Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода и методологии

Научная деятельность не является хаотичной. Она организуется применяемыми в ней методами. Метод (от греч. мethodos) – это прием, способ или образ действия. В самом широком смысле метод есть путь, способ достижения какой-либо цели, способ решения определенной задачи. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил, что даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.

В зависимости от сферы применения методов их принято делить на частнонаучные, общенаучные и всеобщие. Формирование и применение частнонаучных методов определяется спецификой предмета данной науки. Например, спектральный анализ в физике, следственный эксперимент в юридической науке и др. Общенаучные методы используются во многих или во всех науках. Всеобщими являются философские методы (метафизический, диалектический, и др.) По функциональному назначению и способам применения методы подразделяются на эмпирические и теоретические, хотя и признается их неразрывная связь. Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровень знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, поскольку последнее характеризует диалектику процесса отражения вообще, а различие между эмпирическим и теоретическим относится к области только научного познания. Эмпирический и теоретический уровни различаются по предмету, по средствам и методам исследования, хотя в реальной действительности они неразрывно связаны и их взаимосвязь осуществляется на основе практики.

Методология – это учение о принципах и методах познания. Она делится на две части: 1) учение об исходных принципах познания; 2) учение о способах и приемах познания, опирающихся на эти принципы. Подобно методам сама методология может иметь подобные уровни: всеобщий, общенаучный и частнонаучный. Социальные условия для возникновения методологии научного познания появились в ХУ1-ХУ11 вв. Большая роль в этом принадлежит Г.Галилею. В Новое время Бэкон обратил внимание на опыт и эмпирическую методологию, Декарт разработал рационалистическую методологию. В современной методологии эти оба уровня рассматриваются как составляющие единой методологии.

В зависимости от того, на каком уровне производится научное исследование и какие цели оно преследует применяются и соответствующие методы познания. Поэтому целесообразно разделить эти методы на три больше группы: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; 3) методы теоретического исследования.

К числу методов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях относятся: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы познания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания | Методы эмпирического исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.