Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример общего бюджета предприятия

Вопрос

Вопрос

Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

Налогообложение в Российской Федерации.

Производственное планирование и бизнес-план предприятия.

Виды деятельности предприятия.

На предприятии

По виду или назначению деятельность предприятия можно разделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

 

Производственная деятельность. Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Но не у каждого он есть. В этом случае он обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получение кредита. Есть и другой путь – получением предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит.

Результатом производственной деятельности предприятия является реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.

Коммерческая деятельность. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи торговые организации.

Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

Товарная биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандар­там. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специа­лизированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими по­ставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

- оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

- упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

- сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В тор­гах на закрытых биржах могут принимать участие только броке­ры – биржевые посредники, выступающие между покупателями продавцом, а в торгах на открытых биржах – также посетите­ли. По характеру биржевых операций товарные биржи подраз­деляются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

В настоящее время в России функционируют около 150 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга такие биржи действуют во многих крупных городах страны.

Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное со­держание коммерческой деятельности составляют опера­ции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческой деятельности в определенной мере аналогична схеме производственной деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который за­тем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

- наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товаров, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

- приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

- закупку товара для последующей его продажи;

- привлечение денежных средств в кредит для финансирова­ния сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

- получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

- реализацию товаров покупателю и получение выручки;

- регистрацию сделки, выплату налогов и платежей феде­ральным и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязывают­ся между собой по срокам, и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный коорди­национный план действий. Если сделка носит крупный и продол­жительный характер, рекомендуется разработать план-график вы­полнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Финансовая деятельность. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк – это финансово-кредитное учрежде­ние акционерного типа, кредитующее на платной основе пре­имущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные опе­рации по поручению клиентов. Источником доходов коммерче­ского банка является разница между процентными ставками де­позитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пас­сивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Под фондовой биржей понимается организационно оформлен­ный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способ­ствующий повышению мобильности капитала и выявлению реаль­ной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и пред­ложения. На фондовой бирже проводятся так называемые коти­ровки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специали­стами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через бир­жу. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный мо­мент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – своеоб­разных барометров экономической конъюнктуры.

Консультативная деятельность. Слово «консуль­тант» происходит от лат consultans - советующий. Под этим тер­мином понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления по­лучила название консалтинг.

Известная немецкая автомобильная фирма «Порше» к 1992 г. оказалась на грани банкротства. Руководство предприятия обрати­лось к японской консалтинговой фирме «Сии гидзюцу» (что озна­чает «новая технология»). Собрав команду бывших кадровых слу­жащих японской «Тойоты», фирма приступила к делу. Зарубежные консультанты, изучив ситуацию, стали внедрять на «Порше» япон­скую систему поточного производства, минирующую все ви­ды потерь на всех производственных участках. Корректировать эту систему, делать поправку и скидки на местные особенности, опыт и традиции посчитали бессмысленными: система будет работать или по всей цепочке, или никак.

Через три года внедрения японской технологии на «Порше» появились реальные результаты: компания стала выпускать больше автомобилей с меньшими затратами, с сокращенным на 19% пер­соналом, работающим быстрее и качественнее. Благодаря японским рекомендациям сборочный конвейер стал короче, исчезли множе­ство подсобных помещений и даже целые участки, в результате че­го территория завода уменьшилась по площади на 30%. Вдвое со­кратился производственный брак, хотя он и прежде был невысоким. Почти на 40% возрос темп сборки автомобилей. И все это на прежнем оборудовании, с теми же самыми рабочими и инженера­ми, которые, познав прелесть рационализации, подают каж­дый месяц по две с половиной тысяч предложений, направленных на дальнейшее совершенствование производства.

Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида кон­сультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма кон­салтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагности­ку, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты, консалтинго­вой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодей­ствуют с клиентом, побуждая его высказать свои идеи, предложе­ния; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов подготовить почву для возникно­вения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из пере­численных методов консультирования не применяется, как прави­ло, применяются комбинации всех трех.

В настоящее время управление предприятием стало невозможно без долгосрочного, стратегического, и текущего планирования его деятельности и контроля реализации планов. В условиях рынка планирование призвано обеспечить производство конкурентоспособной продукции посредством целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив при условии оптимального использования всех ресурсов, основываясь на определенных гипотезах о будущем состоянии внешней среды.

В этих условиях планирование и контроль стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство.

Бюджетирование - наиболее эффективный метод финансового управления, предусматривающий технологию составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизмы оперативно-тактического управления, которые обеспечивают решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций).

На современном промышленном предприятии бюджетирование выполняет такие функции как:

- прогнозирование финансовых результатов отдельных подразделений и фирмы в целом;

- установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности;

- установление лимитов наиболее важных расходов;

- обоснование финансовой состоятельности бизнес - проекта.

Бюджетирование призвано обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием предприятия, предоставлять материал для анализа необходимости финансирования бизнес-проектов или компании в целом, а также позволять разрабатывать мероприятия по корректировке деятельности бизнес-единиц.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства бюджетов разных уровней или средства инвестора).

Говоря о бюджетировании, следует понимать, что это целая система бюджетов.

Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности.

Функции бюджета состоят в сле­дующем:

· планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

· координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работни­ков и групп в целом по организации;

· стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

· контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины;

· основа для оценки выполнения плана центрами ответствен­ности и их руководителей

 

В основе бюджетирования лежит общий (основной) бюджет.

Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – оперативного и финансового бюджетов.

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как основных бюджетов – оперативного и финансового бюджетов.

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет производственных запасов;

- бюджет прямых затрат на материалы;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет общепроизводственных расходов;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджет общих и административных расходов.

Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов.

Бюджет производства - план выпуска продукции в натуральных показателях - составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок. Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода

Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода

Бюджет прямых затрат на материалы - это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено предприятием у внешних (импорт) и внутренних поставщиков. Бюджет закупок, как правило, составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет прямых затрат на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

Бюджет общепроизводственных расходов отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.

В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара. Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов.

Бюджет общих и административных расходов показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчётный период и какие затраты были понесены. Информация о доходах поступает из бюджета продаж. Данные о затратах, необходимых для обеспечения запланированного объёма продаж определяются при расчете себестоимости реализованных товаров. Информация о расходах связанных с текущей деятельностью предприятия поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов. Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет содержит

- бюджет капитальных расходов.

- бюджет движения денежных средств

- прогнозный бухгалтерский баланс

Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

Бюджет денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.

После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета. Именно в этой точке руководство должно решить, принять ли предлагаемый общий бюджет или необходимо изменить планы и пересмотреть отдельные части бюджета снова.

Специфика российской действительности определяет типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрез­вычайно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам (табл.1.):

Таблица 1 - Классификация бюджетов

Классификационный признак Вид бюджета
По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности
Бюджет по инвестиционной деятельности
Бюджет по финансовой деятельности
По видам затрат Текущий бюджет
Капитальный бюджет
По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет
Комплексный бюджет.
По методам разработки Статичный бюджет
Гибкий бюджет
По длительности планируемого периода Понедельный, месячный, квартальный, годовой
По периоду составления Оперативный бюджет
Текущий бюджет
Перспективный бюджет
По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет – изолированный, независящий от других бюджетов
Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый

 

Бюджетирование основывается на принципах комплексного сочетания планирования, учета, контроля, анализа и регулирования деятельности предприятия, финансовых результатов и финансового положения его структурных единиц; координации соответствующих бюджетов деятельности, их консолидации и ориентации на достижение общих финансовых целей на каждом уровне управления.

Соответственно производственным возможностям предприятий в современных условиях варианты их бюджетов имеют бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчетов о прибылях и убытках (или бухгалтерского баланса), бюджет предприятия не может иметь стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться, поскольку структура бюджета зависит от предмета планирования, размера предприятия, степени интегрирования с финансовой структурой, от квалификации и опыта разработчиков.

Бюджет - оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности».

     
  Остаток денежных средств на начало периода  
  Доходы, всего  
2.1 Реализация продукции (работ, услуг), всего  
2.1.1 Внутренний рынок  
2.1.2 Экспорт  
2.2 Прочая реализация  
2.3 Авансы за продукцию  
2.4 Внереализационные операции  
2.5 Кредитные средства  
2.6 Прочие доходы  
2.6.1 Госбюджет  
2.6.2 Местный бюджет  
2.6.3 Внебюджетный фонд НИОКР  
  Расходы, всего  
3.1 Затраты на производство продукции (без амортизации)  
3.2 Налоги, всего  
3.2.1 НДС  
3.2.2 Налог на прибыль  
3.2.3 Налог на имущество  
3.2.4 Налог на содержание ЖФ и ОСКС  
3.3 Погашение кредиторской задолженности  
3.4 Выплата процентов по кредитам  
3.5 Дивиденды  
3.6. Капитальные вложения  
3.6.1 Приобретение основных средств  
3.6.2 Реконструкция  
3.6.3 Строительство  
3.7 Расходы на НИОКР и освоение  
3.8 Расходы из фонда потребления  
3.9 Расходы на содержание ЖФ, ОСКС  
3.10 Расходы на рекламу и маркетинг  
3.11 Представительские расходы  
3.12 Прочие расходы из прибыли  
  ОСТАТОК (+) ИЛИ ДЕФИЦИТ (-) СРЕДСТВ  
  РИСКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  
  ОСТАТОК (+) ИЛИ ДЕФИЦИТ (-) СРЕДСТВ С УЧЕТОМ РИСКОВ  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Формирование и распределение прибыли | Задачи и основные этапы стратегического планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.