Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от вос­приятия нормально развивающихся детей, и здесь можно гово­рить и о количественном отставании от возрастных нормативов, и о качественном своеобразии в формировании данной психи­ческой функции.

У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на опти­ческий и звуковой раздражитель возникает притормаживание об­щих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ори­ентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реак­ций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4—8 мес. Оно характеризуется рядом патологических особенно­стей, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позото-нических рефлексов на мышцы глаз.

Прослеживающая функция глаз при нормальном развитии фор­мируется уже начиная с 1 мес. жизни. К 3 мес. ребенок способен следить за разнообразными движениями игрушки и в вертикаль­ной, и в горизонтальной плоскости. Зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее и характеризуется фрагмен­тарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.

При нормальном развитии с 5—6 мес. особенно интенсивно начинают развиваться такие свойства восприятия, как активность, предметность, целостность, структурность и др. Все эти свойства начинают формироваться на основе активного перцептивного по­ведения. Ребенок погружается в предметный мир, активно осваи­вает пространство. Перцептивное поведение включает в себя ак­тивные зрительные «изучающие» действия и осязательные движе­ния. Например, ребенок, знакомясь с игрушкой, осматривает ее и ощупывает. Такое зрительно-осязательное познание предмета иллюстрирует формирование образа восприятия.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а так­же мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер, что практически не активизирует моторную и психическую деятельность ребенка. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формиро­вании образа восприятия, препятствует выработке навыков само­обслуживания, развитию предметной деятельности, простран­ственных представлений, наглядно-действенного мышления, кон­струирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навы­ков, развитие познавательной деятельности в целом. Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 4 годам. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции от­ражается на всем ходе их психического развития.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изоб­ражений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумлен-ных» и др.). Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составных фигур (например, утки и зайца). У неко­торых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыду­щего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблю­дается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти нужную деталь на картинке или в натуре. Это мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают затруднения в написании цифр и букв: изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми, ребенок плохо ориентируется на строке или в клетках тетради. Труд­ности графического воспроизводства букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (атаксия, парез, гиперкинезы и др.). Нарушения счета могут основываться на трудностях в восприятии количества, что выражается в невозможности узнать графическое изображение цифр, сосчитать предметы и т.д.

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с не­достаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Тяжелые нарушения зрения (слепота и слабовидение) встречают­ся примерно у 10% детей с ДЦП, а примерно 20—30% имеют косоглазие. Так, некоторые из них из-за внутреннего косоглазия используют ограниченное поле зрения: игнорируются его наруж­ные поля. Например, при значительном поражении двигательно­го аппарата левого глаза у ребенка может выработаться привычка игнорировать левое поле зрения. При рисовании и письме он бу­дет использовать только правую сторону листа, при конструиро­вании — не достраивать фигуру слева, при рассматривании кар­тинок — видит только изображение справа. Те же нарушения от­мечаются и при чтении. Нарушение зрительного сосредоточения и прослеживающей функции глаз, а также процесса создания це­лостного образа восприятия может быть связано и с нистагмом. Наличие позотонических рефлексов также негативно сказывается на зрительном восприятии. Такие особенности зрительного ана­лизатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектному, искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Таким образом, нарушения зрительного восприятия у детей с ДЦП могут объясняться патологией зрительной системы.

