КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение, виды девиантного поведения. Причины девиаций в школьном возрасте
Тема 5.1. Девиантное поведение детей. Поведение человека занимает свою собственную нишу среди психических феноменов. Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции её развития, специалисты обращают внимание на тот факт, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Именно поэтому феномен отклоняющегося поведения рассматривается с разных точек зрения: медицинской, социальной, психологической, педагогической, правовой. Очевидная сложность чёткого, однозначного определения понятия «девиантное поведение» обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам», - девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям », - оно является предметом социологии, права, социальной психологии. Исследователи выделяют специфические особенности отклоняющегося поведения личности, помогающие отличать его от других феноменов. ● Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. ● Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей, что иногда приводит к навешиванию на эту личность ярлыка.
● Оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям. ● Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). ● Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. ● Оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. ● Можно отметить ещё и его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока ещё не привели к созданию единой классификации. Основная трудность её создания кроется в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. В качестве ещё одной причины, затрудняющей создание единой классификации девиантного поведения, учёные рассматривают чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения. Однако, несмотря на это, в рамках отдельных дисциплин существуют и широко используются классификации, выполненные по разным основаниям и с точки зрения разных подходов к проблеме поведенческих отклонений: социально-правового, клинического, психологического и педагогического. Для нас актуальны классификации, разработанные в рамках психологического и педагогического подходов. Рассмотрим их подробнее. В рамках психологического подхода представляют интерес классификации, выполненные Ю.А. Клейбергом и Ц.П. Короленко в соавторстве с Т.А. Донских.
Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. Внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), характерны для внешнедеструктивного поведения. Внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс, - свойственны для внутридеструктивного поведения. Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения. В группе внутридеструктивного поведения выделяются: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское поведение лишено индивидуальности, ориентировано исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий. Нам ближе классификация Е.В. Змановской, основанная на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Автор выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное) и аутодеструктивное (саморазрушительное).
Антисоциальное (делинквентное) поведение противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. Асоциальное поведение противоречит морально-нравственным нормам, непосредственно угрожает благополучию межличностных отношений. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение отклоняется от медицинских и психологических норм, угрожает целостности и развитию самой личности. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение. В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом, для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. В них понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация», которая, в свою очередь, представляет собой результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой, окружающими людьми или обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности, и может быть школьной и социальной.
В структуру школьной дезадаптации, наряду с неуспеваемостью, нарушениями взаимоотношений со сверстниками, эмоциональными нарушениями, входят и поведенческие отклонения: дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивность, проявления агрессии, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь. Признаками более масштабной - социальной - дезадаптации в школьном возрасте могут выступать регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. С.А. Беличева различает социальные отклонения трёх типов: ● корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество, подкуп); ● агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); ● социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учёбы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений морали до правонарушений и преступлений. При этом асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных и нравственных ориентаций, представлений. Согласно Р.В. Овчаровой, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: ● социально-педагогической запущенностью, когда ребёнок, подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированности у него негативных стереотипов поведения; ● глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу; ● отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; ● отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных жизненных целей и планов; ● безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению. Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической социальной и медицинской помощи детям и подросткам. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье). Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. Кондрошенко В.Д. в числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих отклоняющееся поведение, выделяет биологические, психологические и социальные (внешние): Биологические факторы: ● патология беременности; ● осложнённые роды; ● хронические заболевания; ● тяжело протекавшие заболевания в раннем детском возрасте; ● сотрясения головного мозга, особенно многократные; ● любые тяжёлые заболевания или травмы, протекавшие с нарушением сознания; ● патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. К психологическим факторам относят половозрастные (особенности подросткового возраста) и индивидуально-психологические особенности ребёнка, которые зачастую выражаются в ощущении собственной незначимости и ненужности, низкой самооценке, неуверенности в себе, недостаточном самоконтроле и самодисциплине, незнании или неприятии социальных норм и ценностей, неумении критически мыслить и принимать адекватное решение в различных ситуациях, неумении выражать свои чувства и реакции. Социальные (внешние) факторы хорошо описаны И.А. Невским. Он провел экспертный опрос работников некоторых школ, в ходе которого их просили высказать своё мнение о внешних факторах риска отклоняющегося поведения школьников. По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются: Процессы, происходящие в обществе: ● отсутствие ясной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей; ● несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений; ● безработица; ● отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; ● разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения; ● пропаганда насилия и жестокости через СМИ; ● недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования; ● доступность табака, алкоголя, наркотиков. Состояние семьи, её атмосфера: ● неполная семья; ● материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); ● стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребёнку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребёнка); ● низкий социально-культурный уровень родителей; ● отсутствие семейных традиций; ● отрицание самоценности ребёнка; ● удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток); ● регулярное употребление родителями алкогольных напитков, наркотических веществ; ● попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ. Качество школьной среды: ● несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи с семьёй учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребёнка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе; ● профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик—учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.); ● внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить»; ● низкий уровень общего развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |