Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И социальной мысли




Эволюция взглядов на общество в истории философской

Тема 13. Человеческое общество

 

Проблемы, связанные с пониманием человеческого общества, его места и роли во Вселенной, сегодня выдвигаются на передний план в философских и научных исследованиях. Без глубокого понимания общества, в котором мы живем, не могут быть решены глобальные проблемы выживания человечества. В полной мере это относится и к российскому обществу, переживающему системный кризис и требующего всестороннего осмысления.

Научным взглядам на человеческое общество предшествовала довольно длительная история представлений об общественной жизни людей. До возникновения науки об обществе в сфере общественного сознания господствовали мифологические и религиозные представления. В глубокой древности сформировался мифологический образ общества, для которого было характерно представление о полном единстве человека и его общественной жизни с природой. Вся действительность уподоблялась первобытной общине, свойства людей и их поведение переносились на животный и растительный мир.

Постепенно нерасчлененность первобытного мышления сменялся дифференцированными представлениями людей о природе, о других людях и самих себе. В этом комплексе отражений социальной практики находили свое место и представления о человеческом обществе. Разумеется, вначале фиксировались лишь отдельные стороны общественной жизни. Исторически первой формой социальной организации дополисного и догосударственного состояния общественной жизни явилась родовая община. Род был древнейшим социальным институтом, находившим отражение в мифологическом сознании.

Переход от родовой общины к полису способствовал более пристальному вниманию к совместной жизни людей и выработке новой терминологии. Сначала софисты, а затем Сократ переходят от изучения природы к осмыслению человека. Тем самым наряду с природой открывается новая, социальная реальность. Она обозначалась следующими понятиями: семья, селение, полис, общение. Термин «общество» у древних греков имел узкое значение и обозначал союз родственных людей, а позднее политический союз. Вопрос о создании «социального мирового государства» впервые поставили стоики, для которых человечество представлялось в виде единой большой общины.

В средние века теократическая идея о «царстве Божием» одержала верх над идеей государства, устроенного людьми для людей. Определяющим было убеждение, что «земной град» не от бога, а от дьявола. В соответствии с духом своей эпохи Августин выделял два вида общения: земной град, где люди живут по плоти, и небесный град, где люди живут по духу.

Общество как проблема философии и социальных наук стало рассматриваться лишь в Новое время, когда само общество начинает развиваться на своей собственной основе. Понятие «общество» получает широкое распространение в ХУ111 веке, что стало возможно, во-первых, в связи с укреплением экономических, политических и духовных связей между различные народами, проживавшими на разных континентах земного шара; во-вторых, благодаря развитию философии и становлению социальных наук.

Классическое определение общества было дано П.Гольбахом, который писал, что «общество – это объединение большого количества людей для совместного труда с целью общими усилиями обеспечить друг другу счастливую жизнь». Он выделил две разновидности общества: всемирное и отдельное. Всемирное общество – это весь человеческий род или совокупность всех человеческих существ. Отдельное общество определяет определенную часть существ человеческого рода. Гольбах рассматривал общество с натуралистических позиций, считая, что общество как продукт природы является совокупностью людей как природных существ.

В немецкой классической философии, за исключением Фихте и Гегеля, главной проблемой считали не общество, а право и государство. В работах И.Г.Фихте намечается переход от эмпирического к теоретическому рассмотрению общества. Обществом он называет отношения разумных существ друг к другу. Общество вообще он отличает от такого эмпирически обусловленного рода общества как государство. Вслед за мыслителями ХУ111 века Гегель считал государство целым, а семью и гражданское общество его частями. У него речь идет о гражданском обществе как подготовительной ступени в развитии, предшествующей государству как органической системе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.