И. И. Мамайчук было проведено исследование, которое показа­ло, что перцептивные действия и образы восприятия (гаптического и зрительного) формируются у дошкольников с церебральным параличом в значительно более замедленном темпе, чем у их здо­ровых сверстников. Определяющую роль в их формировании играет умственное развитие ребенка. Тяжесть нарушения двигательных функций верхних конечностей, в результате которой происходит рассогласование сенсорных и исполнительных действий, препят­ствует адекватному графическому изображению предметов у детей с ДЦП с сохранным интеллектом, а также отрицательно влияет на качества гаптического восприятия фигур. У детей с ДЦП с умствен­ной отсталостью наблюдаются более глубокие нарушения сенсор­но-перцептивной и исполнительной деятельности, причем степень этих нарушений главным образом зависит от глубины интеллекту­ального дефекта. Важную роль в развитии обобщенности и осмыс­ленности гаптических и зрительных образов восприятия у здоровых и больных детей играет уровень их речевого развития. У детей с ДЦП с сохранным интеллектом не наблюдалось устойчивой связи между словом и сенсорным образом, что в значительной степени тормозило соотнесение усвоенных наименований с предметом в процессе решения перцептивных задач. У детей с ДЦП, осложнен­ным легкой степенью умственной отсталости, трудности словес­ного отражения гаптических и зрительных образов восприятия глав­ным образом определялись низким уровнем анализа и синтеза сен­сорных сигналов.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что от­рицательно влияет на становление и развитие слухового восприя­тия, в том числе и фонематического (неразличение сходныхпо звучанию слов: «коза» — «коса», «дом» — «том»). Любое наруше­ние слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприя­тия, ярче всего проявляются на письме.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осу­ществления действий с предметами являются причинами недо­статочности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Изве­стно, что у здорового ребенка первое знакомство с предметами окружающего мира происходит путем ощупывания предметов ру­ками. Через действия с предметами дети устанавливают целый ком­плекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность, терми­ческие свойства, размеры, пропорции, фактуру и др. Стереогноз не является врожденным свойством, а приобретается в процессе активной предметно-практической деятельности ребенка. У большин­ства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практи­ческой деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осяза­ние и узнавание предметов на ощупь затруднены. По данным Н. В. Си­моновой, у детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития возникают наиболь­шие затруднения в формировании стереогноза. Недостаточность ак­тивного осязательного восприятия приводит к задержке формирова­ния целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

В силу двига­тельной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие ориентировки в про­странстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные наруше­ния. У детей с ДЦП многими авторами были обнаружены значитель­ные нарушения пространственного восприятия (Р.Я.Абрамович-Лехтман, К.А.Семенова, М. Б.Эйдинова, А.А.Добронравова и др.).

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространствен­ного восприятия. При гемиплегии нарушена боковая ориентация, при диплегии — ориентация по вертикали, при тетраплегии -ориентация в направлении спереди назад (сагиттальная). При по­следней форме искажение пространственного восприятия несет самые тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования А.А.Добронравовой показали, что недостаточ­ность объемных представлений приводит к тому, что у парализо­ванного ребенка возникает неправильное представление о форме и сущности окружающих его предметов. У большинства изучен­ных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетиче-ский анализатор при сохранности зрения. У половины обследо­ванных детей оказались нарушенными представления об объемен соотношение плоскостного изображения с тем же объемным пред­метом. Например, если дети без труда узнавали на картинках ло­шадь или дом, то выбрать аналогичный объект среди игрушек они затруднялись. У ряда детей в возрасте 3—5 лет отождествление предметов, изображенных на картинке, с предложенными для выбора игрушками производилось не по форме, а по цвету, что характерно для здоровых детей второго года жизни. А.А.Доброн­равова рассматривала это как показатель задержки развития детей с ДЦП. Значительную помощь детям оказывало называние пред­мета, изображенного на картинке, исследователем. Это облегчало ребенку поиск аналогичного предмета среди игрушек. У многих детей с ДЦП отмечалось нарушение представления о величине объемных предметов. Так, дети затруднялись в подборе одежды, обуви, посуды определенной величины в соответствии с размера­ми кукол. У детей, с которыми проводилась в дальнейшем работа по развитию объемных представлений, значительно легче и быс­трее шло становление пространственного восприятия. Данные этого исследования указывают на тесную связь развития объемных пред­ставлений и пространственного восприятия, а также на необхо­димость ранней работы по развитию пространственного восприя­тия у дошкольников с ДЦП.

У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного и временного вос­приятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация дви­гательного акта, словесное обозначение пространственных и вре­менных компонентов.

