Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывность производства и обмена товаров




 

Деятельность предприятия в сфере производства подразумевает два основных этапа:

- производство материального продукта;

- продажа продукта и покупка нужных компонентов производства.

 

Процесс производства начинается с акта купли-продажи и заканчивается им.

Непрерывный обмен (купля-продажа) – суть современного производства (рис. 6.1).

 

 

 
 

 

 


Рис. 6.1. Производство и товарообмен.

 

Таким образом, производство, являясь генератором товарообмена, вместе с ним становится регулятором рынка как сферы товарных отношений. Следовательно, рынок, непосредственно связанный с производством, подчиняется его законам и регулируется ими. Без товара, который создается в производстве, рынок исчезнет. Производство в свою очередь зависит от потребностей людей, которые постоянно видоизменяются.

 

2. Понятие "рынок". Классификация рынков. Спрос и предложение.

 

Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо продуктов, это место, гдесовершаются сделки.Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость.ю приобретают признание у потребителей. Рынок не оббязательно имеет физическое месторасположение.

Основными компонентами рынка являются:

- товар;

- покупатель;

- деньги;

- продавец.

 

Взаимосвязь данных компонентов формирует рыночные отношения:

 

       
   
 
 

 


Рис. 6.1 Взаимосвязь рыночных компонентов.

 

Классификация рынков:

I. По типу объекта, представляющих какую-либо ценность для покупателя:

- рынок потребительских товаров;

- рынок труда;

- рынок ценных бумаг и т.п.

II. В зависимости от вида потребителей:

- потребительский рынок – совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются наличием массового потребителя, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой;

- рынок продукции производственно-технического назначения – совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются при производстве других продуктов;

- рынок перепродаж – совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду;

- рынок государственных учреждений – государственные учреждения всех уровней, покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.

III. В зависимости от того, кто доминирует на рынке:

- рынок продавца;

- рынок покупателя.

IV. В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж:

- потенциальный рынок – совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту;

- доступный рынок – группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту;

- квалифицированный доступный рынок - совокупность потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к рынку, а также удовлетворяющих законодательным требованиям, например, возрастным ограничениям на вождение автомобиля;

- целевой рынок – совокупность потребителей, обладающих определенными характеристиками, для которых был произведен конкретный продукт;

- освоенный рынок – совокупность потребителей, уже купивших какой-либо продукт.

V. В зависимости от количества продавцов на рынке:

- рынок чистой конкуренции – контроль за ценой отсутствует (с/х);

- рынок монополистической конкуренции – контроль за ценой достаточно ограниченный (розничная торговля);

- рынок олигополистической конкуренции – контроль за ценой ограничен взаимозависимостью, но значителен при наличии тайного сговора (автомобили, электробытовые приборы);

- рынок чистой монополии – контроль за ценой значительный.

 

Основными категориями рынка являются спрос, предложение и товар.

 

Рыночный спрос (рис. 6.2) – это общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени.

 

Количество, шт
Цена, грн

 

Рис. 6.2. Кривая спроса.

 

Кривая спроса отображает закон убывания спроса: чем выше цена на продукт, тем меньше на него спрос.

 

Предложение (рис. 6.3) – это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда.

 

 

 
 

 

 


 

Рис. 6.3. Кривая предложения

 

Чем выше цена на продукт, тем больше предложение.

Спрос и предложение могут быть эластичными и неэластичными.

Эластичность спроса и предложения – это степень их изменения под воздействием того или иного фактора. Данный показатель характеризует, на сколько процентов может измениться спрос (предложение) на рынке на данный товар при изменении его цены на 1%.

Эластичность спроса может быть рассчитана по формуле:

 

 

Существуют товары с совершенно эластичным спросом и совершенно неэластичным спросом. К товарам с совершенно неэластичным спросом относятся товары, потребление которых не зависит от цены. К товарам с совершенно эластичным спросом относятся товары, которые очень сильно реагируют на изменение цены. То есть повышение цены на 1 единицу может привести к полному прекращению продаж товара.

 

Рынок способствует возникновению рыночного равновесия – соответствия между объемом и структурой спроса на товары и услуги, а также между объемом и структурой их предложения.

 

3. Понятие "товар". Жизненный цикл товара

 

Товар – это все, что продается и покупается на рынке.

Товары делятся на две группы:

1) материально-вещественные блага;

2) услуги.

Каждый товар характеризуется своим жизненным циклом.

Жизненный цикл товара – это время с момента первоначального появления его на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий (рис. 6.4):

 

 


Рис. 6.4. Жизненный цикл товара.

 

Продуктовый портфель должен быть сбалансирован и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. На рис. 6.5 приводится пример сбалансированного продуктового портфеля предприятия.

 

 
 

 


Рис. 6.5 – Сбалансированный продуктовый портфель

 

Тема 7. Товарная и ценовая политика

 

Вопросы:

1. Содержание и сущность товарной политики.

2. Ценовая политика предприятия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.