КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность НТП
Эффективность НТП – это степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. Социально-экономическая эффективность представляет собой совокупность отношений по поводу достижения конечного социального результата – более полного удовлетворения потребностей общества в продуктах, услугах и информации. В процессе достижения этого результата расходуются экономические ресурсы, поэтому экономические и социальные аспекты могут рассматриваться обособленно. Эффект НТП – это продукт нововведения, являющегося органической составной частью и основой эффекта производства. Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический и социальный эффекты НТП. Информационный эффект НТП – непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний, опыта и трудовых навыков. Он развивает научный и интеллектуальный потенциал общества. Экономический эффект НТП – результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода. Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать в оборот ранее неиспользованные ресурсы. Социальный эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности. Это проявляется в улучшении условий и охране труда, сокращении тяжёлого физического труда, увеличении свободного времени, повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся. Соизмерение указанных видов в стоимостной форме невозможно. По уровню отражаемых экономических интересов различают народнохозяйственный и хозрасчётный социально-экономический эффект. Народнохозяйственный эффект – полный эффект от максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей общества во всех сферах деятельности при минимальных совокупных затратах. Он предполагает собой сумму получаемого эффекта предприятий, производящих и использующих новую технику, а также эффект, получаемый потребителями в непроизводственной сфере. Хозрасчетный эффект – форма народнохозяйственного эффекта, воплощаемая в прибыли и других результатах хозяйственной деятельности. В мировой практике применяются многочисленные показатели, позволяющие анализировать технический уровень производства, экономичность новой техники, эффективность использования техники. Все это многообразие обобщающих и частных показателей можно свести к трем группам. Характеризующим воздействие новой техники на динамику и эффективность интенсификации производства, т.е. на снижение материальных и трудовых затрат на единицу производства. Первая группа оценивает воздействие орудий труда на техническую оснащенность производства. К ним относятся: коэффициент обновления выбытия техники; коэффициент механизации; коэффициент физического износа техники; средний возраст оборудования; фондоотдача.
Вторая группа – воздействие новой техники на предметы труда. К этой группе показателей относятся: материалоёмкость, показатель удельного расхода сырья, материалов, топлива, энергии. Третья группа оценивает воздействие новой техники на рабочую силу. К этой группе следует отнести: техническую вооружённость труда, коэффициент механизации труда, удельный вес ручных работ, электровооружённость труда, рост производительности труда. Обобщающими показателями экономической эффективности новой техники и технологии являются: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику и показатель, обратный сроку окупаемости – коэффициент эффективности затрат на новую технику. В России нормативный коэффициент эффективности новой техники установлен для народного хозяйства 0,15, что предполагает срок окупаемости 6,6 лет. В условиях рыночной экономики роль нормативного коэффициента может играть ставка дисконта. Социально-экономическая эффективность на уровне предприятия определяется не НТП в целом, а отдельных нововведений и их комплексов.. при этом эффективными считаются новшества, абсолютная эффективность которых (Эабс) не ниже нормативной (Ен) и базовой: , где Дчп – прирост чистой продукции (хозрасчётного дохода) в результате нововведений; Кнт – затраты на НТП. Срок возврата (окупаемости) капитальных затрат на нововведения (Ток) определяется: , где П – прибыль, полученная в t г. в результате использования нововведения. Рентабельность затрат на НТП (Rнтп) определяется: , где ∆П – прирост прибыли в результате внедрения новой техники и рассчитывается по формуле: ∆П = (Ц2 – С2)∙А2 – (Ц1 – С1)∙А1, где Ц1, Ц2 – оптовая цена единицы продукции до и после нововведений; С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после нововведений; А1, А2 – производство продукции, шт.
Глава 7. Инновационная деятельность в промышленности.
Одной из важнейших целей развитых стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Т. е. Имеется в виду производство большого количества и лучшего качества товаров и услуг. Одно из главных условий вхождения России в категорию развитых стран – активная инновационная политика во всех отраслях национальной экономики и, прежде всего, в промышленности. В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, касающихся инноватики, инноваций, инновационного процесса. Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений. Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, имеющий вид нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке или технологического процесса, используемого на практике. Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации). Среди структур, способствующих развитию инновационной деятельности, особенно важны технопарковые структуры, которые могут быть простейшими (научные «отели», размещающиеся в небольших зданиях и охватывающие 2-3 вида услуг), а также технополисы и регионы науки, представляющие крупные региональные экономические комплексы. В литературе по инновационному предпринимательству (авторы Медынский В.Г. и Шаршукова Л.Г.) по возрастающей степени сложности приводят характеристики таких структур: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий. Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень информационных услуг, и занимает одно или несколько зданий. Инновационная фирма в зависимости от её технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор информационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет. По истечении этого срока инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, основная задача которого состоит в формировании благоприятной сферы для развития малых наукоёмких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр, а к числу наиболее важных центров относятся: исследовательский центр, инкубатор, маркетинговый центр, центр обучения и др. каждый из перечисленных центров реализует специализированный набор услуг, например, услуги, связанные с проведением исследовательских работ или с переподготовкой специалистов по какому-либо определённому технологическому направлению. Технополис – представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе целого города, в экономике которого значительную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа. Они возникают обычно на базе больших городов. Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, т.к. новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В области науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоёмкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт. Интеллектуальным продуктом называется результат деятельности в области духовного производства для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной формах) его потребителей. К интеллектуальному продукту относятся: · научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели, изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, новые изделия; · продукция информатики – программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, радио- и телепрограммы и др.; · продукты культуры.
Одним из важнейших факторов развития производства и повышения его экономической эффективности являются новые технологии. Технические и технологические нововведения, применение научных знаний в хозяйственной деятельности относятся к инновациям. Выделяют три типа инноваций: продуктные, технические и процессорные, организационно-управленческие. Продуктные инновации являются самым распространённым типом инноваций, при этом их характер различается от предприятия к предприятию. Для одних – это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других – повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учётом запросов потребителя. Выпуск новой продукции осуществляется иногда на старом оборудовании без применения технологии, в других случаях сопровождается внедрением новой технологии и закупается соответствующее оборудование. Технические инновации – это введение в эксплуатацию нового оборудования. Эти инновации обусловлены переходом к выпуску новой продукции и необходимостью значительного улучшения качества уже выпускаемых изделий. Организационно-управленческие инновации призваны сопровождать освоение новой продукции. Они характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях руководства предприятием. Как правило, инновации на промышленных предприятиях носят комплексный характер, которые представляют собой взаимосвязанные изменения в ассортименте продукции, в технологии и оборудовании, в организации управления. Выход российских товаров на мировой рынок показал чрезвычайную низкую конкурентоспособность отечественных технологий и наукоёмкой продукции. В период с 1991 по 2001 гг. доля наукоёмкой продукции в экспорте российской обрабатывающей промышленности снизилась в 8 раз и составила менее 1%. Доля Россит в общемировом объёме торговли наукоёмкой продукции оценивается в 0,3%. Число инновационно-активных предприятий промышленности возросло с 5,2% в 1995-1997 гг. до 9,5% в 1999-2001 гг. при этом инновационные процессы часто не направлены на повышение конкурентоспособности российских товаров. Доля инновационной продукции в выпуске промышленности снижается, а увеличение объёмов производства происходит за счёт тиражирования старых образцов.
1 Этот термин был введён Д. Бэйном. Превестником же постановки вопроса о барьерах считается Р. Харрорд, предложивший различие фирм-«рвачей» («snatchers») и фирм-«работяг» («stickers»), из которого вытекала идея временности нахождения части фирм на отраслевом рынке, а значит, и изменения числа участников
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |