Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье




Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации

В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи не учитыва­лись. Государство исходило из своих экономических, производ­ственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечения страны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимально включались в обществен­ное производство, дети—в систему общественного воспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома, занимаясь производственными и общественными делами.

Политика в отношении семьи проявлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с детьми. По оценке Национального Совета по подготовке и Проведению Международного года семьи (1994), с которым совпадает и наш подход, с 20-х годов до первой половины 30-х годов. Эта политика была сосредоточена на помощи городским женщинам, сочета­ющим материнские обязанности с трудом в общественном про­изводстве. Со второй половины 30-х годов до 70-х годов особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и мно­годетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 1970—1980 гг. государ­ство концентрирует усилия на преодолении малообеспеченности семей с детьми, стимулировании рождаемости, поддержке роди­телей в воспитании детей. Оценивая принятые в этот период меры, отметим, что при всей их ограниченности, продиктован­ной идеологическими, иными факторами командно-админи­стративной системы, они сыграли важную роль в обеспечении социальной защиты материнства и детства.

В условиях социальной трансформации российского обще­ства 1990-х годов семья не стала полноценным объектом госу­дарственной политики. Ее интересы и запросы как социаль­ного института мало учитывались. Хотя некоторые попытки решения проблем российской семьи государственной властью все же предпринимались.

Кризис состояния института семьи требовал усиления вни­мания к ней со стороны государства по ее укреплению. В этих изменившихся политических и экономических условиях, про­исходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отраже­ние в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, в отраслевом зако­нодательстве. Принимались меры по законодательному закре­плению семейных прав граждан (пособия на детей, налоговые и другие льготы). Были сформированы инфраструктуры, зани­мающиеся проблемами семьи, женщин и детей. На федеральном уровне в структуре Министерства социального развития был образован Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры были сформированы на региональ­ном и муниципальном уровнях. Соответствующие комитеты и комиссии появились при законодательных органах.

Важным этапом развития официальной парадигмы семей­ной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политики при Совете Министров РСФСР (1991) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его инсти­тутов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответ­ственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса.

В 1990-е годы начала реализовываться президентская Программа «Дети России». Она состояла из ряда целевых про­грамм, направленных на укрепление российской семьи.

В конце 1995 г. был введен в действие новый Семейный кодекс, направленный на более полное правовое обеспечение гарантий и прав в сфере семейных отношений. Во второй поло­вине 1990-х годов в него вносились необходимые поправки.

И только в 1996 г. семейная политика получила государ­ственное определение в Указе Президента «Об основных направ­лениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712, которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления соци­альной политики.

В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материн­ства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых про­блем профилактики безнадзорности, правонарушений под­ростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направления госу­дарственной социальной политики по улучшению положе­ния детей в Российской Федерации до 2000 г. (националь­ный план действий в интересах детей)»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России»—федеральные целевые программы «профилак­тика безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; «Основные направления госу­дарственной семейной политики»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 г.» и др.

Таким образом, решение острейших проблем российских семей требует разработки и реализации федерального и регио­нальных планов действий в поддержку семей, предусматрива­ющих конкретные меры семейной политики с указанием сро­ков, исполнителей и источников финансирования разработан­ных на основе докладов о положении семей во всех регионах России и учитывающих региональную специфику демографи­ческого, социального и экономического развития.

Именно семья и все виды ее деятельности (домашнее хозяй­ство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производительная деятельность и т. д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этой деятельности не могут существовать ни человек, ни общество.

Основными направлениями семейной политики являются:

• улучшение материальных условий жизнедеятельности
семей, профилактика бедности;

• обеспечение условий для совмещения трудовой, профес­сиональной деятельности с выполнением семейных обя­занностей и личными интересами человека;

• оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

• обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

• защита прав несовершеннолетних, профилактика соци­ального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

• усиленное внимание к неполным, имеющим детей инва­лидов, малообеспеченным семьям с целью создания бла­гоприятных условий для их жизнедеятельности;

• всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи;

• профилактика семейного неблагополучия и др.

Для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целый ряд государственных документов:

• Доклад о положении семей в Российской Федерации;

• Национальный план действий в отношении семьи (сред­
несрочная государственная семейная политика);

• Целевая федеральная программа «Семья»;

• Целевые ведомственные программы улучшения условий
жизнедеятельности семьи;

• Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики;

• Положение о Государственной фамилистической (семейной) экспертизе;

• Региональные концепции и программы семейной поли­тики.

Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения госу­дарства и семьи в основных сферах жизнедеятельности обще­ства. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы мак­симально смягчить их последствия. В то же время она сосредо­точена на специфических проблемах семьи, связанных с реа­лизацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет чёткая дифференци­ация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обе­спечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наибо­лее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетво­рением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1.Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия по пенсии).

2.Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3.Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным жен­щинам и др.).

4.Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

 

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте сущность государственной социальной поли­тики.

2.Назовите основные принципы семейной политики. Какие из них являются наиболее важными?

3.Как формировалась семейная политика в СССР?

4.В каком документе в 90-е годы семейная политика получила государственное определение?

5.Назовите основные нормативно-правовые акты, направ­ленные на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей.

6.Перечислите основные направления государственной семейной политики на современном этапе. Какие из них являются приоритетными?

7.Какие государственные документы разрабатываются для реализации основных направлений семейной поли­тики?

 

Литература

1. Кламатова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. М., 2004.

2.Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15.09.2003. Статья 56.

3.Семьеведение: Учеб. пособие для вузов/Под ред. П. Я. Циткилова. Ростов н/Д, 2002.

4.Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н. А. Вол­гина. М., 2003.

5. Ходостова Е. И. Социальная политика. Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2000.


1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения

2. Компенсационные выплаты

3. Виды социальных льгот

Вопросы для самоконтроля

Литература

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.