КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
Классификация налогов Основные функции налогов
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов как финансовой категории, выявляется через их функции. В современных условиях развития национальных экономических систем, налоги можно разделить на основные и дополнительные. К основным функциям налогов относят: - фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов; - регулирующая – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть функции сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие: - стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений; - сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством ставок налогов, или введения дополнительных налогов; - воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. К дополнительным функциям налогов относят: - перераспределительная — обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой — в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства; - контрольная — своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства; - с оциальная — поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения. Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т. е. системной группировки по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин — таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т. д. 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают: 1.1. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т. е. юридический и фактический плательщики совпадают. Эти налоги подразделяются на: - реальные уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, т. е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги; - личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и другие. 1.2. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: - индивидуальные — обложение строго определенной группы товаров (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудования), например, акцизы; - универсальные — обложение всех товаров. Их также называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: а) однократные ( налог на продажу, налог на услуги ), б) многократные ( налог на добавленную стоимость ); - таможенные пошлины — обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам: - по происхождению - внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные); - по целям - фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические; - по характеру взимания (по ставкам) - специфические, адвалорные(взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины; - по характеру отношений - конвенционные и автономные.Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина — вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки; Выделяют также возвратные и дифференциальные таможенные пошлины. Таможенная пошлина возвратная — сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; она применяется как способ повышения конкурентоспособности. Таможенная пошлина дифференциальная — вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года. налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др; 2. По принадлежности органа, который взимает налоги: - республиканские и местные налоги. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев — республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: а) республиканские (государственные) налоги, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет; б) местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии; - федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: а) федеральные налоги; б) налоги субъектов федерации; в) местные налоги. Например, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. Для России также характерно трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. 3. По целевой направленности введения налогов различают: - общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом; - целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. 4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют: - налоги, взимаемые с физических лиц; - налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций); - смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица. 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: - закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета; - регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно. 6. По порядку введения налоги могут быть: - общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают; - факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления. 7. В зависимости от способа взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на: - пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от изменения величины базы налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество); - прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Например, подоходный налог с физических лиц до 2009 г. взимался с применением сложной прогрессии в диапазоне ставок от 9 до 35% дохода плательщика; - регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах. 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов: - фиксированные, т. е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать условно-постоянными (например, налоги на имущество, земельный налог). Их экономическая сущность аналогична условно-постоянным затратам в себестоимости продукции; - условно-переменные (перераспределительные) - напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС, акцизы. 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на: - налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся косвенные налоги. По их сути налоги, регулирующие ценообразование, должны быть только государственными, т. е. вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразования. Такое разграничение вполне оправданно, так как НДС и акцизы обеспечивают регулирование экономики на макроуровне; - воздействующие на издержки производства - налоги, включаемые себестоимость продукции. Например, экологический налог, плата за землю, отчисления в фонд социальной защиты населения и другие. Поскольку себестоимость является основной составляющей при формировании цены продукции, эти налоги являются фактором ее ценовой конкурентоспособности; - регулирующие занятость населения - подоходный налог, отчисления в государственный фонд социальной защиты населения. 10. По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на: - себестоимость продукции - земельный налог, экологический налог; - финансовые результаты - налог на имущество, в том числе балансовую прибыль - налог на прибыль, чистую прибыль - некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ. 11. По срокам уплаты налоги делятся на: - срочные; - периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: а) декадные; б) ежемесячные; в) ежеквартальные; г) полугодовые; д) годовые.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |