Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический экскурс. Разработка вопросов дисгармонического развития личности, приводящего к нарушениям социально-психологической адапта­ции

Разработка вопросов дисгармонического развития личности, приводящего к нарушениям социально-психологической адапта­ции, была начата и продолжается как одно из направлений так называемой «малой психиатрии»'.

В 1835 г. Причардом были описаны случаи «морального слабо­умия». Это такие состояния, которые позже были обозначены тер­мином «психопатия». Одним из первых описал психопатическую личность Морел (1857). Он указал на склонность к неправильному социальному поведению при сохранности умственных способно­стей.

В 1877 г. Модели ввел понятие «патологическое развитие» при­менительно к ряду состояний психики, которые, по его мнению, не будучи собственно психическими расстройствами, являются пограничными состояниями.

В 1845 г. немецкий клиницист Грайзингер описал типичное для людей с дисгармоническим складом личности поведение: «Жи­вые блестящие умы, но поверхностные и неспособные к усидчи­вому труду... то нетерпеливы и вспыльчивы, не выносят противо­речий, относятся враждебно к другим, то избегают психических впечатлений, холодно замыкаются в самих себя... и оттуда пре­зрительно смотрят на мир, считая себя слишком выше его»2.

Начало учения о психопатиях относится к 80—90-м гг.XIX в. и связано с именами Х.Кандинского, В.М.Бехтерева, Е.Коха, С.С.Корсакова, Е.Крепелина. Последний предложил классифи­кацию психопатий, включающую 7 типов, таких, как возбуди­мые, импульсивные, неустойчивые, «чудаки», патологические лгуны, враги общества, конфликтные.

Дальнейшее развитие учения о психопатиях шло, с одной сторо­ны, в направлении уточнения и дифференциации клинических ти­пологий (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. Е. Сухарева, В. В. Ко­валев), а с другой стороны, было направлено на разработку уче­ния о личностях, имеющих пограничный (акцентуированный) характер (К.Леонгард, А.Е.Личко). Последнее направление дало толчок исследованиям по созданию системы психолого-педагоги­ческих методов профилактики, выявления и коррекции данных со­стояний (Э.М.Александровская, С.А.Беличева, И.Н.Гильяшева, И. А. Коробейников и др.).

Классификация

В настоящее время по происхождению можно выделить следую­щие виды психопатий:

Ядерные, или конституциональные.

Лица с данным видом психопатии обладают конституциональной (наследственной) предрасположенностью в виде неблаго­приятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом пер­вично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирую­щей диспозиции' личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. (см ниже).

При данной этиологии психопатии внешние факторы активи­руют, запускают имеющееся предрасположение (В. Morel, 1857).

Краевые, или приобретенные.

Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психоло­гического и социального характера, таких, как неправильное вос­питание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потря­сения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, 0. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.

В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адап­тивных возможностей детского организма на всех уровнях его функ­ционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство — ПТСР (Н. В. Вострокнутов). Дистресс — это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные воз­можности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как труд­ности социального взаимодействия, так и обучения.

Органические.

Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длитель­ные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную по­чву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с по­ражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе).

Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результиру­ющей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в ви­де конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).

По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной сис­темы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков).

Диспозиция (предиспозиция) — система многочисленных черт, обус­ловливающих специфические поведенческие реакции человека на внешние воз­действия.

Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, соче­тающаяся с выраженной экстравертированностью, подозритель­ностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведе­нии склонны к жестокости, мстительности, крайне требователь­ны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.

Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, дос­тигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Об­ладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.

Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлитель­ны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомы­ми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.

Психастенические — для них характерно сочетание черт асте­нической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложен­ной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, сла­бость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выра­женные трудности в налаживании неформального общения. В фор­мальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.

Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.

На основании уже упомянутых классификаций типов психопа­тий, типологий применительно к детскому и подростковому воз­расту (F. Homburger, H.Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основа­нии классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А.Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций ха­рактера подросткового возраста (текст 4).

Остановимся на более подробной характеристике основных 11 типов акцентуаций по классификации А. Е. Личко, характер­ных для подросткового возраста:

1. Гипертимный тип. Этот тип относится к кругу «возбудимых» и «конституционально-возбудимых» по П. Б. Ганнушкину. Подрост­ки этого типа с самого детства отличаются подвижностью, общи­тельностью, склонностью к озорству. Главная их особенность — всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся вспышка­ми агрессии и раздражения. Хорошо выдерживают нагрузки в си­туациях, требующих активности, сообразительности. Провоци­рующим фактором выступают слишком сильное давление со стороны окружающих. В силу выраженного стремления к самостоятельности склонны к конфликтам. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхност­ны, быстро проходят. Их тянет ко всему, что связано с получени­ем удовольствия, риском. Плохо переносят одиночество, неудачи вызывают аффект, но непродолжительный. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 3 % у девочек (по данным А. Е. Лич­ко и Н.Я.Иванова).

2. Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще Э. Кречмером. Близок к гипертимному типу, являясь, по П. Б. Ган­нушкину, более общим направлением изменения характера, вклю­чает помимо гипертимного еще три типа, характеризующиеся рез­кими колебаниями настроения. В детстве подростки с данным ти­пом напоминают гипертимных, в дальнейшем, к 15—17 годам, нарастает повышенная раздражительность и склонность к апатии, вялость. Периоды подъема настроения чередуются с выраженной депрессией. Они тяжело переживают даже незначительные непри­ятности. Провоцирующим фактором в период подъема выступают те же ситуации, что и у гипертимов, в депрессивную фазу — резкие изменения в окружающей обстановке, требующие быстрого изменения жизненного стереотипа. Распространенность в подростковой популяции —2—5% независимо от пола.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, при­чем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного из­менения настроения могут оказаться самыми ничтожными, на­пример: кем-то случайно оброненное слово. Все они способны погрузиться в уныние при отсутствии каких-либо серьезных не­приятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом за­висит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соот­ветственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со сторо­ны тех, кто может поправить их настроение. Они хорошо понима­ют и чувствуют отношение к ним окружающих людей, ранимы. Стремление к независимости не выражено, если в семье они чув­ствуют любовь и поддержку. Провоцирующим фактором, запускающим отрицательные переживания, выступают: разрыв с близкими взрослыми, эмоциональное отвержение значимых близ­ких, насмешки, неудачи. Распространенность в популяции — 8% у мальчиков и 12 % у девочек.

4. Астенический тип. А. Е.Личко пишет, что это тот тип лично­сти, «где области психопатий и неврозов соприкасаются особен­но тесно». Астенический склад характера создает благоприятную почву для развития неврастении как одной из основных форм невротических расстройств. Характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении труд­ной умственной работы. Провоцирующий фактор—ум­ственные и физические перегрузки. Распространенность в здоро­вой популяции подростков — 2 %, среди подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, — до 25 % (подан­ным Н.Я.Иванова и др.).

5. Сензитивный тип. При попытке разделить всех людей на шизоидов и циклоидов Э. Кречмер находил у сензитивных людей черты первой группы. Данному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огор­чает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, оди­ночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечат­ление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Открыты и общи­тельны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, обще­нию со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрос­лыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подро­стков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же под­ростков довольно рано формируется чувство долга, обнаружива­ются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Провоцирующий фактор— расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, си­туации повышенной ответственности, эмоциональном отвержении подростка и т. п.

6. Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип дает основу для развития невротических реакций, но по типу на­вязчивых состояний (тики, заикание, страхи, навязчивые дей­ствия). Чаще имеет конституциональное происхождение, хотя может развиться и в случае неправильного воспитания по типу доминирующей гиперпротекции. Для подростков данного типа характерна склонность к размышлениям, к самоанализу и оцен­кам поведения других людей. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием. Однако не­редко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Привя­заны к близким, особенно к матери. Самоуверенность у них соче­тается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. Провоцирующий фактор— ситуации повышенной ответ­ственности, необходимость быстрого принятия решений.

7. Шизоидный тип. Название данного типа было введено Э. Кречмером. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Проявляется рано — дети предпочитают играть в одиночестве, могут подолгу молча прислушиваться к беседе. Они не тянутся к сверст­никам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрос­лых. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую на­полнен различными фантазиями, какими-либо особенными ув­лечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они довольно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблю­дается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состо­яние может необходимость включения подростка в широкое со­циальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональ­ное отвержение со стороны значимых людей. Распространенность среди подростков — 9%.

8. Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с осо­бенностями личности, которые напоминают изменения при эпи­лепсии. Возникновение данного типа психопатии связывают как с наследственностью, так и с легкими органическими повреждени­ями головного мозга. Первые проявления относят к детскому воз­расту: дети часами плачут, капризничают, любят мучить живот­ных, дразнить младших. В детском коллективе ведут себя как дик­таторы, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать взрослым. Такая «гиперсо­циальность» может сочетаться с выраженной агрессией и жесто­костью с близкими. Провоцирующий фактор — ограни­чения в проявлении власти, воспитание в условиях эмоциональ­ной холодности и жестокого обращения. Распространенность сре­ди подростков —11%.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность в получении знаков внима­ния со стороны окружающих. Такие дети с большим трудом вы­носят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привле­кать к себе внимание окружающих. Чтобы оказать влияние на ок­ружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Подростки данного типа часто попадают (до 80 % случаев) в клинику из-за попытки само­убийства. Причиной обычно является какой-либо неуспех, осо­бенно публичный, желание продемонстрировать свою исключи­тельность. Провоцирующий фактор— ущемленное само­любие, потеря внимания окружающих, невозможность удовлет­ворить претензии на исключительное положение и внимание. Рас­пространенность среди мальчиков — 2—3%, среди девочек — несколько выше (поданным Н.Я.Иванова).

10. Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается, что при неустойчивом типе неустойчивость относится прежде всего к поведению, а не к эмоциональной сфере, как в первом случае. Именно в формировании социально приемлемых форм поведе­ния и деятельности заключается главная проблема подростков, относящихся к данному типу. Подростки данного типа обнаружи­вают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем к любым, без разбора, а также к безделью и праздности. Они отли­чаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не дума­ют о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений. Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до соци­ального. Провоцирующий фактор — социальная и педа­гогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков —21%.

11. Конформный тип. Данный тип встречается только в виде ак­центуации. Главная черта — во всем следовать правилам микро­среды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму. Это тип приспособленца, который ради своих соб­ственных интересов готов предать товарища, покинуть его в труд­ную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «мо­ральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды. Провоцирующий фак­тор — ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%.

Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т. п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология детей с дисгармоничным развитием | Психология детей со сложными нарушениями развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.