Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены

Классификация цен

Калькулирование себестоимости продукции

Формирование себестоимости как основного элемента цены

Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены

Классификация цен

ТЕМА 2. Виды, структура и элементы цены

 

 

 

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает система взаимосвязанных цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других.

Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношение между которыми постоянно меняются соответственно меняющимся факторам ценообразования.

Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

1. Классификация цен в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются, отражает зависимость между ценами, складывающуюся в ходе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.

Отпускная цена предприятия-изготовителя (оптовая цена предприятия) - цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия (оптовая цена промышленности) формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям, покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.

Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничной торговых предприятий любых форм собственности и на рынках. Она является ценой конечного потребления. В качестве покупателей могут выступать не только юридические, но и физические лица. Розничные цены, включающие в свою структуру экономически обоснованную величину торговой надбавки, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия­-изготовителя, а розничная цена – отпускную цену оптового предприятия.

2. Классификация цен в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с классификацией цен по данному критерию различают регулируемые, свободные (договорные) и фиксированные цены. Регулируемые цены – это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они подвержены различным ограничениям со стороны государства. В этом случае изменение цен допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государственными органами ценообразования. В условиях рыночной экономики регулируемые цены применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Основное регулирующее воздействие государства на цены заключается:

1. в установлении верхнего абсолютного уровня цены (определяется базовая цена и предельный ценовой коэффициент ее роста);

2. регулирование нормы прибыли по отношению к определенной базе (с/с, з/пл.);

3. установление ограничений на получение посредниками соответствующего вознаграждения (прибыли или комиссионных);

4. установление нижнего предела цены.

Продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).

Свободные (рыночные) цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения, т.е. конъюнктуре рынка. Эти цены являются свободными, так как на них отсутствует прямое государственное регулирование. Свободные цены определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающихся экономических условий. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

Фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавливаемые государственными органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования. Они являются ценами однозначного уровня, когда продавец не имеет права отклоняться от этого уровня в какую-либо сторону. Такой уровень характерен для командно-административной экономике.

3. Классификация цен в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики или от характера оборота. По такому признаку цены делятся на оптовые, закупочные, розничные,сметную стоимость (цены строительства), тарифы на услуги и внешнеторговые (мировые) цены.

Оптово-отпускные цены – это цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая при этом к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями и отраслями путем продажи из оптовой сферы торговым розничным предприятиям (но не физическим лицам), которые совершают покупки относительно мелкими партиями. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как правило, путем безналичных расчетов.

Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены. В Республике Беларусь на большинство видов сельскохозяйственной продукции в зависимости от ее качества установлены фиксированные закупочные цены, т.е. продавцам предоставляются определенные льготы. В частности, с целью устранения негативных последствий инфляции применяется демпфирование или сглаживание. Эффект сглаживания достигается как прямой государственной поддержкой (льготными кредитами, обеспечением материально-техническими ресурсами и др.), так и непроизводственным взаимодействием сельскохозяйственных товаропроизводителей с различными подсистемами хозяйственного механизма (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, ценовой и т.д.). Продажа такой же продукции негосударственным структурам осуществляется по договорным закупочным ценам.

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются, в основном, продукцией потребительского назначения. При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется налично-денежная форма расчетов.

Сметная стоимость строительства – это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных средств. При этом цены на строительную продукцию классифицируются по трем видам:

1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

2) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Эти цены используются для расчетов заказчиков с подрядными строительными организациями за выполненные работы и построенные объекты, для определения объемов капитальных вложений и других показателей, характеризующих результаты работы строительно-монтажных организаций.

Тарифы на услуги – это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретного материального носителя. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование тарифов на услуги. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но также временной фактор, при этом существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата и тарифы за телефон, за пользование радио и т.д.

Внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляются экспортно-импортные сделки. При определении внешнеторговых цен особое значение имеет информация о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию. Выделяют:

- экспортные цены – это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке посредством выбора цены-ориентира, приведением этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, условий транспортировки, страхования, хранения, валюты платежа и т.д.), включения экспортной пошлины, перевода в валюту страны-экспортера по курсу центрального банка на дату заключения сделки;

- импортные цены – это цены, по которым закупаются товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на основе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, косвенных налогов и расходов на реализацию данного товара внутри страны.

4. Классификация цен с учетом базисных условий. Формирование цен по базисным условиям связано с отражением в цене и характером распределения расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление (в случае пересечения товарами государственной границы) между продавцом и покупателем. В мировой практике эти условия (правила) применяются на основе специального документа «Инкотермс» в редакции 2000г. Считается, что чем меньше расходов берет на себя продавец, тем цена является структурно менее полной, и наоборот. В то же время, структурно более полные цены используются при поставках, во-первых, специальной продукции, качество которой зависит от как от качества транспортировки, так и от качества монтажа у потребителя; во-вторых, специальной продукции с использованием специального транспорта (нефть в трубопроводах и газ в газопроводах); в-третьих, любых видов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка того или иного товара.

Несмотря на наличие специального документа «Инкотермс 2000», во многих странах СНГ при внутригосударственных поставках используют традиционные (со времен Советского Союза) принципы формирования цен по базисным условиям с учетом расходов по транспортировке продукции. В данном случае порядок возмещения ценой транспортных расходов объясняется термином франко (до), показывающим, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Включение в цену различных транспортных расходов означает установление для потребителя в различных зонах страны разных цен и тем самым реализует географический принцип ценообразования.

Обычно используются следующие виды франко, соответствующие различным условиям поставки:

- франко-склад поставщика. При данном виде цен все расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя несет покупатель, и поэтому расходы по доставке продукции в цену не включаются.

- франко-станция (порт, пристань) отправления. В данном случае поставщик продукции включает в цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Эти расходы можно относить на себестоимость продукции. Остальные транспортные расходы по доставке продукции к месту назначения покупатель оплачивает самостоятельно, и они выделяются в цене в качестве самостоятельных элементов в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указываются отдельной строкой).

- франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) - станция отправления. При учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство.

- франко- транспортное средство-станция назначения. При таком виде франко в отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования.

- франко-станция назначения. В данном случае в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства.

- франко-склад покупателя. При учете этого условия в отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой продукции до потребителя.

Использование того или иного вида франко цен обуславливается особенностями продукции. Например, при поставках внутри города применяются цены франко-склад предприятия–изготовителя. На сложнотехническую продукцию, продукцию химической промышленности, как правило, устанавливаются цены франко-склад поставщика или франко-станция отправления. Многие виды машин, оборудования принимаются или приобретаются заказчиком непосредственно на предприятии-изготовителе и оплачиваются по ценам франко-склад поставщика.

Цены франко-станция назначения обычно устанавливаются на нефть и нефтепродукты, газ, лес и лесопродукцию, привозные строительные материалы, т.е. виды продукции которые повсеместно широко применяются в промышленности, строительстве в качестве сырья, материалов, топлива.

В конечном итоге все транспортные расходы оплачивает покупатель, но оплачивает по-разному в зависимости от вида франко. Транспортные расходы до пункта, указанного во франко (в договоре), включены в себестоимость продукции предприятия-изготовителя и, следовательно, в его отпускную цену. Покупатель, купив продукцию по этой цене, возместил изготовителю или поставщику понесенные им транспортные расходы, то есть оплатил их. От места, указанного во франко, и до своего склада транспортные расходы непосредственно несет покупатель, оплачивая их сверх цены.

5. Классификация цен с учетом их территориального распространения. Выделяют единые республиканские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (плата за электроэнергию, квартирная плата и др.). Местные цены формируются по определенным территориям (областям, регионам) под воздействием, как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

6. Классификация цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации. По форме организации торговли выделя­ют цены прямых контрактов, биржевые цены, цены аукционов, цены торгов.

