Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети с лёгкой сенсорной недостаточностью




К данной категории относятся школьники, имеющие незначительные дефекты слуха и зрения (слабослышащие, слабовидящие). Сенсорная недостаточность сама по себе не может оказывать отрицательного воздействия на здоровье или интеллектуальные способности ребёнка. Но она сказывается на учебной деятельности, настроении, взаимоотношениях с окружающими и, в целом, на процессах развития личности, ее установках, перспективах и успехах.

Кратко охарактеризуем рассматриваемую категорию школьников.

В речи ребенка, имеющего небольшой дефект слуха, наблюдаются негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы.

Речь слабовидящих детей, напротив, развита на достаточно высоком уровне, однако одной из общих особенностей, выступающих при изучении дефектов развития сенсорной сферы, является недостаточность словесного опосредования. Это очевидно при дефекте слуха, при котором нарушается развитие речевой системы, но это также наблюдается и при дефектах зрения. Так, у слабовидящих непосредственный зрительный анализ сигналов может страдать меньше, чем словесная квалификация его результатов. У детей с высокой степенью близорукости простые дифференцировки световых сигналов мало отличаются от нормы, но адекватный словесный отчет затруднен.

Недостаточность вестибулярного аппарата, как у слабослышащих, так и у слабовидящих обусловливает нарушения пространственной ориентировки.

Вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

Так, у слабослышащих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослым деятельность с предметами. Слабость закрепления значения предметов в словах, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации. Задержка речевого развития затрудняет включение восприятия в более широкий круг деятельности.

У детей с сенсорной недостаточностью имеет место специфическое нарушение развития эмоциональной сферы, которое связано с ограничением либо невозможностью восприятия слабовидящим ребенком таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика и с неполноценностью восприятия интонационной стороны речи слабослышащими.

Следствием перечисленных особенностей дефицитарности указанного ряда психических процессов является тенденция и к определенному замедлению темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения.

Общим для недостаточности сенсорной сферы — как зрения, так и слуха — является определенная специфика аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции. Причинами патологического формирования личности считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации.

Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха описаны Г. Штутте (1967), Л.С. Выготским (1983) и др. Клинико-психологическая структура такого дефицитарного типа развития личности включает ряд общих признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации как следствие объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических свойств личности нередко усугубляются неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки, инфантилизирующей его личность, еще более тормозящей формирование социальных установок. Следует, однако, отметить, что эти эмоциональные и личностные расстройства, как правило, формируются у таких детей, если они находятся в неадекватных условиях обучения и воспитания, тогда как каждый ребенок, имеющий незначительный дефект зрения или слуха нуждается в индивидуальном подходе и специальной работе психолога.

В современных условиях, когда на достаточно высоком уровне развиты слухопротезирование и методики коррекции зрения, педагог не всегда информирован об отклонениях в сенсорном развитии учащихся. Родители, как правило, болезненно воспринимают изъяны в физическом развитии детей, в силу чего стараются не акцентировать на них внимание окружающих.

Перечислим основные симптомы сенсорной недостаточности, появление которых у младших школьников должно насторожить учителя.

Некоторые признаки дефектов зрения:

- чтение или работа с предметами на отдаленном или слишком близком от глаз расстоянии;

- неестественные повороты головы при рассматривании предметов и чтении книг;

- беспокойство или раздражительность при длительной работе глаз (чтение, письмо, работа на компьютере, продолжительный просмотр телепередач и т.п.);

- слезотечение и покраснение глаз, постоянное потирание глаз руками;

- неправильное чтение схожих по написанию букв;

- жалобы на головную боль, головокружение, тошноту, «туман» перед глазами;

- ошибки при списывании и др.

Некоторые признаки дефектов слуха:

- частые жалобы на то, что не слышали вопроса учителя, не поняли, о чем спрашивают одноклассники;

- повороты головы в сторону говорящего, прикладывание ладони к уху;

- громкая речь, слежение за движением губ собеседника;

- нарушения звукопроизношения;

- потирание ушей руками;

- жалобы на боль в ушах, головокружение, тошноту;

- «фонетическое письмо» (что слышу, то и пишу) под диктовку.

Наличие двух-трёх из перечисленных выше симптомов свидетельствует о необходимости обращения к специалистам-медикам.

В работе с детьми, имеющими недостатки сенсорного развития, педагогам следует руководствоваться некоторыми довольно важными принципами и правилами:

- необходимо уметь распознать наличие у ребенка сенсорного недостатка и проконсультироваться по поводу стратегии поведения в общении с ним с родителями, психологами и врачами;

- не следует делать поспешных выводов о наличии у ребенка сенсорного дефекта, такие выводы подтверждаются лишь специалистами;

- следует принимать меры для облегчения трудностей ребенка, имеющего изъяны сенсорного развития, согласно своей компетенции, образованности и исходя из принципа «Не навреди!»;

- следует держать под контролем результаты обращения семьи ребенка за медицинской помощью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.