Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления теории элит




IV

III

II

I

ПЛАН

ТЕОРИИ

Тема 7. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И

1. Понятие идеологии.

2. Либерализм, консерватизм, социал-демократизм,

3. Правый и левый радикализм.

4. Основные политические теории.

Многообразие социальных групп с различными интересами обусловливает существование различных и часто противоположных представлений о власти, государстве, политике, экономическом развитии и т.п. Эти представления об­разуют определенные системы ценностей и идейных установок, на их основе оформляются политические идеологии.

Политическая идеология - совокупность политических идей, выражающих* интересы отдельных социальных групп, политических партий. Важнейшие функции идеологии:

* объяснение политических явлений с помощью соответствующих теорий

(теория элит и т.п.);

* обоснование текущей политики;

* организация и мобилизация людей на поддержку политики определен­ной партии, лидера;

* ориентация людей в мире политических партий и движений.

Политическая идеология дает критерии оценки происходящих в обществе процессов, степени полезности и эффективности тех или иных политических и экономических систем. Для всех политических идеологий наиболее важными являются следующие проблемы:

- отношения государства и общества, роль государства в регулировании раз-

яичных сфер общества:

- отношения личности и государства, степень вмешательства государства в

частную жизнь;

- место и роль государства в политической системе.

Существуют разные подходы к классификации и определению конкретных политических идеологий. Идеологии подразделяют:

а) по цели и основным ценностям: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, левый и правый радикализм;

б) по месту на политической арене: правые, левые, центристские;

в) по классовому содержанию: буржуазные, мелкобуржуазные, пролетар­ские идеологии и т.д.

Одна и та же партия в разных ситуациях может использовать методы либе­рализма, консерватизма, реформизма или даже радикализма.К тому же в каж­дой идеологии можно выделить умеренное и радикальное течение, ортодоксов и реформаторов.

В обществе постоянно идет борьба между идеологиями за влияние на лю­дей и идеи наиболее популярной из них в данное время могут заимствоваться другими идеологиями. Текущая политика, с одной стороны, зависит от обос­новывающей ее идеологии, а, с другой, она все время привносит определен­ные изменения в обслуживающие ее идеологии. Разумеется, не все элементы идеологии могут изменяться в равной степени. Наименее изменчивыми явля­ются такие элементы, как основные принципы и ценности, определяющие сущность той или иной идеологии. Гораздо большим изменениям подвержены программные установки, стратегия и особенно тактика их реализации, пропа­ганда и т.д.

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis - свободный) имеет много проявлений в историческом, национально-культурном и идейно-политическом измерениях. Однако, в целом, либерализм представляет собой политическую идеологию, для которой главной целью ценностью является свобода личности, ее при­оритет по отношению к обществу и государству.

Основные идеи традиционного либерализма:

- самоценность индивида и его ответственность за свои действия;

- частная собственность как. необходимое условие индивидуальной свободы;

- свободный рынок, конкуренция и предпринимательство;

- равенство возможностей;

- разделение властей и система сдержек и противовесов;

- правовое государство с принципами равенства всех граждан перед законом,

терпимости и защиты прав меньшинств;

- гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.);

- всеобщее избирательное право и т.д.

Своими корнями либеральная идеология восходит к Ренессансу, Реформа­ции, ньютоновской научной революции. У ее истоков были идеи таких раз­ных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л.Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Констан, А. де Токвилъ и др. На протяжении всего XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Т. X. Грином, Л.Хобхаузом, Б. Бозанкетом и другими представителями западной обще­ственно-политической мысли. Свой вклад в формирование либерального миро­воззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы, лидеры немецкой классической философии, европейской классической полит­экономии.

Либеральная идеология с самого начала тяготела к признанию идеала ин­дивидуальной свободы. При этом свобода понималась в негативном смысле - как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для раннего либерализма означа­ла борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на эконо­мическую, физическую и интеллектуальную свободу человека.

Этот идеал в экономической области воплотился в принципах свободного рынка и свободной, ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере в идеях "государства - ночного сторожа" и правового государства, демо­кратии и парламентаризма.

Суть идеи "государства - ночного сторожа" состояла в оправдании так назы­ваемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защиты страны от внешней опасности. Приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством. Последнее трактовалось как "необходимое зло".

Большинство либеральных авторов XIX и XX вв. были устремлены на по­иск путей приспособления классического наследия к постоянно изменяющим­ся условиям. В конце XIX - начале XX в.в. более выпукло обнаружились как сильные, так и слабые стороны либерализма, и особенно в политической сфере, Так5 реализация принципа свободной конкуренции (по сути, долгое вре­мя служившего оправданию поглощения слабых более сильными конкурен­тами) привела к чрезмерной централизации производства, резкому возраста­нию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов.

В связи с изменением обстановки были сформулированы принципы по расширению регулирующей роли государства в целях реализации первона­чальных либеральных ценностей защиты прав и свобод человека. Новая раз­новидность либерализма (социал-либерализм) нашла свое всестороннее обос­нование в теории "государства всеобщего благоденствия" Дж. Гэлбрейта. В качестве основы свободы личности выдвигается обеспечение минимального Уровня дохода, здравоохранения и образования. А для достижения этой цели признается повышение роли государства в решении экономических и соци­альных проблем, социальная ответственность бизнеса, отказ от крайностей индивидуализма.

В 70- 80-е гг. XX в., осознав факт возрастания негативных последствий чрез­мерно разросшейся бюрократии и государственной регламентации в эконо­мической и социальной сферах, либералы вновь выступают за стимулирование

рыночных механизмов (при одновременном сокращении регулирующей роли государства). Таким образом, признавая неизбежность и даже необходи­мость государственного вмешательства, либералы вместе с тем постоянно оза­бочены тем, чтобы ограничить пределы этого вмешательства. В новейших конструкциях либерализма нашел отражение получивший на Западе широкую популярность лозунг "меньше - это лучше", под которым подразумеваются ослабление регулирующих функций государства, сокращение не оправдавших себя социальных программ, поощрение частной инициативы и свободнорыночных отношений. Эта разновидность либерализма получила название "неолиберализм"

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare- сохранять) - политическая идеоло­гия, для которой главной целью и ценностью выступает сохранение основных естественных устоев общества. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, их единомышленников и последователей. Отцы-основатели консерватизма про­тивопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой Француз­ской революцией идеям индивидуализма, прогресса и рационализма свой взгляд на общество как на органическую и целостную систему, С точки зрения основателей консерватизма, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-политическим институтам. Важнейшие ценности консерватизма: традиции, мораль, семья, порядок, стабильность. Инструментом для их укрепления выступает сильное государство, способное поддерживать законность и обузды­вать разные политические силы. При этом, естественным и законным призна­ется лишь то общество, которое основано на иерархической структуре, от­дельные части которого обеспечивают жизнеспособность и целостность обще­ственного организма.

В целом - как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения - консерватизм отражает идеалы, ориентации и ценно­стные нормы тех классов, фракций и социальных трупп, положению которых начали угрожать объективные тенденции общественного развития, а также тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают трудно­сти и давление со стороны демократических сил или более динамичных слоев населения. Нередко консерватизм выступает как защитная реакция средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, просто жи­телей сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, несу­щего неопределенность, угрозу ухудшения социального статуса.

Консерватизм, как и любое другое идейно-политическое явление, не может не учитывать изменяющиеся реалии, должен постоянно приспосабливаться к ним. Так, в период господства свободнопредпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после Второй мировой войны - кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных ре­форм, государства благосостояния и т.д. В этом аспекте консерватизм претер­пел далеко идущую трансформацию в 70- 80-е гг. Большинство консерватив­ных политических сил, учитывая изменения, происшедшие за последние де­сятилетия в структуре капитализма, сознают невозможность демонтажа меха­низмов государственного регулирования и возврата к системе, основанной всецело на принципах свободного рынка и неограниченной конкуренции. Это течение консерватизма называется "неоконсерватизм".

Значительное место в конструкциях современных консерваторов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государства, демократии и т.д. Следует отметить, что в трактовке данного круга проблем большинство неоконсер­ваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основопо­лагающих принципов демократии.

