Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературная жизнь 1917 - 1920 гг




1. Исторический и культурный фон

2. Основные литературные группировки 20-х гг.

Революция завершила идейную борьбу в начале XX века и поставила перед писателями вопрос: с кем он? Ответ на этот вопрос и определял позиции литературных направлений. В рядах интеллигенции происходит размежевание. Поддерживали революцию Маяковский, Блок, Брюсов. Есенин воспринял революцию с крестьянским уклоном. Ряд писателей не могли революцию ни понять, ни принять. И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, А. Толстой, А. Ремизов, Е. Замятин эмигрировали за границу, другая группа писателей - пребывали во внутренней эмиграции (Ф. Сологуб, Б. Пильняк и др.). Б. Пильняк, Е. Замятин стояли на позициях контрреволюции. Отдельные писатели были за эволюцию, а не революцию (М. Булгаков). Значительная часть писателей относилась к революции лояльно, (но не могли отразить закономерности происходящего) таких писателей называли «попутчиками», т. е. идут по пути с пролетарскими писателями (Л. Леонов, А. Толстой). Итак, революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Тот, кто не рядился в красные одежды, кто ужаснулся новой идеологией, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью.

Общая задача художника - выражение своего отношения к революции, к эпохе. «Надо славить человека и, прежде всего, человека», - писал М. Волошин.

Политическая обстановка этого времени была очень сложной. Трудный послереволюционный период. Противодействие сил, которые были за революцию и против революции, выразилось в гражданской войне. НЭП. В стране был взят курс на социалистические преобразования. Массовое движение культурная революция. Ликвидация неграмотности (78% было неграмотных). Приобщение массы к широкому кругу культурных ценностей.

Довольно острая борьба разворачивалась на литературном фронте. Сложность обстановки выразилась в наличии многочисленных литературных течений и группировок. Литературная жизнь была необыкновенно активной.

 

2.ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППИРОВКИ 20-х гг. [1]

СКИФЫ (1917-1918). В годы революции символисты А. Блок, А. Белый примкнули в группу скифы. Символизм, акмеизм, футуризм в чистом виде прекращают свое существование вскоре после 1917 года, а их представители продолжают обновлять и обогащать литературу. Сюда входили и С. Клычков, С. Есенин, П. Орешин и другие. В 1918 году Клычков, Есенин, Орешин становятся инициаторами группы «крестьянских поэтов». В 1921 г. был создан Всероссийский союз крестьянских писателей, с 1925 г. переименован в Всероссийское объединение (ВОКП). Крестьянские писатели первыми приняли удар репрессий в 30-е годы. Запрещалось наследие С. Есенина. Клюев репрессирован. На сегодняшний день это самое неизученное литературное направление.

Акмеисты в 1918 г. возобновляют свою деятельность. Н. Гумилев плодотворно занимается литературным творчеством (вплоть до ареста и гибели в 1921г.). О. Мандельштам, А. Ахматова - признанные мастера - возвращали слову предметное содержание.

«Ко двору» революционной власти пришлись футуристы. Большинство футуристов, прежде всего, кубофутуристы (Маяковский, Хлебников) восторженно приняли Октябрь. В первые годы Советской власти существовала «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев), в 1922 г. некоторые поэты ушли в ЛЕФ.

ЛЕФ. ² Маяковский, Пастернак, Асеев, О. Брик и др. выдвигали идею нового в искусстве: автономии художественной формы «социального заказа», «литературы факта». В 1928 г. Маяковский вышел из ЛЕФа.

ИМАЖЕНИЗМ (1919-1924) - imaqo (лат.) ’образ’. С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др. провозглашали «победу образа над смыслом». В 1921 г. место сбора имаженистов было кафе «Стойло Пегаса».

КОНСТРУКТИВИЗМ (1923-1930) - авангардное течение с установкой на поэтический эксперимент (В. Луговской, Э. Багрицкий и др.)

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ - с 1921 г. группа петербургских писателей: Вс. Иванов, Н. Тихонов, К. Федин, В. Каверин, М. Зощенко и др. больше внимания уделяли форме в ущерб содержанию, занимательности сюжетостроения. Имя Н. Тихонова связано с Северным Кавказом. В 1928 г. он первый раз приехал в Карачай и прожил более месяца в Теберде с женой и друзьями, затем приезжал еще в 1931 и 1939 годах.

ПЕРЕВАЛ (1923-1930). М. Светлов, И. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин и другие - приверженцы схемы стандарта - утверждали духовную свободу художника.

