Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования

Классификация налогов

Основные функции налогов

 

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов как финансовой категории, выявляется через их функции. В современных условиях развития национальных экономических систем, налоги можно разделить на основные и дополнительные. К основным функциям налогов относят:

- фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;

- регулирующая – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть функции сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

- стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;

- сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством ставок налогов, или введения дополнительных налогов;

- воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям налогов относят:

- перераспределительная — обеспечение процесса перераспределе­ния части совокупного общественного продукта, главным образом чи­стого дохода, и направления одной его части на расширенное воспро­изводство израсходованных факторов производства, а другой — в цен­трализованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства;

- контрольная — своевременное отслеживание государством посту­плений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюд­жетной политики государства;

- с оциальная — поддержание социального равновесия путем умень­шения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.

 

Значительное место в теории налогов занимает проблема их клас­сификации, т. е. системной группировки по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин — таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналити­ческих расчетов, составление отчетности и т. д.

1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:

1.1. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или до­ходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т. е. юридический и фактический плательщики совпадают. Эти налоги подразделяются на:

- реальные уплачиваются с учетом не действительного, а предпола­гаемого среднего дохода плательщика, т. е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первы­ми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К ре­альным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги;

- личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и другие.

1.2. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавли­ваемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- индивидуальные — обложение строго определенной группы това­ров (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудова­ния), например, акцизы;

- универсальные — обложение всех товаров. Их также называют на­логами с оборота, которые в свою очередь делятся на:

а) однократные ( налог на продажу, налог на услуги ),

б) многократные ( налог на добавлен­ную стоимость );

- таможенные пошлины — обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и класси­фицируются по основным признакам:

- по происхождению - внутренние, транзитные, экспортные (вывоз­ные) и импортные (ввозные);

- по целям - фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциаль­ные и статистические;

- по характеру взимания (по ставкам) - специфические, адвалор­ные(взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости то­вара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

- по характеру отношений - конвенционные и автономные.Кон­венционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присое­динившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина — вид таможенного тарифа, который устанавливается прави­тельством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки;

Выделяют также возвратные и дифференциальные таможенные по­шлины.

Таможенная пошлина возвратная — сумма ввозных таможен­ных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, получен­ной в результате переработки ввезенного товара; она применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина диф­ференциальная — вид пошлины, предусматривающий различные став­ки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года. налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др;

2. По принадлежности органа, который взимает налоги:

- республиканские и местные налоги. В унитарных (единых) госу­дарствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев — республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на:

а) республиканские (государствен­ные) налоги, которые взимаются на основе государственного законо­дательства и поступают в госбюджет;

б) местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

Такая бюджетная система функ­ционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии;

- федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. В фе­деративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на:

а) феде­ральные налоги;

б) налоги субъектов федерации;

в) местные налоги.

Например, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов феде­рации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функ­ционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имею­щие свои бюджеты. Для России также характерно трехзвенное бюджет­ное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

- общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансиро­вания конкретного направления государственных расходов. Для целе­вых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организа­ций);

- смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юри­дические лица.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, раз­личают:

- закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

- регулирующие налоги, которые используются для сбалансирова­ния бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливают­ся ежегодно.

6. По порядку введения налоги могут быть:

- общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны не­зависимо от бюджета, в который они поступают;

- факультативными, предусмотренными основами налоговой систе­мы, но их введение и взимание являются компетенцией органов мест­ного самоуправления.

7. В зависимости от способа взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на:

- пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от из­менения величины базы налогообложения (например, налоги на дохо­ды, прибыль, имущество);

- прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагае­мого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объ­екту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Например, подоходный налог с физических лиц до 2009 г. взимался с применением сложной прогрессии в диапазо­не ставок от 9 до 35% дохода плательщика;

- регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономиче­ского поведения налогоплательщика можно выделить две группы на­логов:

- фиксированные, т. е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать условно-постоянными (например, налоги на имущество, земельный налог). Их эконо­мическая сущность аналогична условно-постоянным затратам в себе­стоимости продукции;

- условно-переменные (перераспределительные) - напрямую связа­ны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам от­носятся НДС, акцизы.

9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:

- налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся кос­венные налоги. По их сути налоги, регулирующие ценообразование, должны быть только государственными, т. е. вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразования. Такое разграничение вполне оправданно, так как НДС и акцизы обеспечивают регулирование экономики на макроуровне;

- воздействующие на издержки производства - налоги, включаемые себестоимость продукции. Например, экологический налог, плата за землю, отчисления в фонд социальной защиты населения и другие. Поскольку себестоимость является основной составляющей при фор­мировании цены продукции, эти налоги являются фактором ее цено­вой конкурентоспособности;

- регулирующие занятость населения - подоходный налог, отчисле­ния в государственный фонд социальной защиты населения.

10. По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

- себестоимость продукции - земельный налог, экологический налог;

- финансовые результаты - налог на имущество, в том числе ба­лансовую прибыль - налог на прибыль, чистую прибыль - некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосфе­ру загрязняющих веществ.

11. По срокам уплаты налоги делятся на:

- срочные;

- периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на:

а) декадные;

б) ежемесячные;

в) ежеквартальные;

г) полугодовые;

д) годовые.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы налогообложения | Понятие налоговой системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.