Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Методы дизайн-проектирования. Методы активизации творческой деятельности

Тема 16. Научные исследования в области развития моды.

Модная форма костюма периодически повторяется с новым содержанием, а это определяет новизну ее решения. Различные исследователи в вопросах развития моды (Д.Лэйвер, Агата Янг, Кребер, Ричардслон, Т.В. Козлова, Р.А. Гузавичюте и др.) выделяют разные циклы чередования модных тенденций. Однако, если обобщить их выводы, то смену структур костюма можно предсказать с определенной степенью вероятности периодичности коренных изменений моды, равную 6 ± 1 годам.

По мнению историка моды Д.Лэйвера: «Один и тот же костюм будет:

¢ Непристойным - за 10 лет до своего времени;

¢ Неприличным – за 5 лет;

¢ Экстравагантным – за 1 год;

¢ Изящным - в свое время;

¢ Безвкусным – год спустя;

¢ Отвратительным – через 10 лет;

¢ Забавным – 30 лет;

¢ Причудливым – 50 лет;

¢ Очаровательным – 70 лет:

¢ Романтичным – 100 лет;

¢ Прекрасным – 150 лет…»

По мнению талантливого отечественного модельера Т.В.Козловой: «…существует цикл, в течении которого наиболее полно обновляется структура. Он равен 21-22 годам, а полуцикл – 10,5-11 годам. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 33-34, 50-55 лет, в пределах которых развивается какая-либо форма…»

Правильно пользуясь законами проектирования, дизайнер может добиться хороших результатов при наличии идеи. Но что делать, если ее нет? Исследователи творческой деятельности выявили существование так называемых барьеров, заминок в творческой, которые блокируют, останавливают движение мысли, могут возникнуть стихийно и значительно затруднить выполнение профессиональных задач. Деятельность же дизайнера требует от специалиста постоянной готовности к генерации новых идей, в не зависимости от его эмоциональной готовности. Необходим дополнительный ресурс для преодоления преграды. Повысить эффективность эффективности творческой деятельности возможно при помощи эвристических методов.

Эвристические методы решения творческих (проектных) задач - относятся к методам стимуляции творчества, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. Приведем несколько примеров методики мышления для решения творческих задач.

Метод мозгового штурма или «мозговая атака» (брейнсторминг) — процедура группового креативного мышления, точнее — это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость. Считается за норму, если в течение 1,5 часов группа продуцирует до сотни идей.

Метод инверсии. Отыскать или придумать новый продукт дизайна довольно сложно. Значительно чаще можно найти новые методы его изготовления. Одним из способов получения новой точки зрения или нового подхода является так называемый метод инверсии. Он требует сознательного преодоления психологической инерции, стереотипов мышления. Если какой-нибудь объект обычно рассматривают снаружи, то при методе инверсии его следует рассматривать изнутри. Если в предмете дизайна некая деталь всегда рассматривалась горизонтально, то инверсия означает, что ее нужно ставить в вертикальное положение или поместить под некоторым углом (например, карман в одежде). Если одна часть системы неподвижна, а другая подвижна, то инверсия будет означать, что положение должно стать обратным. Перевернуть все "вверх дном", поменять местами - эти слова характеризуют сущность метода инверсии. Примерами могут служить вывернутые в современных моделях одежды наружу швы, размещение карманов на рукаве и спине и т.д. Инверсия - очень простой и очень действенный метод получения новых взглядов.

Метод аналогии. Большое число оригинальных мыслей рождается по аналогии и этот процесс можно эффективно применять в обучении и профессиональной деятельности дизайнера. Получение дизайнерских идей происходит путем использования определенных свойств различных природных и материальных объектов. При помощи данного метода созданы многие коллекции ведущих дизайнеров мира, посвященные творчеству художников или раскрывающие определенный художественный образ. Например, коллекция шуб отечественного дизайнера Е.К.Крутиковой, которая поразила всех своей образностью исполнения, посвящена образу бабочки, птицы и т.д. Этот метод дает будущему дизайнеру понять безграничность подсказок природы и предметного мира для его творчества.

Метод эмпатии. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. Задача данного метода состоит в том, чтобы «стать» объектом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Это достаточно важно для будущего дизайнера, т.к. в своем творчестве он ориентируется не только на свой художественный вкус и интуицию, но и на вкусы потребителей, для которых предназначены продукты его профессиональной деятельности (одежда, интерьер и т.д.). Вхождение в образ потребителя позволит дизайнеру лучше понять его потребности и вкусы, а значит повысить привлекательность своих идей.

Метод фантазии. Использование фантазии для стимулирования возникновения новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или процессы. Считается, что размышление о желаемом может привести дизайнера к новой идее, которая, в конечном счете, приведет к осуществимому решению.

Метод фокальных объектов. Название метода связано с принципом концентрации множества идей на каком-либо объекте. Иногда его также называют методом сфокусированных объектов, что точнее определяет его суть. Данный метод является самым распространенным, основанным на случайностях, он может эффективно применяться в образовании и деятельности дизайнера для поиска простых решений. Сущность метода заключается в выполнении следующих операций: выбор фокального объекта, четкое формулирование его назначения и требований к его функциям; выбор трех-четырех случайных объектов; составление признаков случайных объектов; генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту случайных признаков; развитие полученных сочетаний и в результате ассоциаций выход на новые идеи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 15. Прогнозирование моды. Виды прогнозов и их характеристика | Тема 20. Психологические аспекты творческой деятельности в области дизайн проектирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.