Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический экскурс. Психология детей с недостатками речевого развития (логопсихология)




Психология детей с недостатками речевого развития (логопсихология).

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, кото­рая изучает психические особенности человека, имеющего рече­вые нарушения первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия пси­хического развития людей с различными формами речевой пато­логии.

Задачи логопсихологии.

1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.

3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.

4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позво­ляющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо­вой функции, задержки психического развития, сложных недо­статков развития).

5. Разработка методов психологической коррекции и профи­лактики речевых нарушений в детском возрасте.

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными пси­хологами (Л.С.Выготским, А. В. Запорожцем, А.Р.Лурией, Р.Е.Ле­виной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.

Первичный дефект, недоразвитие или повреждение раз­личных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограни­ченность сенсорных, временных и пространственных представле­ний; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и кон­центрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточ­ное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-след­ственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уро­вень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружа­ющим миром, к чувству отверженности и одиночества.

 

Речь, являясь уникальной способностью, присущей только че­ловеку, связана с процессами мышления и обеспечивает обще­ние с помощью того или иного языка. Мозговая организация ре­чевых функций стала предметом разностороннего изучения кли­ницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины XIX в. Первые сообщения о механизмах речи появились в работах П. Брока (1861) К. Вернике (1873). Дальнейшее изучение участков различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность считать, что моторные функции локализуются в зад­них отделах лобных извилин левого полушария (у правшей) го­ловного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи — в левой задней височной извилине (центр Вернике).

Начало изучения детей с речевой патологией относится к кон­цу XIX — началу XX в. Терминологически оформление данной патологии неоднозначно: так, если в отечественной литературе в 1920 году для обозначения тяжелого речевого недоразвития вслед­ствие органического поражения различных участков головного мозга в период до появления речи у ребенка был введен термин «алалия» (Д. В. Фельдбергер), то за рубежом эта же патология обо­значается как «афазия развития», «конституциональная задержка речи», «врожденная афазия» (А.Л.Бентон, Ф.Жияр, Ф.Кохери др.). С точки зрения оказания адекватной системы коррекционно-педагогической помощи и социализации детей данной категории важным является решение вопроса о влиянии первичного речевого недоразвития на интеллектуальное развитие ребенка.

В истории данного вопроса существовали диаметрально проти­воположные точки зрения: так, А. Куссмауль, П. Мари, М.В.Бог­данов-Березовский (1909), а также современные исследователи — Р.А.Белова-Давид, Е.А.Кириченко (1977) доказывают, что веду­щей в данных нарушениях является «общеорганическая интеллек­туальная дефектность». Авторы считали, что ведущая роль в недо­развитии речевых и других психических процессов у неговорящих и плохо говорящих детей принадлежит глубоким первичным на­рушениям в их интеллектуальной сфере, в связи, с чем при недо­развитии речи может наблюдаться умственная отсталость или задер­жка психического развития. В этом направлении исследований до­минировал описательный принцип рассмотрения недоразвития пси­хических процессов без выявления внутренних закономерностей речевых нарушений.

Другая точка зрения состоит в том, что первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции вплоть до ее полного отсутствия не означает, что уро­вень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Одни из первых ис­следований речевой и психической недостаточности у детей с на­рушениями речи принадлежат Р.Е.Левиной (1936). Р.Е.Левина рассматривала отклонения в развитии познава­тельной деятельности при выраженных нарушениях речи как вто­ричную задержку, структура которой зависит от характера пер­вичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей (Т. А. Власова, 1972;В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990;и др.).

Третий подход в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е.М.Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен ре­шаться дифференцированно, так как группа детей с нарушения­ми речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.