Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей

По данным, которые приводятся в журнале «Социальное обеспечение», в России на начало 2000 г. насчитывается более 9,5 млн человек, получающих пенсию по инвалидности. К сожалению, имеет место удручающая тенденция к увеличению дан­ного числа. По прогнозам специалистов, на ближайшие годы ожидается еще большее увеличение числа инвалидов и соот­ветственно, семей, имеющих детей-инвалидов. Такое положение вполне объяснимо: помимо болезней, инвалидность зависит от экологической обстановки, условий труда и быта, уровня и образа жизни, питания, качества здравоохранения и других условий. Ухудшаются они—растет инвалидность. Можно выделить сле­дующие шаги, которые были сделаны в Российской Федерации в рамках государственно-правовой основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями:

1.Закрепление прав детей-инвалидов в главных сферах и жиз­недеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений. В Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России»).

2.Разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей-инвалидов, их физического, умственного, психиче­ского развития («Основы законодательства РФ об охране здо­ровья граждан РФ», Закон «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», Послание Президента РФ парламенту «О научном и информацион­ном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» и др.).

3.Определение через государственные и общественные инсти­туты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении их разме­ров». Закон РФ «О социальной защите инвалидов»).

В результате вышеперечисленных и других законодатель­ных актов в Российской Федерации существуют следующие льготы, предоставленные семьям, имеющим детей с ограни­ченными возможностями:

1.Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улуч­шении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечива­ются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.

2.Первоочередное Получение земельных участков для инди­видуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

3.Скидка 50% с квартирной платы (в домах государствен­ного, муниципального и общественного жилищного фонда), оплата коммунальных услуг, пользование телефоном и радио­ трансляционной точкой. В домах, не имеющих центрального отопления,—скидка со стоимости топлива.

4.Обеспечение лекарственными препаратами: осуществля­ется бесплатно или на льготных условиях.

5.Обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, в учреждениях здравоохранения.

6.Бесплатное санатарно-курортное лечение детей-инвали­дов, а для их родителей — право получения второй путевки для сопровождения.

7.Предоставление четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из родителей ребенка-инвалида.

8.В статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 г. 102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закон Российской Федерации Об образовании», закреплено положение о приеме граждан в государственные и муниципальные образователь­ные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­ного образования, которое проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготов­ленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Социальная работа с семьями, имеющими в своем составе инвалидов Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образователь­ные учреждения среднего профессионального и высшего про­фессионального образования принимаются:

—дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

—дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях:

—граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя—инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, уста­новленного в соответствующем субъекте Российской Федерации:

—граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участ­ники боевых действий и инвалиды боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государствен­ные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

Необходимо отметить, что семьи, имеющие детей с ограничен­ными возможностями, как ни какие другие, находятся сегодня в трудном положении. Все существующие льготы (некоторые из них были нами перечислены) не покрывают тех материальных затрат и проблем, с которыми сегодня сталкиваются родители больных детей. Многие льготы только декларируются, а на прак­тике не предоставляются. Это относится, прежде всего, к льго­там по жилью, лекарственному обеспечению, предоставлению бесплатных санатарно-курортных путевок. Так, стоимость последних должна погашаться за счет местного бюджета. Для г. Хабаровска путевка в Республиканский центр по реабили­тации и восстановительному лечению детей-инвалидов, нахо­дящийся в Москве, будет стоить немало. Поэтому нередки слу­чаи, когда различными чиновниками путевки в уникальные, единственные в своем роде, лечебно-реабилитационные центры попросту «кладут под сукно». Исследование, проведенное в 1997 г. под руководством Г. Г. Силласте (исследовались только семьи с онкобольными детьми) показало, что всего 5% опрошенных не нуждаются в материальной помощи ни со стороны государства, ни родственников. Остальные же на вопрос: «Хватает ли заработной платы для того, чтобы содержать семью?" ответили «нет». Причем дальнейшие ответы показали, что ни основные, а также случайные заработки отцов и матерей, ни помощь род­ственников, ни социальная пенсия ребенка не могут компен­сировать хронический дефицит семейного бюджета.

Поэтому, со всей ответственностью можно констатировать, что меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами, предоставляемые государством, не всегда являются эффектив­ными. В 1999 г. закончилось действие президентской Программы «Дети России», а многое из декларируемого так и осталось нере­ализованным. Поэтому дальнейшего решения требуют вопросы обеспечения детей-инвалидов медикаментами, ортопедическим оборудованием, обеспечение жильем. Особое место должно быть уделено вопросу более рационального использования государ­ственных средств, направляемых на социальную защиту семей с детьми-инвалидами. Должна быть продолжена и работа тео­ретиков в области изучения как особенностей взаимоотноше­ний родителей и больных детей различной этиологии инва­лидности, как и должен быть продолжен поиск новых методов и технологий социальной адаптации и реабилитации инвали­дов и их семей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями | Имеющих детей-инвалидов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.