Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук

Методологической базой семьеведения является теория о свободе, равенстве и достоинстве. Идеология благополучия семьи, укрепления и развития семейного образа жизни, рав­ных возможностей для развития личности, приоритет инте­ресов ребенка.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной харак­тер и осуществляется на междисциплинарной основе с исполь­зованием различных отраслей человеческого знания.

Теоретический и практический интерес к проблеме семьи будет существовать до тех пор, пока существует человеческое сообщество. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Семья является предметом исследования многих обществен­ных наук, таких как философия, история, этнография, социо­логия, демография, психология и семьеведение. Каждая из этих наук стремится дать свое определение семьи и поэтому выра­батывает свои подходы к изучению данной проблемы.

Социология и философия рассматривают семью с точки зрения ее места в обществе, сущности и значении ее социальных функ­ций. Крупным, специалистом по проблемам социологии семьи, профессором МГУ Антоновым А.И. в основу определения семьи положен принцип триединого отношения супружества —родительства — родства. В его работах семья дифинировалась как «основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства—супружества—родства, приводящим в соответствие удовлетворение личных потребностей и выполнение, социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей».

Психология при изучении семьи как социально-психологиче­ской группы акцент делает на межличностных отношениях ее членов, на их взаимодействиях в различных социальных и семей­ных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как малой группы. При этом семья тракту­ется как соответствующая нормам и ценностям данного общества социальная группа, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

В демографических исследованиях семья рассматривается как группа совместно проживающих лиц, объединенных род­ством и общим бюджетом. Именно такое определение принято Госкомстатом России на основе рекомендаций ООН и применяется при переписи населения.

Экономика изучает потребительские аспекты семьи и ее уча­стие в производстве материальных благ и услуг.

Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками.

Демография рассматривает роль семьи в процессе воспро­изводства населения.

Педагогика - воспитательные возможности семьи.

В социальной работе сучьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой ' объединены совместным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обя­занностями по отношению друг к другу. Семью определяют как социальный институт, в рамках которого осуществляется основная повседневная жизнь людей: сексуальные отноше­ния, деторождение и первичная социализация детей, значи­тельная часть бытового ухода, образовательного и медицин­ского обслуживания.

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и жен­щины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Тем самым, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедея­тельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений. Реализация функций семьи представляет собой результат социальных процессов, происходящих в обществе. Семья представляет собой сложное социальное образова­ние и потому многозначное: с одной стороны, понятие соци­ального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими соци­альными институтами и с социальными процессами изме­нения, развития, модернизации; с другой стороны, понима­ние семьи как малой социальной группы сосредоточено на закономерностях становления, функционирования и раз­вития семьи как автономной целостности. Отсюда ее зави­симость от общественного строя существующих экономи­ческих, политических, религиозных отношений и одновре­менно относительная самостоятельность. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетаю­щем в себе черты социального института и малой группы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семьеведение—это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения | История развития общественной мысли о семье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.