Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искуство древнего царства

Основными памятниками являются усыпальницы фараонов. Первыми усыпальницами были мистабы. Вход был со стороны востока или севера. В глубь уходит шахта, в ней-сама гробница. Сбоку находится камера жертвоприношений(молельня и сертаб со статуей)

27 в. до н.э.- пирамида Джосера(имхотеп-строитель/архитектор)Ступенчатая, первая пирамида в искустве египта(глубина-18). Фараон снарф.

3 основные пирамиды(д.ц.):

Хофу(Хеопса) — 147м высота. 237м² основание. 2Мил300тыс каменных блоков. Камни 1-5тонн. Захоронение фараона находится внутри пирамиды.

Хефрен — 143м высота. Была облицована розовым мрамором.

Минкаура — 60м.

К пирамидам были пристроены заупокойные храмы(перед Нилом и возле пирамиды). Заупокойные храмы Хофры из алибастра(белый, розовый, зеленый).


Храм Солнца Наусера.Обелиск
на каменном основании заканчивается пирамидой, покрытой золотом и платиной. Последние пирамиды построены ПиопиII(52м высотой). В заупокойных храмах впервые появляются колонны с растительными мотивами(уподоблялись стволам деревьев). Из сооружений «спутников пирамид» также выделяется большой сфинкс фараона Хоффу(высота — 20, ширина основания — 57)

Скульптура египта(период д.ц.)

Египетская скульптура появляется из обычая сохранения тел умерших.Статуи: царевича Рохотепа и его жены Нофрет; царский писец Каш; царевича Капера;Триада Меннаура(это где фараон а со сторон у него 2 богини, откопали в усыпальнице). Все скульптуры этого времени объединяет отсутствие анатомической проработки головы.


Искуство Среднего Царства(21-18 вв. до н.э.)

Статуя МентухотепаI. Новый тип пирамид: сама пирамида наверху, за ней открытый двор, окруженный колонадой, которая переходит в колонный зал.

В середине С.Ц. Происходит «возвращение» к пирамидам(Пирамиды Аменемхетов I-III). Пирамида АменемхетаIII высотой 58м., под ней шахта глубиной 18м. В шахту спустили саркофаг весом 110т. Крупнейшим памятником С.Ц. был лабиринт АменемхетаIII. Он состоял из 2-х уровней:надземного и подземного — представлял собой 27 внутренних дворов, окруженных залами. Внутри лабиринта стояли золотые статуи, там также осуществлялись жертвоприношения фараону.

Скульптура изменяется, ярким примером служит сфинкс АменемхетаIII. Периоду характерна анатомическая проработка головы.

С.Ц. закончилось в 18 в. до н.э., когда на территорию Египта вторглись племена. Гиксосы захватили весь северный египтет. Южный египет распался на ряд маленьких государств.


Новое царство(16-11 в. до н.э)

В 15 в. до н.э фараон Яхмос(Яхмес)наносит поражение гиксосам, взяв их столицу Аварис, и освобождает Египет.

Фараонов стали хоронить тайно,в долине царей. Сначала делалась шахта, в ней помещались все придметы фараона. После все запечатывалось и засыпалось песком. Рабы засыпавшие могилу уничтожались, а о захоронении знал только первый министр Египта. В долине было похоронено 40 фараонов.

Одним из величайших памятников той этохи служит Заупокойный храм царици Хатшепсут.Единственный памятник захоронения царици. Хатшепсут была женой ТутмосаII. После его смерти правила 20лет при малолетнем наследнике ТутмосеIII. Захоронение царици имеет много общего с захоронением МентухотепаI. ТутмосIII приказал уничтожить все памятники посвященные его матери(на многих плитах было уничтожено ее лицо и когда ученые вскрывали усыпальницу они были уверины что она принадлежала фараону), все памятники по его указу посвящались впредь Амону Ра.

Луксорский храм Храм в Корнаке

Вход в храм: дорога для процессийс изображениями Амона Ра. Дорога подводит к входу в храм в виде пилона. Вход состоит из 2х башен. Башни соединялись балконом, на котором стоял фараонво время восхода солнца. Перед пилоном 2 обелиска и статуя фараона. За пилоном стрытый двор, окруженный колоннами. В Луксоре была колонада из 14 колонн, которая вело ко второму двору, за которым находился колонный зал. За ним находилось святилище, в котором была золотая ладья бога солнца Амона Ра, направленная на восток. В корнаке находился самый большой колонный зал — 154 колонны. В долине царей памятников не ставили. На расстоянии 1,5-2 км от долины воздвигался заупокойный храм, где приносились жертвы фараону. Статуи АменхотепаIII(более известные, кк Колосс Мемносский) высотой 20м(2шт в ряд) издавали мелодичный звук на восходе солнца.В 3 в. н. э. император приказал разобрать статуи, чтобы узнать их секрет. В итоге статуи замолчали навсегда и их секрет остался при них.

Сын АменхотепаIII АменхотепIV принимает решение закрыть все храмы Египта. В XV в. до н.э(в 15в египет еще по кускам собирали здесь неточно век поставлен)началось извержение вулкана. АменхотепIV решил, что бог прогневался на людей за скотопоклонение и установил единобожие. Фараон построил новую столицу — Ахетотон. Самоназвал Эхнотоном(«угодный Атону»). Создал новый тип скульптуры. После смерти Эхнотона правление переходит к Тутанхотону(Тутанхомон), которому 11лет. Главным жрецом (который и правил Египтом до 18лет Тутанхотона) стал Эйа. Столицу он возвращает в Фивы и возвращает все культы. Тутанхомон умер через 1,5г. после совершеннолетия. Могилу его так и не нашли.

В 1916Г. Английский археолог Картер занялся поисками гробници. В 1922г. Он решился разобрать барак для рабов 17 в. до н.э. Под бараком был обнаружен вход в гробницу, забитый камнями. В глубине тонеля была дверь, ведущая в 1-ю комнату усыпальници. Там были статуи хранителей, колесници, кровати и т. п. Из комнаты вел ход во 2ю залу. В двери было просверлено отверстие, закоторым виднелась золотая стена. Примерно через полгода гробница Тутанхомона была вскрыта.

Среди саркофагов последний был из чистого золота, он был разъемный. Внутри находилась статуяй фараона. На груди фараона был железный кинжал. После смерти Тутанхомона его жена правила несколько месяцев. Она просит царя Хета прислать сына, чтобы сделать его фараоном, но тот отказал. В итоге власть вернулась в руки жреца Эйа, а далее к первому военачальнику Египта.

Сконопы фараона — статуи с головой фараона, внутри которых находились внутренности фараона.Статуя

РамзесаII — пищерный храм. Вход между 2я статуями внутри храма. Коридор длинной в 63м. В святилище находились статуи 4х богов: Амона-Ра, Птах, Рати(Рути, он же Акер), Рахути(вообще то статуя самого рамзеса, а бога там только 3). 2 раза в год луч солнца проникает внутрь храма и освещает 3 статуи богов, кроме Птаха. Перед входом в храм 4 статуи Рамзеса II и 2е Нефертари(его жена).


Эгейское искуство

Эгейское искуство состоит из 2х частей:

1 искуство о. Крит

2 Микенское искуство (30-12 в. до н.э.)

Критское искуство

Эгейское исскусство было открыто Германом Шилмоном во 2 пол. 19 в.

В тронном зале Кнорского дворца были найдены первые фрески этого исторического периода: «Собиратель шафрана»(Эти фрески отличаются локальными цветами),Зал царицы, предположительно постренный Дедалом Кнорский дворец, «борьба акробата с быком», «Царь-жрец» или «Принц с лилиями», «Дамы в голубом». Также найдены вазы того периода (ваза камарес).

Микенское искусство

Остров Крит не имел оборонительных стен, в противоположность этому крепость Таринф имела толщину стен до 12 м. И была циклопической кладки (название пошло от составных блоков огромного веса и неправильной формы; считалось, что такие стены строили циклопы).

Львиные ворота. Входные ворота акрополя Микен (середина 12 в. до н.э.). Рельеф с 2 львами, поклоняющимися колонне символизирует победу человеческого разума над животным миром.

Фестский диск. Уникальный памятник письменности, представляющий собой текст, записанный по спирали (полная дешифрация пока невозможна.). Состоит из знаков сироглафического письма. Расшифрована Гриневичем (фильм Николая Бурляева).


Искусство Древней Греции

Эгейское искусство погибает после извержения вулкана в 17 в. до н.э. В 16 в. до н.э. на эти территоррии вторгаются дорийцы, через несколько лет микенцы покидают родину.


Основные периоды греческого искусства

  1. гомеровская Греция (12 — 8 в. до н.э.)
  2. архаика (7 — 6 в. до н.э.)
  3. ранняя классика (5 в. до н.э., первая половина — ранняя классика, вторая половина — высокая классика)
  4. поздная классика (4 в. до н.э.)
  5. элинизм (3 — 1 в. до н.э.)


Гомеровская Греция

Сложение греческой нации, появление греческой религии.В тот период основными богами Древней Греции являлись:

Зевс (Зевс-Громовержец) — бог-отец, верховный бог пантеона

Посейдон — брат Зевса, бог моря

Гера — богиня-мать (семьи, брака)

Гермес — божественный вестник, бог-вестник

Артемида — богиня-дочь (охота, луна)

Афина — богиня войны (разумной)

Арес — бог войны (неистовой)


Время появления первых греческих городов, формирование пантеона греческих богов. Появление архитектуры, напоминающей микенские мегароны. В конце периода появляется скульптура, до ее формирования использовались ксоаны.

Диплонские вазы. Вазы в технике керамики, были оформлены горизонтальными поясами. Эти пояса были в форме орнаментальных лент. Мендрес — ус ловное изображение морской волны, часто появляющееся в орнаментах. Пояса из треугольников, символизирующих солнечные лучи также часто использовались. Землю символизировал ромбик с точкой в середине. Основной стиль — геометрический. Вазы служили памятниками над могилами. Основные вазы: с изображением кораблекрушения, аттические амфоры (завершение в форме коня).


Искусство архаики

Утверждается архитектура, появляются основные формы греческих храмов:

· Храм в Афинах (прямой наследник мегароны). Внутри храма находится статуя бога и 2 колонны. Храм прямоугольной формы.

· Простель (4 колонны, все остальное остается неизменным)

· Амфипростель (4 колонны перед храмом и 4 позади храма)

· Периптер (храм, окруженный колоннами) — состоит из 3 частей: 1-пронаос, 2-наос (целла), задняя часть — опистодом, место хранения городской казны.

· Диптер — храм, окруженный двойной колоннадой.

· Телос — древний храм, окруженный колоннами.


Ордер — отношение колонны и покрытия. Исторически различаются 4 вида:

  1. Дорийский ордер. Отсутствие базы. Капитель в виде простой круглой подушечки. Мужской ордер
  2. Ионический ордер. Капитель в виде 2 завитков. Женский ордер
  3. Коринфский ордер. Похож на ионический, но отличается сложной капителью, украшенной растительными узорами. Создатель — Коримах их Коринфа.
  4. Эолийский ордер. Имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенной капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.


Храм Геры в Олимпии. Стоит на трехступенчатом основании — стилобат (верхняя ступень). На стилобате стоят колонны. Каждая колонна заканчивается капителью. Абакка — прямоугольная площадка над капителью. Архитрав (эпистелион) — длинный брус над абакком, затем идет фриз, состоящий из 3 вертикальных полос — триглифов и площадки между ними. Заканчивается все карнизом, а сам храм заканчивается треугольным фронтоном. Архитрав + Фриз + Карниз = Антаблемент

так же известны следующие храмы той эпохи: Храм Канкордии в Агридженто, Храм Артимиды в Эфесе(ионический динтер), Храм Апполона в Коринфе, Храм Апполона в Дельфах.


Скульптура архаики

Статуи Геры и Артемиды (Орниты о_О - -лекарство от анальных трещин(израиль) наверное описалась..) с острова Самос статичны. Богиня с зайцем с острова Самос. Голова Геры из храма Геры в Олимпии, головы Коры с афинского акрополя, статуи были покрыты воском, а на них наносились краски. Курос с мыса Сунион, начинается движение с левой ноги, видно влияние египетской скульптуры: Артемида Давосская, Полимед Аргосский, Клеобис и Битон, Апполон из Пирея (руки оторваны от тела).


Основные типы греческих ваз

  1. Кратер. Ваза с раскрытым верхом и резко суженным низом
  2. Стампос. Используется для хранения зерна, вина. Имеет 2 ручки и резкое сужение вниз
  3. Амфора. Используется для хранения оливкового масла, вина. Имеет 2 ручки с острым коническим дном.
  4. Гидрия (кальпида). Использовалась для хранения пепла усопших, воды. 2 горизонтально расположенные ручки, 1 вертикальная, шарообразная форма, резко сужающаяся вниз
  5. Пелика. Использовалась как часть погребального инвентаря. 2 ручки, плавная каплевидная форма с широким устьем на невысокой кольцевидной подставке
  6. Ойнохойя. Использовалась для подачи вина. 1 ручка и круглый или трилистниковый венчик, напоминающий лист клевера
  7. Килик. Сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. 2 ручки
  8. Лекиф. Использовался для косметики и составов для погребения.
  9. Камфора — для питья.
  10. Киаф — для питья
  11. Скифос — для питья


Оформление ваз производилось на основе грунта, по нему и различалось: Чернофигурная вазопись(Эксейский Ахилл и Аякс за игрой в кости); Краснофигурная вазопись (Евороний Пеликос с ласточкой, Дурис Ласиктер с изображением симпосиев); Белофонная вазопись (5 в. до н.э.)


Искусство ранней классики

На территорию Греции вторгаются персы и захватывают Балканский п-ов. Афинский морской союз и Пелоннийский морской союз (спарта) — 2 объединения Греции. Задачей 5 в. до н.э. Стало восстановление афинского акрополя, разрушенного в войне. Этим занимался скульптор Фидий.

Храмы афинского акрополя. По плану Фидия Парфенон был расположен в углу акрополя. В центре стояла статуя Афродиты Парфенос. Иктин и Коллектат — строители Парфенона. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Дорическая капитель и ионическая колонна. Парфенон достоял до середины 17 в. Афина Парфенос высотой 12м. Хрисоэлефантинная техника (хрисо-золото, элефантин-слоновая кость).На деревянный каркас надеты пластины из золота и слоновой кости. Афина простояла в Парфеноне 1000 лет. Статуя погибла в Константинополе во время пожара. Фронтоны храма: западная часть храма — спор Посейдона и Афины; восточный фронтон — рождение Афины из головы Зевса. Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия была высотой 14 м. Эрехтейон афинского акрополя посвящен — Афине и Посейдону, легендарному афинскому царю Эрехтею. Внутри храма ранее был соляной источник и росла слива, по преданию посаженная Афиной. Ионический амфипростель симметричен. Портик кариатидный. Третий храм афинского акрополя — богини победы Ники Аптерос. Архитектор — Нисикол. Классический ионический амфипростель. Внутри — статуя Ники и ионические колонны, снаружи — дорические.


Храм Апполона в Бассах.Архитектор — Иктин (строитель Парфенона). Дорийский периптер. Внутри была найдена коринфская колонна, разделявшая/соединявшая 2 части храма.

Также известны храмы: Геры (2й храм Посейдона) в Пестуне, Афины Афиней на острове Гейна, Зевса в Олимпии.


Творчество Мирона. Скульптура

Дискобол.

Афина и Марсий.1 скульптурная композиция, Афина находится в Риме, Марсий — в Германии.

Полеклет копьеносец Дорифер. Поза контрапоста с опорой на одну ногу. Создал 1 труд по истории искусства под названием «Канон».

Диадумен (победитель в беге) — более гибкая контрапоста. Изображается в момент затягивания повязки победителя.

Амазонка.

Пеоний Ника (музей А.С. Пушкина — копия. Стоит на 7 м столбе). Пеоний изображал богиню на треугольном основании, чтобы показать момент приземления.

Рождение Афродиты. Автор неизвестен.

Демфийский возничий (оригинал) — автор неизвестен.


Искусство поздней классики

Филипп Македонский (отец) в 4 в. до н.э. Объединил всю Грецию, когда Афины и Спарта воевали. После его смерти Александр захватил земли до Афганистана и Индии. Он делает своей столицей Вавилон. Все феодальные страны управляются греческими наместниками. Греческая скульптура по сей день находится даже в Индии.

Главным памятником той эпохи является Галекарнасский мавсолей. Приблизительная дата постройки — 350е г. до н.э. Архитекторы — Пифий и Сатир. Предназначался как усыпальница царя Мавсола. Периптер ионический. Завершается египетской пирамидой. Высота 50м. Выше постамент, изображающий Мавсола и его жену Артемиссию.Эонический храм. Простоял до 12в(крестоносци разрушили). Скопос, Скамехар, Балиомей, Тимофей — скульпторы одного из 7 чудес света.

Театр в Эпидавре. Открытый театр, состоит из 3х частей. Круглая орхестра с одной стороны от которой находится каменная или деревянная орхектра(на ней находится хор), а с др стороны места со скамьями-театрон(лучшая аккустика, за счет того что тератрон на спуске горы).

Храм Афины В Дельфах. Талос — крупный храм на трехступенчатом основании, окруженный колоннами.

