КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечения страны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимально включались в общественное производство, дети—в систему общественного воспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома, занимаясь производственными и общественными делами. Политика в отношении семьи проявлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с детьми. По оценке Национального Совета по подготовке и Проведению Международного года семьи (1994), с которым совпадает и наш подход, с 20-х годов до первой половины 30-х годов. Эта политика была сосредоточена на помощи городским женщинам, сочетающим материнские обязанности с трудом в общественном производстве. Со второй половины 30-х годов до 70-х годов особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 1970—1980 гг. государство концентрирует усилия на преодолении малообеспеченности семей с детьми, стимулировании рождаемости, поддержке родителей в воспитании детей. Оценивая принятые в этот период меры, отметим, что при всей их ограниченности, продиктованной идеологическими, иными факторами командно-административной системы, они сыграли важную роль в обеспечении социальной защиты материнства и детства.
В условиях социальной трансформации российского общества 1990-х годов семья не стала полноценным объектом государственной политики. Ее интересы и запросы как социального института мало учитывались. Хотя некоторые попытки решения проблем российской семьи государственной властью все же предпринимались. Кризис состояния института семьи требовал усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению. В этих изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, в отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей, налоговые и другие льготы). Были сформированы инфраструктуры, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. На федеральном уровне в структуре Министерства социального развития был образован Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры были сформированы на региональном и муниципальном уровнях. Соответствующие комитеты и комиссии появились при законодательных органах. Важным этапом развития официальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политики при Совете Министров РСФСР (1991) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса.
В 1990-е годы начала реализовываться президентская Программа «Дети России». Она состояла из ряда целевых программ, направленных на укрепление российской семьи. В конце 1995 г. был введен в действие новый Семейный кодекс, направленный на более полное правовое обеспечение гарантий и прав в сфере семейных отношений. Во второй половине 1990-х годов в него вносились необходимые поправки. И только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712, которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики. В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей)»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России»—федеральные целевые программы «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; «Основные направления государственной семейной политики»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 г.» и др. Таким образом, решение острейших проблем российских семей требует разработки и реализации федерального и региональных планов действий в поддержку семей, предусматривающих конкретные меры семейной политики с указанием сроков, исполнителей и источников финансирования разработанных на основе докладов о положении семей во всех регионах России и учитывающих региональную специфику демографического, социального и экономического развития.
Именно семья и все виды ее деятельности (домашнее хозяйство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производительная деятельность и т. д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этой деятельности не могут существовать ни человек, ни общество. Основными направлениями семейной политики являются: • улучшение материальных условий жизнедеятельности • обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека; • оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей; • обеспечение охраны здоровья матери и ребенка; • защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; • усиленное внимание к неполным, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности; • всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи; • профилактика семейного неблагополучия и др. Для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целый ряд государственных документов: • Доклад о положении семей в Российской Федерации; • Национальный план действий в отношении семьи (сред • Целевая федеральная программа «Семья»; • Целевые ведомственные программы улучшения условий • Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики; • Положение о Государственной фамилистической (семейной) экспертизе; • Региональные концепции и программы семейной политики. Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы максимально смягчить их последствия. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет чёткая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.
Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1.Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия по пенсии). 2.Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. 3.Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.). 4.Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).
Вопросы для самоконтроля 1.Раскройте сущность государственной социальной политики. 2.Назовите основные принципы семейной политики. Какие из них являются наиболее важными? 3.Как формировалась семейная политика в СССР? 4.В каком документе в 90-е годы семейная политика получила государственное определение? 5.Назовите основные нормативно-правовые акты, направленные на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей. 6.Перечислите основные направления государственной семейной политики на современном этапе. Какие из них являются приоритетными? 7.Какие государственные документы разрабатываются для реализации основных направлений семейной политики?
Литература 1. Кламатова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. М., 2004. 2.Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15.09.2003. Статья 56. 3.Семьеведение: Учеб. пособие для вузов/Под ред. П. Я. Циткилова. Ростов н/Д, 2002. 4.Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2003. 5. Ходостова Е. И. Социальная политика. Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2000. 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения 2. Компенсационные выплаты 3. Виды социальных льгот Вопросы для самоконтроля Литература
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |