, которые были на него возложены, или от исполнения должности, на которую лицо было назначено, также влечет ответственность по общему праву.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.