Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет демографии и демографической политики

Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи

 

1. Предмет демографии и демографической политики

2. Из истории вопроса

3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия

4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.

Вопросы для самоконтроля

Литература

Демография (от греч. demos— народ и grapho—пишу)—наука, изу­чающая численность, территориаль­ное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений, взаимосвязь соци­ально-экономических факторов и изменений в населении.

Объект демографии —совокуп­ность людей, проживающих одно­временно на какой-либо территории, народонаселение, поэтому кратко демографию можно определить как науку о народонаселении.

Предмет демографии —воспроизводство народонаселения, совокупности людей, проживающих одно временно на какой-либо территории.

Воспроизводство населения в широком смысле этого сло­ва—это постоянное возобновление населения в результате естественного (рождения и смерти), или механического (ми­грации) движения.

Роль демографического фактора развития человечества при­влекала внимание общественной мысли уже на первых этапах цивилизации. Мыслителей Древнего мира занимала идея опти­мального соотношения между ресурсами и народонаселением. Выдающиеся философы античного мира Платон и Аристотель в своих высказываниях о населении уделяли внимание пре­имущественно проблеме ограничения его численности, возла­гая на государство, а не на отдельных индивидуумов, задачи по регулированию роста и движения населения.

Стремление понять влияние плотности и изменений в числен­ности населения на жизнь общества было присуще общественной мысли на Востоке уже в VI—III вв. до н. э. Так, в Древнем Китае Конфуций развивал идею «оптимума населения», считая, что нару­шение «идеальной пропорции» между численностью населения и «количеством земли» приводит к определенным трудностям.

Идеологи позднего феодализма пришли к выводу о неблаго­приятных для общества последствиях роста населения. Скорость размножения населения намного превосходит темп увеличе­ния средств существования, что ведет к социальной неспра­ведливости и бедности.

Проблемы народонаселения в России уже в XVIII в. стали предметом научного исследования. Подтверждение тому—со­чинение М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении рос­сийского народа». Именно в этом последнем и состоит, по его мнению, «величество, могущество и богатство всего государ­ства, а не в обширности, тщетной без обитателей»'.

В первой половине XIX в. изучение народонаселения посте­пенно становится областью науки, предмет которой—воспро­изводство населения и связанные с ним вопросы.

Диалектический метод анализа проблем народонаселения пред­полагает всестороннее рассмотрение в каждом отдельном случае взаимосвязанных социально-экономических явлений; политиче­ских, культурных, юридических, религиозных, бытовых факторов; а также природных (засухи, наводнения, землетрясения и т. д.), определяющих изменение демографических показателей.

Чтобы данные о населении характеризовали не случайные, преходящие обстоятельства, а закономерности демографиче­ских процессов, необходимо, чтобы они охватывали достаточно многочисленную совокупность людей. Объектом наблюдения в демографии выступают большие массы людей—население всей страны или ее части, значительного города и т. д., многочис­ленные процессы. Поэтому для решения демографических задач большое значение имеет наука о массовых общественных явле­ниях— статистика, которая с помощью демографии определяет количественные меры изучаемых ею процессов. Статистика насе­ления составляет неотъемлемую и важную часть демографии.

Большое значение имеет в демографии использование математических методов, позволяющих установить важные соот­ношения, правильно измерять демографические явления, ана­лизировать связи между ними, выполнять прогнозные демо­графические расчеты.

В демографии мы имеем дело с научными методами сбора, обобщения а анализа соответствующих фактов, системой характеристик демографических процессов в их взаимосвязи, с познанием взаимовоздействия демографических явлений, их зависимости от экономических и других факторов, а на основе всего этого—с прогнозом, развитая населения и определением пеней и средств политики народонаселения. В этом проявля­ется роль демографии как системы знаний, самостоятельной науки о населении.

Общая практическая задача демографии вместе с другими науками, изучающими народонаселение,—выработка обосно­ванной демографической политики с целью регулирования развития народонаселения в масштабе общества.

Научное предвидение демографических изменений в их вза­имосвязи с экономическим и всем общественным развитием, исследование современной демографической ситуации и ее последствий невозможны вне изучения исторического разви­тия демографических процессов, что является предметом исто­рической демографии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных функций семьи | Из истории вопроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.