В целом для неоконсерваторов характерно двойственное отношение к го­сударству и связанным с ним институтам. С одной стороны, в глазах консер­ваторов государство - это источник и защитник закона и морали. Без сильно­го государства общество может оказаться во власти анархии. С другой сторо­ны, сильное государство может оказаться инструментом подавления индиви­дуальной свободы. Поэтому теоретики неоконсерватизма постоянно подчер­кивают "важность ассоциаций людей, меньших по размеру, чем государство". При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть неоконсерваторов ставит на первое место общество. Теоретики и практики не­оконсерватизма - это часто "разочаровавшиеся либералы". К ним можно отне­сти политологов Д.Белла, С. Липсета и таких политических деятелей, как Г.Коль.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ - политическая идеология, для которой главной целью является утверждение свободы, равенства и справедливости посред­ством всесторонней демократизации общества.

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой фран­цузской революции и идей социалистов-утопистов. Она получила импульс также от марксистской теории и под ее влиянием. При этом главным стимулом утверждения и институциализации социал-демократии явилось формирование и возрастание в конце XIX - начале XX в. роли и влияния рабочего движения в индустриально развитых странах Запада, Первоначально почти все социал-демократические партии возникли как внепарламентские партии, призванные отстаивать в политической сфере интересы рабочего класса. Затем, в повсе­дневной экономической и политической борьбе они убедились, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в про­цессе постепенных перемен.

Понятие "демократический социализм", по-видимому, впервые было использовано в 1888 г. Б. Шоу для обозначения социал-демократического реформизма. Позже его использовал Э. Бернштейн, но его окончательному закреплению способствовал Р. Гильфердинг. В чем суть современного социалдемократизма вообще и демократического социализма в частности? Пожалуй, наиболее емко и лаконично эта суть выражена в Годесбергской программе СДПГ 1959 г., в которой в качестве "основных целей социалистического стремления" провозглашены свобода, равенство, справедливость и солидар­ность. Эти пункты в различных модификациях присутствуют в программах большинства социал-демократических партий.

Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех лю­дей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая дейст­вительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на при­знание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Что касается справедливости, которая не уважает эти права, то она неизбеж­но превращается в уравниловку, которая подминает под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода.

Для реализации этих ценностей необходимо развитие демократии во всех сферах общественной жизни. "Демократия представляет собой наиважнейшее средство народного контроля и гуманизации тех бесконтрольных сил, кото­рые изменяют кашу планету, не заботясь о ее сохранении" ("Декларация прин­ципов Социалистического Интернационала", 1989 г.). Лучшая гарантия демо­кратии - плюрализм (идейный, политический, экономический, социальный). Государство выступает инструментом этих преобразований. Но одновременно необходимо развитие самоуправления, децентрализация и укрепление плебис­цитарной демократии.

Сейчас, на исходе XX столетия, весьма трудно провести сколько-нибудь четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и пар­тиями других идейно-политических ориентации. Дело в том, что многие прин­ципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые рань­ше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали их общим достояни­ем. Но все же дискуссионным, спорным остается вопрос о пределах демокра­тии. Консерваторы и либералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна рас­пространяться на другие (в частности, экономическую) сферы.

РАДИКАЛИЗМ (от лат. radikalis - коренной) - стремление к коренному переустройству общества путем насильственных методов (путчи, револю­ции).

Наиболее влиятельной политической силой правого радикализма выступа­ют фашизм и неофашизм. Фашизм возник в Италии в 1919 году. (Это название от итальянского слова "фашн" - пучок, объединение). Фашизм претендовал на роль всеобъемлющей альтернативы либерализму и демократии как силам, во­площавшим "старую" цивилизацию и культуру. Он стал вызовом гуманизму, уничтожив грань между добром и злом. Идеология фашизма строилась на цен­ностях консерватизма традиционалистского типа:

а) высокомерно-негативное отношение к человеческой личности как суще­ству, подверженному всяческим порокам, и поэтому нуждающемуся для нормального существования в твердой направляющей руке;

б) негативное восприятие разума как источника заблуждений и разочарова­ний;

в) оценка нации как определяющего и неизменного элемента человечества.

Пренебрежение к личности стало обоснованием системы жесткого контро­ля над обществом со стороны "сверхчеловеков", вождя. Отрицание роли ра­зума служило цели утверждения з массовом сознании иррациональных начал, что, в свою очередь, обосновывало необходимость веры в вождя, "дух кацик". Приоритет нации обеспечивал решение двоякой задачи: во-первых, создание приемлемого для всего народа идеала (борьба за спасение, укрепление сво­ей нации); во-вторых, позволял объяснить все промахи власти кознями "врагов нации". Теперь можно было легко обосновывать необходимость жесткой дис­циплины, тотального контроля со стороны государства, искоренение всякого инакомыслия, наращивание милитаризма и уничтожение всех, кто мешает "благу нации".

Основные положения политической идеологии правого радикализма сле­дующие:

1. Критика буржуазного либерализма с его парламентской представитель­ской системой, плюрализмом, многопартийностью. "Разлагающему" либера­лизму он противопоставляет "здоровые идеалы" спасительной " консерва­тивной революции", лозунги которой - народная культура, здоровье нации, ес­тественный жизненный порядок.

2. В политике "здоровая народная сущность" утверждается через "естественное, органическое государство". Оно имеет пирамидообразную ие­рархию и способствует переходу в верхи общества народной "элиты" человече­ства, которая организует и направляет наклонности масс.

3. Из этой элиты формируется "строгое, принципиальное и беспощадное правительство".

4.Парламент отсутствует и заменяется либо постоянным референдумом, либо корпоративной общественной палатой, состоящей из избираемых непосредст­венно на предприятиях "представителей всех профессий".

5. Преобразование профсоюзов в отраслевые корпорации, объединяющие предпринимателей, менеджеров, рабочих и служащих (сообща несут ответст­венность за производство перед государством).

6. Производители сотрудничают, предприятия социализируются, т.к. пред­приниматель перестает быть хозяином производства, управляет им в интере­сах всей корпорации (в конечном итоге, в интересах народа и нации).

Левый радикализм. Конкретные носители левого радикализма разнооб­разны: "новые левые", "неотроцкизм", "левый экстремизм" (терроризм), "неомарксизм". Главные лозунги леворадикальной идеологии - ра­венство, свобода, отсутствие эксплуатации и угнетения. Основные ценности: общественная собственность, самоуправление, социально-политическое и идейное единство народа, социальные права человека, коллективизм. По­скольку капитализм - главный источник эксплуатации и угнетения, то необхо­димо разрушить его основу (частную собственность и буржуазное государ­ство) революционным путем. Важнейшим инструментом построения нового общества является диктатура пролетариата, терроризм.

Основные положения левого радикализма:

1. Признание только классового характера демократии, поэтому отрицание принципа большинства, формального равенства, представительства власти, разделения властей, законности (как псевдодемократических).

2. Демократия - исторически преходящее явление.

3. Основа демократии социализма - мировоззренческая и социальная гомогенность, а не политическое соглашение социально и мировоззренчески раз­личных сил (к тому же постоянно меняющихся).

4. Отрицание плюрализма, соревнования различных ценностей, терпимости (предпочтение раз и навсегда заданной цели).

5.Предпочтение отдается "основным социальным правам", а не политиче­ским правам свободы и соучастия.

Понятие "политическая теория" используется в широком и узком значении. В широком значении учение отсылает к какому-либо мыслителю. Например, говорят о политической теории Дж. Локка и т.д. В узком смысле под полити­ческой теорией подразумевается комплекс аргументов, используемых для объ­яснения отдельных явлений политической жизни. Например, используется по­нятие "теория демократии" и др. В связи с тем, что каждое политическое явле­ние весьма сложный, многосторонний феномен, то возможно существование нескольких теорий, объясняющие его с той или иной точки зрения. Различие теорий относительно одного и того же политического явления объясняется еще и тем, что авторы занимают разные методологические и политические пози­ции. Политические теории могут включаться в различные идеологии для обос­нования определенных целей и методов. Эти теории в данном случае будут использоваться уже как модели реальных политических процессов.

Наиболее известными в политилогии и чаше применяемыми на практике являются: теория легитимности власти или социология господства М.Вебера, теории элит, теории демократии и т.п.

Социология господства М.Вебера (1864-1920 г г.). "Господство, - пишет Вебер, - означает шанс встретить повиновение определенному приказу". Господ­ство предполагает, таким образом, взаимное ожидание: того, кто приказывает, что его приказу будут повиноваться; тех, кто повинуется, - что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается, то есть признает­ся. В полном соответствии со своей методологией Вебер начинает анализ ле­гитимных типов господства с рассмотрения возможных (типических) "мотивов уступчивости". Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых вида господства: "Господство может быть обуслов­лено интересами, то есть целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или невыгод; око может обусловливаться, далее, просто "нравами", привычкой к определенному поведению; наконец оно мо­жет основываться на простой личной склонности подданных, то есть иметь аффективную базу".

Первый тип господства Вебер называет легальным. Здесь в качестве "мотива уступчивости" выступают соображения интересов. В таком государ­стве подчиняются не личностям, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники). Аппарат управления ("штаб управления") состоит из специально образованных чиновников; к ним предъявляется требование действовать, "невзирая на лица", то есть по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало - прин­цип, лежащий в основе легального господства; именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

Бюрократия, считает Вебер, технически является самым чистым типом легального господства. Однако никакое господство не может быть только бю­рократическим: "На вершине лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламентской аристократией...". Но повседневная, непрерывная работа ведется силами спе­циалистов-чиновников, то есть машиной управления, деятельность которой не может быть приостановлена без того, чтобы не вызвать серьезного наруше­ния в функционировании социального механизма.

Другой тип легитимного господства, обусловленный "нравами, привыч­кой к определенному поведению", Вебер называет традиционным. Традици­онное господство основано на вере не столько в законность, сколько в свя­щенность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство, характерное, в отличие от легального, для тех обществ, которые предшествовали современному буржу­азному обществу. Союз господствующих представляет собой гемайншафт: тип начальника - "господин", штаб управления - "слуги", подчиненные - "подданные", которые послушны господину в силу пиетета. Вебер подчерки­вает, что патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым тот тип легитимности, который характерен для этого типа господ­ства.

Третьим ("чистым") видом господства является так называемое харизма­тическое господство. Понятие харизмы (греч. charisma- божественный дар) играет в веберовской социологии важную роль. Харизма есть некая экстраор­динарная способность, некое свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных, и - что самое главное - не столько приобретенное им, сколько милостиво дарованное ему - природой, богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдаю­щуюся силу духа и слова. Харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики; основатели мировых религий - Будда, Иисус Христос, Магомет; основатели государств - Солон и Ликург; великие завоеватели Александр, Цезарь, Напо­леон - все это харизматические личности.

Харизматический тип легитимного господства, как нетрудно догадаться, представляет собой прямую противоположность традиционного: если тради­ционный тип господства держится привязанностью к обычному, раз навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто экстраорди­нарное, необычное, никогда ранее не признававшееся.

Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Именно поэтому, подчеркива­ет Вебер, харизматический вождь должен постоянно заботится о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие,

Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "избранное", политология употребляет этот термин для обозначения группы людей, кото­рым присущи ярко выраженные политикоуправленческие качества и функции. Теория элит отражает неравномерность распределения власти в обществе, со-

 

ревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.

Идея политического элитизма возникла в глубокой древности, а ее обос­нование можно найти в учениях Конфуция, Платона, Макиавелли. Первые со­временные концепции элит возникли на рубеже ХIХ-ХХ веков, благодаря со­циологическим работам Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Г. Моска/1858-1941/ доказывает неизбежность деления любого общества "на два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, моно­полизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым... и поставляет ему...материальные средства поддержки, необходимые для жизне­способности политического организма" /"Основы политической науки" В.Парето/. Важнейшим критерием вхождения в элиту является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также мате­риальное, моральное и интеллектуальное превосходство.

Отмечая сплоченность группы управляющих, ее господствующее положе­ние в обществе, Моска выделяет две тенденции в развитии этой группы. Пер­вая, аристократическая, проявляется в стремлении стать наследственной, если не юридически, то фактически. Вторая, демократическая, выражается в обнов­лении за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Та­кое обновление предотвращает деградацию элиты, сохраняя эффективность управления. Равновесие между этими тенденциями наиболее желательно, так как обеспечивает преемственность, стабильность и качественное обновление правящего класса.

В.Парето /1848-1923/ независимо от Г.Моска также разрабатывает теорию элит. В работе "Трактат по общей социологии" он пишет, что общество неод­нородно, индивиды различаются физически, морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, и составляет элиту. Существует элита правящая (прямо или опосредственно участвующая в управлении) и неправящая (обладающая ха­рактерными для элиты качествами, но не имеющая доступа к власти из-за сво­его социального статуса и иных барьеров, существующих в обществе для низ­ших слоев). К тому же правящая элита сплочена и борется за сохранение сво­его господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены двух главных типов правящей элиты. Первый, так называемые "лисы" - это руководители, использующие "мягкие" методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п. Второй тип руководителей - "львы" - жесткие и решительные, опирающиеся на силу. Властвование "лис", эффективное в от­носительно спокойные периоды, становится непригодным в кризисных си­туациях, требующих решительных действий. Это ведет к росту недовольства

правящей элиты и на ее место становится неправящая элита, "львы". Этот про­цесс Парето называет циркуляцией элит.

Крупный вклад в развитие теории элит внес Р.Михельс /1876-1936/,открыв "железный закон олигархических тенденций". Любая крупная организация не может управляться всеми ее членами и поэтому закономерно происходит формирование элиты, которая постепенно, но неизбежно выходит из под, контроля рядовых членов, начинает заботится в первую очередь о своих интересах и сохранении своего привилегированного положения. Рядовые члены организации недостаточно компетентны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. Из действия этого закона делается вывод относительно слабых возможностей демократии, которая понимается Михельсом как непосредственное участие масс в управлении.

Все эти концепции получили название "макиавеллистической школы" или направления в теории элит. Из-за ряда недостатков этого направления в после­дующем были разработаны еще три направления, приспособившие теорию элит к индустриальному демократическому обществу.

"Ценностное" направление или " ценностные теории элит" (К. Дойч) можно свести к следующим положениям:

1. Элита - наиболее ценный для функционирования общества элемент. По мере развития общества отмирают старые потребности, функции и возника­ют новые. Это приводит к замене носителей важных качеств для прошлого пе­риода носителями качеств, необходимых для настоящего периода,

2. Элита сплочена на здоровой основе выполняемых ею функций и забо­тится поэтому прежде всего об общем благе.

3. Взаимоотношение между элитой и массой имеет характер не столько господства, сколько управленческого воздействия, основанного на согласии и признании авторитета власть имущих.

4. Формирование элиты - не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие отбора наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно совершенствовать этот отбор.

5. Элитарность - условие эффективного функционирования общества, выте­кающее из разделения труда на управленческий и исполнительский. Ценност­ный подход характерен прежде всего неоконсерваторам, считающих элитар­ность эффективным средством ослабления крайностей демократии.

Направление" элитарной демократии "(С. Липсет) обосновывает необходи­мость элит в демократическом обществе тем, что отбор лучших обеспечивает высокое качество осуществления демократии и ее стабильность. Именно элита выступает защитником демократических ценностей и способна сдержать при­сущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональ­ную неуравновешенность и радикализм.

"Плюралистическая теория элит" (А. Бентли, Р.Даль) отличается от предыду­щих направлений тем, что признает множественность элит. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группа­ми, которые с помощью прямого участия, давления или использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивая свои интере­сы, находя компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, что способст­вует ослаблению концентрации власти и предотвращает складывание устойчи­вого властвующего слоя. Влияние каждой элиты ограничено специфической для нее областью деятельности, поэтому ни одна из них не способна домини­ровать во всех сферах жизни. Между элитой и массой существуют отношения представительства, элита находится под контролем соответствующей социаль­ной группы (религиозной, профессиональной, региональной, демографической и т.п.). С помощью разнообразных демократических механизмов (выборов, референдумов, опросов, прессы и т.п.) можно ограничить или даже предотвра­тить действие "закона олигархических тенденций". Этому способствует и конкуренция элит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.