6.1.Цены прямых контрактов подразделяются на цены продав­цов, цены покупателей, контрактные цены (цены фактических сделок). Цены продавца — это цены, по которым продавец предлагает свою продукцию, т.е. это желаемые продавцом цены. Цены покупателя — это цены, которые объявляет покупатель на заинтересовавшую его продукцию, т.е. это желаемые покупателем цены. Контрактные цены или цены фактической сделки — это цены, по которым достигается фактическая договоренность между продавцом и покупателем. Данные цены закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка (спроса и предложения) цены контрактов могут тяготеть к ценам, как продавца, так и покупателя.

Контрактные цены фиксируются в специальных коммерческих документах (контрактах и счетах). Отражают реальные условия торговой сделки, т.е. количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия и валюту платежа, гарантии и др. Условия сделки согласовыва­ются между реальными продавцами и покупателями, а контрактные цены при этом являются индикатором состояния того или иного сегмента рынка товаров и услуг. В то же время эти цены затрудняют получение объективной информации, поскольку они, как правило, составляют коммерческую тайну компании. Данные цены также значительно диф­ференцированы в зависимости от специфики реальных сделок, что так­же затрудняет проведение объективного анализа. Поэтому механизм формирования контрактных цен включает в себя твердые, с последую­щей фиксацией и подвижные (скользящие) цены.

Твердая цена — это цена, которая устанавливается при подписа­нии контракта и не подлежит изменению в течение его действия, а так­же не зависит от сроков поставки партии товара. Такие цены применя­ются, как правило, в сделках, предусматривающих немедленную пос­тавку в короткий срок. При этом значительное влияние на применение данных цен оказывает стабильность конъюнктуры рынка.

Цена, с последующей фиксацией — это цена, которая зафиксиро­вана при заключении контракта и впоследствии может быть скорректи­рована в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки. В этом случае изменение происходит на основе информации о текущих ценах, действующих на данный мо­мент времени. В контракте обычно оговаривается так называемая ве­личина «зоны нечувствительности», т.е. такое отклонение рыночной цены от зафиксированной в контракте, при котором не требуется ее пе­ресматривать. Величина такой «зоны» находится обычно в пределах 2—3 % от указанной в контракте цены. Такие цены могут применяться в ходе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например, фиксирование цены перед поставкой каждой пар­тии товаров и перед началом каждого календарного года.

Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.). Скользящие цены обычно устанавливаются на товары с длительным сроком действия (суда, сложное промышленное оборудование). При подписании контракта в этом случае фиксируется исходная, базисная цена, оговаривается ее структура: переменные расходы, доля постоянных расходов, прибыль. Первоначальная базисная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок з/п. или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.

6.2.Биржевые цены это цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций. Считает­ся, что биржевые цены несут наиболее объективную ценовую инфор­мацию о том или ином товаре. Это обусловлено особенностями бирже­вого товарного рынка, на котором присутствуют, прежде всего, массо­вые стандартные товары, имеется много продавцов и покупателей, а сделки совершаются регулярно. Фактически биржевой рынок — это рынок, основанный на конкуренции и не требующий вмешательства го­сударства.

6.3.Аукционные цены это цены, отражающие процесс продажи то­вара на аукционе. В классическом понимании аукцион - это рынок продавца, основные аукционные товары являются нестан­дартными и спрос на них обычно, превышает предложение. Вследствие этого, для аукциона характерна повышательная динамика цен, а в ходе его проведения различают:

1. стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

2. цену аукционного шага, или промежуточную цену, которая превышает стартовую и объявляется по­купателем;

3. цену фактической продажи, превышающую стартовую на сумму цен аукционных шагов.

Аукционные цены несут участникам рынка информацию о возможностях покупки или продажи товара на аукционе.

6.4.Цены торгов это цены при специализированной форме торгов­ли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подря­дов на проведение определенных работ. В данном случае превалирует рынок покупателя-заказчика, в ответ, на заявку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). На данном рынке общая динамика цен является понижательной, посколь­ку при прочих равных условиях покупатель предпочитает относительно более дешевое предложение и, соответственно, более низкую цену. Це­ны торгов являются, как правило, объектом вмешательства государ­ства. Это обусловлено тем, что значительная часть заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государственными органами. Торги в отличие от аукционов являются более закрытыми и ограниченными, а ценовая информация с них поступает нерегулярно.

