КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество как исторический процесс
Лекция 15. 22.05.2013. 1) Рационалистическое толкование исторического процесса. Социальная философия – область философии, главный вопрос которой состоит в том, что есть общество и какое в нем место отведено человеку; как общество влияет на человека и как человек влияет на общество; взаимодействие человека и общества в зависимости от их меняющихся потребностей (как материальных, так и духовных). 2 вида социальной философии:
По-другому социальную философию можно назвать философией истории. Термин философии истории был введен в XVIII веке Вальтером. Вальтер в человеческой истории видел творчество самих людей, а не проявление божественной воли, т.е он не разделял и не придерживался идей провиденциализма. Провиденциализм – религиозный взгляд на историю как на реализацию божественного замысла по спасению человека. Вальтер придерживался рационалистического толкования истории, которое говорило о том, что история и есть воплощение естественных законов, а также разума человека. Рационалистическое толкование получило широкое распространение в эпоху Просвещения. Бэкон и Гоббс придерживаются рационалистических взглядов на историю. Джамбаттиста Вико – итальянский философ. Он исходил из того, что история имеет: · Закономерный характер; · Объективный характер. Закономерный характер обозначает, что люди реализуют естественные законы и подчиняются им. Вико считал, что историческая наука способна познавать только результаты человеческой деятельности. Он сичтал, что история имеет прогрессивный характер, и в своем прогрессивном развитии каждый народ проходит 3 исторических е эпохи: I. Божественная эпоха (нет государства, функции управления выполняют жрецы); II. Героическая эпоха (появляется государство, господствующую роль осуществляет аристократия); III. Человеческая эпоха (демократическая республика или представительная монархия). Смена эпох происходит не автоматически и не мирным путем, а в ходе ожесточенной борьбы между различными слоями общества. Каждый цикл завершается кризисом и распадом старого общественного строя. Гегель в нес огромны вклад в разработку философии истории; он обращается к проблемам философии истории: история – это процесс, имеющий закономерный характер; история подчиняется естественным законам. Гегель указывает на отличие закономерностей истории от природных закономерностей. Он говорит, что историческая закономерность может реализовываться только в ходе сознательной деятельности людей. субъективные цели отдельных людей не совпадают с совокупным историческим результатом. Люди в своей жизни преследуют свои частные интересы, тем самым, не осознавая того, реализуя объективную историческую закономерность. Историю человечества движет мировой дух. Мировой дух воплощается в деятельности миллионов людей. Мировой дух имеет цель. Целью мирового духа является развитие свободы, в том числе и свободы в гражданском обществе. Реализуя свою цель, Мировой дух сам сознает себя более свободным. Поэтому, мы можем сказать, что философиня особенно сильно обкурилась перед этой лекцией и история есть прогресс в сознании свободы. Французских ученый и философ Сен Симон выдвинул плодотворную идею о том, что определяющую роль в развитии общества играет индустрия. Под индустрией Сен Симон понимал экономическую деятельность людей и соответствующие ей формы собственности. Здесь прослеживается некая непоследовательность материала. Однако, Сен Симон не индустрию рассматривал в качестве движущей силы общества. Он считал, что в основе человеческой истории лежат идеи. С идей начинается движение, следовательно, именно идеи движут историю. Сен Симон предлагал 3ступенчатую систему исторического развития: I. Теологический этап. На этом этапе господствуют религиозные идеи. Ему соответствуют рабовладельческий и феодальный строй. II. Метафизический этап. В основе жизни общества лежали философские идеи. Для него характерен кризис и распад феодального строя. III. Позитивный этап. Он лишь прогнозировался. Это будущее. Для него характерно господство научных идей, носителями которых должны стать ученые, а также индустриалы-промышленники. 2) Основные этапы социальной динамики. В философских концепциях, которые описывают общество как процесс, можно выделить 3 основных типа социальной динамики: · Циклический; · Линейный; · Спиралевидный.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |