Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние быта на жизнь и формирование личности

Важное значение в определении уровня деятельных взаи­моотношений в семье имеют ролевые отношения, прежде всего супружеские, очень важные для стабильности семьи. Следует отметить, что изменение ролей и ролевых отношений в совре­менной семье произошло вследствие массового вовлечения жен­щин в общественное производство. Существенной эволюции подверглись перераспределения обязанностей между мужем и женой. Все больше теряют значение стереотипы представ­лений о муже и жене как о субъекте, ответственном за мате­риальную сторону, а женщине—как о субъекте, ответствен­ном за домашнее хозяйство.

Результаты социологических исследований показывают, что сегодня роли мужчины и женщины многообразны и спе­цифичны, они различаются по характеру участия, и по коли­честву самих ролей. Основная ролевая позиция мужчины—су­пруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным, чтобы обеспечить материально себя, жену и детей, других членов семьи. Мужчины в современной семье весьма пассивно задействованы в домашней работе. Они и по ныне сохраняют традиционные представления о распределении обязанностей по дому. А самоустранение от домашней деятель­ности непосредственно влияет на удовлетворенность брачно-семейными отношениями обоих супругов. Духовное общение между супругами должно быть творческим и разнообразным, что способствовало бы гармоничному развитию личности обоих партнеров. Каждому члену семьи необходимо владеть навы­ками ведения хозяйственно-бытовой деятельности и наравне со всеми участвовать в домашней работе.

Специфика формирования потребностей личности в семье складывается на основе деятельного взаимоотношения ее чле­нов. Основным изменением формирования и реализации потребностей семьи является смещение акцента от материальных к духовным потребностям.

Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благо­приятную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неу­строенность семьи нередко, взаимодействуя с другими небла­гоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее пси­хологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Во многих семьях семейные дела решаются совместно и там, где мужчина принимает активное участие в домашней работе, существует равноправное главенство. Формы общения в родительских семьях оказывают определяющее влияние на станов­ление детей и формирование нравственно-психологического климата в их будущих семьях. Правильное воспитание в семье может быть основано только на любви, взаимной заботе, ответ­ственности, что в немалой степени зависит от хорошо нала­женного быта. В здоровой и благополучной семье дети приоб­ретают навыки решения семейных конфликтов, заботы друг о друге. Семья в значительной степени определяет эмоцио­нальную и содержательную стороны нравственного воспи­тания, формирует у детей систему ценностей, вырабатывает
основные жизненные установки. Одним из критериев успеш­ного воспитания подростка в семье является включение его в хозяйственную деятельность. Выполнение различных работ
по дому способствует, прежде всего, трудовому воспитанию, развитию навыков хозяйствования, влияет на формирование представлений о будущем. Оно также предполагает воспита­ние семейности, совершенствование других духовных потреб­ностей. В жизни нередко бывает так, что в индивидуально-трудовой деятельности отца или матери принимают участие и дети. Если родители при этом преследуют воспитательные цели (привитие детям трудолюбия, выработка у них трудовых навыков), если все вопросы решаются сообща и по справед­ливости, то это приносит только пользу. Если в семье не воспитать у ребенка с детства отношения к труду, моральным, идейным и культурным ценностям, аккуратности в общений с вещами, деньгами, продуктами, то это может обернуться во взрослой жизни отсутствием хозяйственного отношения к народ­ному добру. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование навыков ведения домашнего хозяйства, эконо­мика семьи становится как бы частью экономики государства.

В сфере жизнедеятельности семьи особую значимость приобретает досуг, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности. Каждая семья рас­полагает значительным объемом свободного времени и важно его рациональное использование. Рациональная организация семейного досуга сегодня требует определенных материальных затрат, так как все больше увеличивается объем платных услуг учреждений физкультуры, отдыха и туризма, и далеко не каждая семья может себе позволить организованный семейный отдых. Согласно результатам социологического опроса, приведённых в журнале «Семья в России», 88,9% мужчин и 91,3% женщин хотели бы проводить летний отпуск всей семьей. Среди предпочтительных его форм чаще всего назывались «путеше­ствие» (25% мужчин и 28,8% женщин) и «дом отдыха или пан­сионат" (20,9% мужчин и 32,3% женщин). Однако лишь 19,3% мужчин и 21,2% женщин имеют возможность ежегодно прово­дить отпуск всей семьей. Еще 50,2% мужчин и 41,1% женщин имеют такую возможность не каждый год.

Улучшение жилищных и бытовых условий, дальнейшее развитие торговли, сферы обслуживания, облегчение работы в домашнем хозяйстве ведут к увеличению свободного времени. В его структуре возрастает та часть, которая используется на интеллектуальное развитие и физическое совершенствова­ние. Государство должно не только обеспечивать постоянное, увеличение свободного времени, но и создавать условия для более эффективного его использования. Необходимо создание на базе культурно-спортивных комплексов и центров, клубов по интересам новых возможностей для развития услуг отдыха и охраны здоровья, которые позволят улучшить организацию семейного досуга. Несмотря на широко развитую сеть учреж­дений физической культуры и спорта, физкультура и спорт не вошли еще прочно в быт каждой семьи.

Слабо развит у нас и семейный туризм. Новая стратегия борьбы за здоровье человека—это уже не массовые санаторно-гигиенические мероприятия, а сознательное выстраивание здо­рового образа жизни, что предполагает прежде всего целена­правленные усилия каждого и совсем иную, более тонкую, вни­мательную, индивидуализированную медицину.

Досуг семьи сегодня включает осуществление духовных потребностей ее членов. Качество проведения свободного вре­мени влияет на состояние здоровья населения.

Семья оказывается той универсальной общностью, где в повседневных неформальных контактах супругов, родителей с детьми и родственниками при благоприятно складывающихся обстоятельствах восполняется дефицит личного общения и, тем самым, «растворяется» негативная психическая и эмоциональ­ная энергия. Выполняя функцию психологического убежища, семья выступает как источник стабильности при потере ориентации в социальном пространстве. Нравственно-психологи­ческим атмосфера семьи зависит не только от общих условий и закономерностей ее развития, но и от тех конкретных обстоятельствах, в которых она складывалась, живет и функционирует. Среди этих обстоятельств важное значение имеет уро­вень образования и культуры родителей, других членов семьи, сложившиеся в семье традиции и ценности которых она при­держивается и на которые ориентируется в своих жизненных планах и устремлениях. Безусловным приоритетом каждой семьи является возможность дать детям образование. Среди населения в возрасте от 15 лет и старше 13,3% имеют образо­вание выше среднего, в то время как 50,4% имеют полное сред­нее и 20,2%—неполное среднее образование.

В условиях современной экономической поляризации населе­ния, невозможно обойти вниманием процессы, связанные с быто­вой адаптацией. Некоторые специалисты напрямую сопрягали жилищные условия, уровень доходов, насыщенность домашнего быта механизмами, совершенствование сферы обслуживания с интенсивностью конфликтов и разводов. Исследования многих социологов показывают, что бытовые условия часто являются причиной распада семьи. Около 60% браков разваливается из-за пристрастия к алкоголю. Довольно часто супругам приходится жить под крышей с родителями, которые бесцеремонно вторга­ются в их жизнь. По этой причине дают трещину 25% брачных союзов. Неравномерность распределения работы в домашнем хозяйстве приводит к тому, что 10% браков распадаются из-за этого, а трещат по всем швам чуть ли не 90% сохранившихся. Бытовое хамство является причиной распада 5% семей. Взаимо­уважение—обязательное условие крепкого, надежного брака.

Нравственно-психологический климат в семье во многом определяет жилищная проблема. Подчас личные усилия здесь ничего решить не могут, это уже социальная проблема.

Сегодня снижается воспитательный потенциал семьи. На учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс. родите­лей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющие. Семья перестает выполнять свои основные функции по обеспечению рождаемости и воспитания детей, утрачиваются нравственные ценности в этой сфере.

Важным направлением в семейной политике должна быть поддержка адаптационных условий для обеспечения ее жизне­деятельности. Таким образом, решение многих проблем связано с совершенствованием нашего общества, бытовых условий семьи.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что вы можете сказать о роли отца и матери в семье?

2. Расскажите о роли общения в семье.

3. Что такое быт семьи?

4. Общность быта – важнейший признак семьи. Обоснуйте это.

5. Что вы можете сказать о влияние быта на жизнь и формирование личности?

 

Литература

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

Давыдов Н. М. Глава семьи: распределение ролей // Общественные науки и современность. 2000. №4.

Зверева Н.В. Влияние дохода и размера семьи на её потребление в современной России // Семья в России 1996. №1.

Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Я.Циткилова. Ростов-на-Дону. 2002.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Быт семьи | Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.