7. Классификация цен по характеру ценовой информации. Можно выделить справочные, публикуемые и расчетные цены.7.1.Справочные цены это цены, кото­рые информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителями или продавцами. Справочные цены обычно публику­ются под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или информация о них поступает к торговым партнерам по состоявшим­ся ранее сделкам купли-продажи другим путем. В свою очередь по форме предоставления информации справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.

Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) — это цены, которые публикуются в специальных изданиях фирмами-производите­лями стандартной, массовой продукции с кратким описанием основных технико-экономических параметров изделий. Прейскурантные цены являются отправной точкой для заключения (согласования) договорной цены при заключении торговой сделки.

Цены предложений устанавливаются производителями на специ­альную, заказанную потребителем продукцию без согласования с ним. Тем не менее, при формировании уровня этих цен учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. Иногда цены предложений могут определяться на основе цен конкурентов, а также с учетом полезного эф­фекта, получаемого потребителем при приобретении нового изделия вместо старого. Поэтому при определении цен предложений важнейшее значение имеют условия потребления новой продукции, поскольку одни и те же потребительские свойства нового изделия могут по-разному оце­ниваться покупателями. При этом информация о ценах предложений мо­жет предоставляться производителями по запросам потребителей.

В случае недостатка информации об абсолютных уровнях цен и для повышения качества ценового анализа могут применяться средние и удельные цены, а также индексы цен. Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям. В качестве удельных цен чаще всего используются ценовые показатели на едини­цу основного потребительского параметра или единицу полезного эффекта. Индексы цен представляют собой показатели динамики цен за определенный период.

Справочные цены отражают, как правило, интересы товаропроиз­водителя (продавца), носят ориентировочный характер и поэтому могут существенно отклоняться от цен фактических сделок. Поэтому для пос­тавщиков справочные цены являются базой при определении цен пред­ложений, а для потребителей — ориентиром при согласовании цены сделки. Поэтому вполне закономерно, что разница между справочными ценами и ценами фактических сделок составляет до 30 % в зависимости от особенностей контракта и конъюнктуры рынка. В настоящее время справочные цены публикуются в широких источниках различными объединениями товаропроизводителей, информационными агентства­ми и бюро, консультационными и брокерскими фирмами, информацию о них можно получить без каких-либо затруднений.

7.2.Публикуемые цены с позиций носителя ценовой информации дос­таточно близки к справочным ценам и помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут быть общедоступ­ными. Эти цены обычно отражают мировой уровень и динамику цен, применяемых наиболее известными и влиятельными компаниями-пос­тавщиками конкретного вида продукции. К публикуемым ценам отно­сятся:

1. биржевые котировки, являющиеся ценами това­ров, выступающими предметом биржевой торговли;

2. цены аукционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированных в оп­ределенный момент времени;

3. цены фактических внут­ренних сделок и средние цены экспортно-импортных сделок за оп­ределенный период времени;

4. цены предложений круп­ных торговых компаний и других предприятий продавцов.

 

Наличие различных видов цен порождает их соответствующую структуру, представляющую собой определенные соотношения элементов цены в процентах или долях. Все действующие цены различаются между собой по структурным элементам и доле этих элементов в общей величине цены. Простейшее механическое деление цены можно осуществить по входящим в состав готового изделия ценам отдельных элементов. Например, цена автомобиля состоит из цен двигателя, кузова, колес, переднего и заднего мостов и т.д. Однако цена готового изделия не равняется сумме цен входящих в него составных частей. Это объясняется влиянием как рыночных (предложение и спрос не только на готовые изделия, но и на запчасти), так и не рыночных (производственных, политических, экологических, социальных) факторов. Цена состоит их трех составляющих:

· издержки (себестоимость) производства и обращения;

· налоги, сборы, отчисления;

· прибыль (производителя, посредников, розничного продавца).

Структура цен как по основным составляющим (себестоимость, прибыль, налоги), так и по составу этих составляющих, особенно себестоимости, может резко отличаться по отдельным товарным группам и товарам. Это определяется рыночной конъюнктурой и спецификой производимой продукции. Поскольку рынок через соотношение спроса и предложения определяет уровень цены, следовательно, он воздействует на размер прибыли и налогов при относительно стабильной себестоимости. При этом основным по значимости элементом в составе цены товара для предприятий является его себестоимость, т.е. выражение в денежной форме затрат на производство и реализацию продукцию.

Специфика производимой продукции определяется ее конструктивными характеристиками и особенностями процесса производства. Существуют трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие и наукоемкие производства и это определяет структуру складывающихся затрат в отдельных сферах экономики. Так, в легкой и пищевой промышленности преобладают материалоемкие производства; в приборостроении, радиотехнике и народных промыслах – трудоемкие; электрометаллургии, теплосиловом хозяйстве – энергоемкие; в гидроэнергетике, кораблестроении – фондоемкие и т.д.

В условиях проводимых с 90-х годов прошлого столетия реформ ценообразования в странах СНГ фактором, определяющим динамику и уровень всех цен, являлся рост цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. Либерализация цен и изменение порядка их формирования способствовали росту ценовых претензий товаропроизводителей и посредников, которые стали проводниками ценовой политики. Свободные цены привели к обесцениванию денежных средств предприятий и населения, к кризису сбыта многих видов дорогостоящей продукции, изменило структуру спроса в сторону повышения доли относительно более дешевых товаров. На рост цен оказывают влияние увеличение добавленной стоимости вследствие переоценки основных фондов, роста заработной платы, увеличение цен и тарифов на все потребляемые ресурсы, рост абсолютных размеров прибыли, налогов, сборов, отчислений. Поэтому наряду с объективными причинами повышательной динамики цен, связанной с приближением уровня цен на топливно-энергетические ресурсы к мировому уровню, на данную динамику оказывало существенное влияние изменение системы налогообложения (введение налога на добавленную стоимость, акциза, различных сборов и отчислений).

В общем, виде, цена любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов. Конечную розничную цену, по которой отечественный товар приобретается населением на республиканском рынке, можно представить в виде схемы (рис. 2.1).

 

 
 

Себестои-мость

Прибыль Косвенные налоги и неналоговые платежи Торговая наценка НДС  
оптовая розничная
             

 

  Цена производителя  

 

Отпускная цена предприятия- изготовителя

 

Отпускная цена оптового предприятия

 

Розничная цена с НДС

 

Рис. 2.1. Состав розничной цены по элементам

 

Отпускнаяцена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов (или дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог за пользование природными ресурсами, платежи за землю, отчисления на социальные нужды, отчисления в инновационный фонд и др.).

Прибыль представляет собой форму чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства. В ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты прямых налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать акциз, сборы в целевые республиканские бюджетные фонды. В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная цена предприятия – оптовика состоит из отпускной цены изготовителя и наценки в пользу оптовой организации. Розничная цена – это цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые организации продают товары населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость.

Оптовая и розничная торговые наценки – представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия – изготовителя, содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные налоги, предусмотренные законодательством государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. Торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной, а торговую скидку – в процентах к розничной цене.

На основании Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (вступил в силу с 1 января 2010 года), налогом на добавленную стоимость облагаются обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ, за исключением оборотов, освобождаемых от НДС. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров:

1) 0% при реализации экспортируемых товаров, строительных работ, транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья;

2) 10% - при реализации предприятиями продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при реализации субъектами хозяйствования продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, утвержденным Советом Министров РБ; при ввозе на таможенную территорию республики продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ;

3) 20% - по остальным товарам и услугам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы ценообразования | Формирование себестоимости как основного элемента цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.