В результате исследований, проведенных Н. В. Симоновой, мож­но утверждать, что формирование пространственно-временных от­ношений у детей с ДЦП сопряжено с многочисленными трудно­стями. Особые трудности возникают в тех случаях, когда последо­вательность и длительность явлений определяется с помощью про­странственных отношений. Причиной трудностей в освоении про­странственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирование пространственно-временных представлений происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опы­та. Затруднения в различении пространственных отношений, пра­вильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространствен­ных признаков указывают на недостаточность обобщенного по­нимания уже сложившихся у детей словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую прак­тическое освоение пространства. При ДЦП это связано с освое­нием окружающего на основе максимально сохранных (и все же нарушенных!) функций, например на основе речи.

По данным Н.В.Симоновой, у детей с выраженной спастич-ностью обнаруживается наиболее выраженное нарушение ориен­тации в пространстве, сопровождающееся чувством страха, воз­никающим при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Плоское изображе­ние предметов на картинках, как правило, не вызывает неприят­ных ощущений у этих детей. Исследования автора показали так­же, что дети с гиперкинетической формой ДЦП раньше проявля­ют способность к пространственному восприятию и простейшему обобщению. У них раньше развивается представление о схеме сво­его тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует лишь формальное знание схемы своего тела, основан­ное на длительном обучении. Соотношение и распознавание от­дельных частей тела на игрушках, т.е. абстрактное знание схемы тела, у детей с другими формами ДЦП нередко оказывается на­рушенным. У детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития в возрасте до 3—4 лет можно заметить полную пространственную дезориен­тацию, проявляющуюся особенно ярко при формировании про­странственных представлений о предмете, даже хорошо знакомом.

По данным Н. В. Симоновой, у детей с ДЦП могут быть нару­шены различные звенья процесса активного восприятия простран­ства, что отчетливо проявляется в разнообразных видах деятель­ности, требующих наличия пространственных представлений. Эти нарушения возрастают по мере усложнения и видоизменения дея­тельности детей. Проводилось специальное исследование простран­ственных представлений и элементарной практической ориенти­ровки у детей с ДЦП в возрасте 6—7 лет, не имеющих умствен­ной отсталости, в процессе выполнения заданий по развитию речи, конструированию и рисованию. Были обнаружены, помимо об­щих трудностей пространственного восприятия, характерных для здоровых детей данного возраста, и качественно своеобразные труд­ности восприятия пространства у детей с ДЦП, отличающиеся большей стойкостью и частотой проявления. Формирование про­странственного восприятия у этих детей идет в более медленном темпе, при этом значительную роль играет уровень умственного развития детей и характер их познавательной деятельности. Прак­тическая дифференцировка пространственных отношений и упот­ребление адекватных словесных обозначений в большинстве слу­чаев у детей с ДЦП имеет ситуативный характер. Наибольшие труд­ности вызывает практическая ориентировка по направлениям «лево—право» при изменении точки отсчета. Зависимости уровня развития пространственных представлений и ориентировки от тя­жести общей двигательной патологии ребенка в исследовании Н.В.Симоновой обнаружено не было, однако особенности про­странственного восприятия отражали характер патологии двига­тельной сферы при различных клинических формах ДЦП.

Исследование Л.А.Даниловой установило, что у многих школь­ников с ДЦП встречаются в комплексе дефекты стереогноза, зри­тельного восприятия формы и пространственных представлений. Нарушение этих функций значительно затрудняет овладение та­кими учебными предметами, как черчение, геометрия, геогра­фия. Кроме того, эти дефекты лежат в основе особого вида дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения). В процессе коррекционной работы выявилось, что вначале компенсируется де­фект зрительного восприятия, затем дефект пространственного восприятия и впоследствии астереогноз.

Для формирования пространственных представлений у здоро­вого ребенка наряду с двигательным и зрительным анализатора­ми большое значение имеет слух. На 5 мес. жизни слуховая ориен­тировочная реакция является компонентом зрительного восприя­тия пространства. При ДЦП имеет место недостаточность простран­ственно-различительной деятельности слухового анализатора. Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недо­статочности и других нарушений задерживается развитие простран­ственных представлений и формирование схемы тела.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствитель­ность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. У совсем маленьких детей можно наблю­дать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает сол­нечный луч. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезап­но, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни ха­рактерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внимание. Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей | Мышление. Образная память включает в себя зрительную, слуховую, ося­зательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тес­но связана с восприятием и базируется
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.