 

ОБЭРИУ - объединение реального искусства (на вопрос почему У - отвечали - потому, что оканчивается на «у»). Литературная группа возникает в 1927 г. (Д. Хармс, Н. Заболоцкий и др). ОБЭРИУ - связующее звено между авангардом и современным постмодернизмом.

ПРОЛЕТКУЛЬТ. Цель: создание новой пролетарской культуры, утверждение идеи коллективизма. Объединялись писатели из рабочей среды - А. Гастев, М. Герасимов, В. Кириллов и др. Индивидуальное подменялось коллективным, в группе были перегибы. Эти «прожекты» дали материал Замятину для антиутопии («Мы»), где нет имен, а лишь номера. В 1917 - начале 1920-х гг. организация была ликвидирована в административном порядке.

«КУЗНИЦА» и ВАПП. В 1920 г. из Пролеткульта вышла группа поэтов М.Герасимов, В. Каверин, С. Родов и др. и была образована «Кузница» (по 1922 г. выпускался журнал «Кузница»). Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей состоялся в 1920 г. На съезде был утвержден Всероссийский Союз пролетарских писателей, во второй половине 1921 г. Союз получил название Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей (ВАПП). Как руководитель Карачаево-Черкесской ассоциации писателей, публицист и литературный критик И. Хубиев принял участие на этом съезде.

Группировка «Кузница» - своеобразный «неоромантизм» - уделяла большое внимание поэтике, «с нею связан определенный этап советской романтической поэзии» (Л. Егорова). В 1931 г. «Кузница» растворилась в Российской ассоциации пролетарских писателей. Стихи поэтов Пролеткульта и «Кузницы» были близки ранней карачаевской поэзии своей патетикой, абстракностью, схематизмом. Недаром рисунок на обложке книжки И. Каракотова «Революционные песни» (1931) повторяет оформление журнала «Кузница» и его творчество, отмеченное чертами революционного романтизма, было подвержено влиянию русской поэзии 20-х годов (С. Есенина, Н. Асеева, Э. Багрицкого и др.). Стихотворение «Железный век» А. Уртенова подтверждает преемственность национального автора русской пролетарской поэзии, в том числе Маяковского.

РАПП. Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (свыше 5 тысяч). Ассоциация вышла из ВАПП, существовала с 1925 по 1935 гг. В ее составе были А. Фадеев, А. Серафимович, Ю. Либединский, Вл. Ставский и др.

Задача организации: создание пролетарской литературы. Рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, недооценивали романтизм, в остальном аттестовали себя как «неистовые ревнители пролетарской чистоты» (Ю. Либединский). Положительной стороной их деятельности было то, что они способствовали развитию национальных литератур, литературных кадров. Так, А. Серафимович в 1926-1927 гг. участвует в работе кисловодской ассоциации пролетарских писателей, дает много ценных советов начинающим литераторам. А. Серафимович был не только средой воздействующей, но и воспринимающей. Под впечатлением пребывания в Теберде Серафимовичем были созданы тебердинские рассказы: «Адимей», «Девушка гор».

Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей состоялся в 1928 г. Пролетарские ассоциации национальных республик были объединены в ВОАПП, во главе стала ассоциация РАПП.

В Карачаево-Черкесии действовала, основанная в 1927 г., ассоциация пролетарских писателей, входящая в Северокавказскую организацию пролетарских писателей. Одним из ее руководителей был Вл. Ставский, который помогал национальным писателям Северного Кавказа. Печатным органом организации был журнал «На подъеме» (выходит с 1927 г. в Ростове-на-Дону), где публиковались произведения многих авторов северокавказского края. На страницах этого журнала выступал первый карачаевский публицист Ислам Хубиев (Карачайлы) со злободневными публицистическими статьями и очерками [2].

В первой половине 20-х годов деятельность РАПП была положительной, позже рапповцы, стремясь к лидерству, заняли командное положение, руководили литературным процессом. Они впадали в крайность, отрицали другие течения. Пагубность политики РАПП показана в книге С. Шешукова «Неистовые ревнители» (М., 1984). Такая неправильная позиция РАПП вызвала справедливую критику. Уже в 1925 г. появляется резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», в которой развивалась идея о свободе творчества.

В 1932 г. появилось постановление ЦК партии «О перестройке литературно-художественных организаций». Ассоциация РАПП была ликвидирована.

Итак, литературные группировки отражали тенденции развития литературы: пролетарский реализм - РАПП, романтическая ориентация - в группе «Перевал», неоромантизм представляла «Кузница», литературный авагард - ЛЕФ, имаженизм, конструктивизм, ОБЭРИУ, плюрализм художественных тенденций - «Серапионовы братья».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.