Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма: доход, издержки производства и прибыль




Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Модели рынка несовершенной конкуренции Количест-во фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия Одна фирма Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Олигополия Малое количест-во фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Множест-во фирм Разнородная продукция Низкие Слабый

 

Глава 2. Механизм рынка совершенной конкуренции

В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов.

Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства (это фактические расходы фирмы на оборудование, сырьё, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т.д.).

Вместе с тем, часто фирма использует ресурсы, которые принадлежат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т.п.). фирма не несёт непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для неё являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов бесплатного ничего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому, такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками.

Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчётности, их необходимо брать в расчёт при принятии экономических решений. Исходя из этого, в понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Так в нормальную прибыль входят: процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаём собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда и т.п.

В связи со сказанным выше, имеются существенные различия между понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль.

Бухгалтерская прибыль = общая выручка фирмы – явные (денежные) издержки

Экономическая прибыль = общая выручка фирмы – явные (денежные) издержки – неявные издержки (включая нормальную прибыль)

Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определённый (отчётный) период. экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, её будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой использования ресурсов, которыми он располагает.

 

Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введём понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).

 

 
 

 

 


Рис.1. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях конкуренции

Совокупный доход (TR)это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определённого количества блага:

TR = P · Q,

где Р – цена;

Q – проданное количество благ.

Средний доход (AR)доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (MR)это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара:

или MR = TRn – TRn -1

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси ординат – цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной оси абсцисс. С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

 

Перейдём теперь к анализу издержек. В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охарактеризовать издержки, ведём понятия краткосрочного и долгосрочного периодов времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.