Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупное предложение (AS) и его факторы

Совокупный спрос (АД) и его факторы.

Одним из структурных элементов национальной экономики является совокупный спрос(AD – Aggregate Demand) AD – совокупные расходы на покупку конечных товаров и услуг в экономике за год.

AD = C + I +G +Nx.

 

Точки графика показывают различный уровень совокупного спроса, при различном уровне цен в национальной экономике. Между уровнем цен и совокупным спросом существует обратная зависимость.

Различают ценовые и неценовые факторы AD:

Ценовые (напрямую связаны с изменением цен):

1) Эффект процентной ставки – если цены в стране растут, то повышается процентная ставка (как цена денег). AD в этом случае сокращается.

2) Эффект богатства – если цены растут, то покупательная способность денег на руках у населения и на счетах в банках падает, а AD – сокращается. Если цены снижаются, то покупательная способность денег увеличивается, как и AD.

3) Эффект импортных закупок – если отечественные товары дороже импортных, то импорт увеличивается вначале, а потом сокращается, т.к. снижается покупательная способность населения. AD сокращается.

Неценовые факторы:

1) Изменение в потребительских расходах:

а) Изменение благосостояния потребителей, если связана с ростом реальных доходов, то и растут и реальные расходы. AD сдвигается вправо.

б) Ожидание потребителей. Например, ожидание роста цен ведёт к росту текущих покупок. AD – увеличивается вправо.

в) Задолженность потребителей. Крупная потребительская задолженность сокращает текущие расходы и AD. Небольшие займы увеличивают текущие расходы.

г) Налоги.

2) Изменение в инвестиционных расходах:

а) Процентные ставки – рост процентной ставки делает кредиты дорогими, инвестиции сокращаются, AD смещается влево (но не для всех иностранных инвесторов).

б) Ожидаемая прибыль от инвестиций – чем оптимистичнее ожидание, тем больше инвестиций и AD.

в) Налоги с предприятий – рост налогов снижает реинвестирование.

г) Технологии всегда требуют роста инвестиций и роста AD вправо.

3) Государственные расходы – рост госрасходов ведёт к росту совокупного спроса (Кейнс)

4) Внешний фактор:

а) Мультипликативное влияние импорта и экспорта.

б) Валютный курс.

Со времён меркантилистов считалось, что чем больше экспорт превышает импорт (Nx), тем богаче страна. Современная экономическая наука определила, что не только экспорт, но и импорт обладает мультипликативным эффектом, т.е. увеличивается ВНП

.

Если курс национальной валюты снижается, то экспорт дешевеет, товары становятся более конкурентноспособными по цене: растёт Nx и AD. От повышения курса национальной валюты проигрывают экспортёры.

В последние годы в РБ импорт превышает экспорт, однако и экспорт, и импорт растут высоки темпами, что увеличивает рост ВНП.


Aggregate Supply (AS) – объём произведённых товаров и услуг в стране, отожествляется с ВНП. Форма графика AS отображает прямую зависимость между уровнем цен и объёмом производства. На графике выделяют три участка: 1)горизонтальный (кейнсианский); 2)восходящий; 3)вертикальный (классический).

 

На кейнсианском отрезке Э. находится в состоянии депрессии, факторы производства в избытке (безработица, незагруженные мощности предприятия). Для увеличения ВНП с Q1 до Q2 привлекаются дополнительные факторы за туже цену (зарплата и банковский процент не растут).

Восходящий отрезок соответствует оживлению и подъёму национальной экономики. В некоторых отраслях наблюдается дефицит кадров, следовательно растёт зарплата и происходит рост цен.

Классический отрезок символизирует экономику полной занятости и полного объёма производства. Рост цен не приводит к росту ВНП, поскольку все ресурсы уже задействованы.

Кроме стимулирующего ценового фактора на AS влияют не ценовые факторы, которые связаны с издержками производства. Если издержки растут, AS смещается влево, если сокращается – вправо.

Неценовые факторы:

1) изменение цен на ресурсы (например, рост цен на энергоресурсы привёл к смещению AS1 в AS2)

2) изменение производительности труда (рост производительности труда снижает затраты на единицу продукции, при тех же ресурсах можно сделать больше товаров)

3) налоги и государственное регулирование (если в отношении налогов однозначное мнение(увеличение налогов уменьшает AS и наоборот) то в отношении госрегулирования мнения разделились. Одни считают госрегулирование стимулирующим, другие – сдерживающим предпринимательскую инициативу).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы расчета ВВП (ВНП) | Макроэкономическое равновесие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.