Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные модели экономического поведения

Роль хозяйственной власти

· Осуществляет экономическое принуждение

· Обладает правом на истолкование событий и выдвижение целей развития

· Имеет особые позиции в распределении капиталов, ресурсов, продукции, доходов;

· Осуществляет контроль за доступом к информации как особому ресурсу

· Имеет возможность диктовать правила деятельности, и прежде всего экономической

· Способно оказывать личное влияние людей

 

· Производственное (трудовое)

· Предпринимательское

· Потребительское

· Распределительное (дистрибутивное)

· Коммерческое (торговое)

· Монетарное

· Инвестиционное

· Посредническое

 

Предпринимательство – организационно-инновационная модификация экономического поведения, ориентирован на остаточ доход (прибыль), недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса

 

Особенности предпринимательства как социально экономического феномена:

Предпринимательством могут заниматься не все, а обладающие определенными личностными качествами и способностям ( 3-4% взрослого населения )

У предпринимателя особая структура и содержание мотивации (процесс деятельсноти + экономические результаты+ социальные результаты);

Специфическая прелпринимательская культура (предпринимательский успех+ накопление ресурсов + власть+ социальный статус + свобода выбора и риска+ идеальные ценности + образ и стиль жизни);

Факторы успеха предпринимательского поведения а) рыночное везение

Б) активный поиск

В) компетентный расчет

Г) наличие способностей

Д) нахождение единственного, редкого ресурса

 

Специфические функции предпринимательства на рынке (поиск новых ресурсов, их изобретение, накопление, формирование рыночной конъюктуры, максимизация конкрентных преимуществ и др);

Специафические профили (модели) предпринимательсокго поведения

(инвестиционные, инвенторные, организационные, посреднические, окммеркие, активизационные, конъюктурно-игровыеЮ маркетинговыеЮ косалтинговые и др)

 

Потребительская модель экономического поведния

 

Потребление в самом общем виде рассматривается как особый тип экономической активности, который связан с процессом жизнеобеспечения домашних хозяйств и отдельных индивидов

 

Экономический профиль потребитльского повдения:

Потребитель выбирает такие соотношения расходов на блага, чтобы получить максимальное удолветворение воих потребностей и рационально преследовать свои собственные интересы через рыночный механизм.

 

Социально-экономичнский профиль потребительского поведения

Это весьма сложная система социальных и экономических действий, выражающаяся в использовании полезных свойст того или игого блага, сопряженного с удовлетворение личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага

 

Модель потребительского поведения

(Котлер + последний пункт)

· Осознание потребности

· Поиск информации

· Оценка альтернатив

· Решение о покупке

· Оценка пользования

· Оценка последствий покупки

 

 

Специфические особенности потребительского поведения

· Потребление связано с безвозвратным расходованием стоимости;

· Реализует две основные функции: а) первичнуб – присвоение полезности и б) вторичную – занково-символическую демонстрацию

· Цена и доход приобретают специфический смысл и содержание а_ справедливая цена б) относительный уровень дохода в) социокультурные стандарты г) способности калькулировать ресурсы

· Подвержено сильному влиянию социальной дифференциации (напр эффекты демонстрации, моды, табу, снобизма)

· Обладает постоянтсвом, которое обеспечивается устойчивой системой производства потребитльских практик и их оценивания (габитусом)

· Порождает специфические практики, субкультурурыЮ типы, модели потребления (напр необходимоеЮ демонстративное, модное)

· Находится под сильным влиянием микм-маркетингового воздействия

· Оно поглощает общество, превращая его в общество потребителей.

 

 

Социально-экономическая характеристика общества потребления

 

· Разнообразие реализируемых товаров и услуг с дифференциацией полезных свойств и марок

· Ускоренное обносления видов товаров и услуг;

· Потреблению предлагаются не отдельные блага, а целые системы (напр машина + страхование + обслуживание + охрана +ремонт + аксессуары + обмен +…)

· Потребляется не товар или услуга, а их символический смысл (маркер), определяющий место в социальной дифференциации и стратификации

· Потребители втягиваются в ускоряющуюся гонку, вызываемую постоянной недостаточностью удовлетворения потребностей;

· В структуре мотивации возрастает доля принудительных мотивовЮ обусловленных первоначальным выбором

· Потребление превращается в сферу самовыживания человека, становится сферой инновационных практик, сопряженных с развитием социальных компетенций

· Происходит ускорение инновационного цикла, стимулирующего потребление новых инновационных.

 

 

¨ Этапы становления западной экономической социологии

1 этап – ранний - середина ХIХ в. – 20-е гг. ХХ в. –

«классической экономической социологии»

· «теория экономического человека», его потребностей, побудительных стимулов к действию (А.Смит);

· теория свободной конкуренции, свободного предпринимательства с анализом таких факторов, как политические, нравственные, религиозные (Д.Рикардо);

· теория мотивации экономического поведения, соотношение в экономическом поведении свободы и ограничений (Т.Веблен, А.Смит, А.Маршал);

· изучение потребительского поведения социальных групп, теория эксплуатации, поведенческого характера экономической науки (Т.Веблен);

· оценка роли социальных институтов (политических, собственности, семьи, религии) в экономической жизни (М.Вебер, Т.Веблен, А.Маршал);

· анализ механизма влияния системы ценностей на экономическое поведение (М.Вебер);

· анализ закономерностей связи социальной и экономической сущности; идеи о концентрации капитала; анализ механизма прибавочной стоимости и эксплуатации трудящихся и др. (К.Маркс);

· анализ закона о распределении доходов, обоснование нерационального характера действий большинства людей; социологическая теория «циркуляции элит» и др. (В.Парето) и др.

 

 

¨ Этапы становления западной экономической социологии

2 этап – активного становления - 20 – 50-е гг. ХХ столетия - «активного теоретического и прикладного становления экономической социологии»

· концепции социальной мобильности и стратификации общества (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон);

· анализ влияния «человеческого» и «группового» факторов на труд и экономику, теория «человеческих отношений» (Э.Мэйо);

· анализ мотивации экономического поведения (А.Маслоу, Д.Макгрегор и др.)

· классическая школа научного менеджмента (Ф.Тейлор, Дж.Муни, Л.Ален, А.Файоль и др.);

· концепция «экономического человека», теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен и К.Эрроу, лауреаты Нобелевской премии по экономики) и др.

 

¨ Этапы становления западной экономической социологии

3 этап – полной институционализации «социологии экономической жизни» - 50 – 70-е гг. ХХ в.

 

· теория структурно-функционального анализа; «теория действия»; концепции «социального действия», «социальной системы» и др. (Т.Парсонс);

· теория современного экономического человека (В.Зомбарт);

· теория социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау);

· концепция современной экономической жизни (Н.Смелзер «Социология экономической жизни»);

· «социология рационального выбора» (Г.Беккер) и др.

 

¨ Этапы становления западной экономической социологии

4 этап – «новой экономической социологии» -

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели экономического поведения | Е гг. ХХ в. (Р.Сведберг, М.Грановеттер, К.Поланьи, Э.Валлерстайн, Х.Уайта и др.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.