Памятник Лисикрата в Афинах. Лисикрат — хозяин хора, который победил в соревнованиях хоров. Форма — круглая ротонда, окружен барельефами колонн со всех сторон.

Скульптура

Скульптор — Скопас. Битва греков с амазонками — южный фриз Мавсолея в Галикарнасе. Также ему принадлежит Менада (вакханка — жрица Диониса, скульптура винтообразная, с каждого ракурса видна другая часть танца), голова раненного воина, голова Геракла, надгробие юноши (2 мира — загробный и мир живых, изображение юноши — мертвого, и пришедший на могилу его отец), Мелеагр (знаменитый греческий охотник). Все скульптуры Скопоса отличаются мужественностью

Скульптор — Праксис (-тель). Гермес с младенцем Дионисом; одна из его самых известных скульптур — Афродита Книтская, в пару к ней идет скульптура «отдыхающий сатир»; Апполон с ящерицей; статуя юноши.

Скульптор — Лисипп Апоксиомен. Геракл со львом (любимая скульптура Александра Македонского). Лисипп создал скульптуры, посвященные всем 12 подвигам Геракла; Сократ; отдыхающий Гермес; Гермес, снимающий сандалю. Был придворным художником Александра Македонского, ему приннадлежит первый скульптурный портрет Александра Македонского. Знал анатомию, создал 1300 фигур, в его мастерской стояла амфора, в которую после каждой законченной скульптуры он бросал монетку.

Скульптор — Леохард. Участвовал в создании Мавсолея. Лучшая работа: Апполон Бельведерский. Другая его работа — Артемида Версальская (там же и находится); Ганимед, похищенный орлом.

Скульптор — Кефисодот. На данный момент осталась 1 скульптура — Эйрена с Плутосом. Смысл прост — богиня мира держит на руках младенца — бога богатства, то есть, когда есть мир, богатство возрастает.


Искусство эллинизма

После смерти Македонского вся империя развалилась на множество мелких государств, таких как: Египет, Серакузы, Пергамское царство, Греция, Родос и т.д. Александрия — столица Египта, начала строится при Александре Македонском. Прямоугольная планировка. Ширина улиц — 30м. По сторонам улиц проходили колонны. В центре города находился храм со статуей Пана (Панеона). В Александрии была создана первая в мире академия наук. Там работали: Герофил (создал первый труд по анатомии), Герон (величайший механик, первые автоматы, создал автоматически открывающиеся двери Александрийского Маяка), Эвклид (один из величайших математиков, выделивший геометрию как науку), Архимед (сотрудничал).

Александрийский Маяк находился на острове перед Александрией. Построен Состратом (285-280г. до н.э.). Маяк состоял из 3 башен: прямоугольной, 8-гранной и круглой. Высота 140 м. На верхней башне была система зеркал и костер, такие, что луч от маяка было видно за 60м. Двери в Маяк были автоматическими. 4 статуи на верхнем постаменте были роботами, одна из них поднимала руку при восходе солнца. Маяк простоял до 8 в н.э.; когда Египет был в составе Византии, Маяк разобрали. Прямоугольная башня простояла еще до 14в.

Колосс Родосский (2в. до н.э.). Создан по приказу царя Эвмена, одержавшего победу над галлами. Скульптура изображала бога солнца Гелиоса гигантских размеров (высота 30 м.), Создана скульптором Харесом. Стоял вертикально 50 лет, потом упал и пролележал еще до 7 в. н.э., когда был сдан жителями Родосса на металлолом.

Пергамский алтарь (2в. до н.э.). Построен в честь царя Эвмена. Ионический храмбуквой П. Мощные монументальные горельефы на тему «Битва богов с атлантами».


Искуство Древнего Рима


Основные этапы:

  1. Искуство Этруссков (10 — 3 в.до.н.э.)
  2. Искуство республиканского Рима (5 — 1 в.до.н.э.)
  3. Искуство императорского Рима (1в.до.н.э. - 2 в.н.э.)
  4. Искуство императорского Рима(3 — 4 в.н.э.)


Искуство Этруссков

Этрусски появились в Италии в 10в.до н.э. Большинство ученых уверены, что это племена, пришедшие с востока. Язык этруссков сохранился на зеркалах, мечах, глиняных сосудах. Существует теория прославянского языка Гриневича. Место расселения этрусков от арно до Рима. Этрусски строили свои города на вершинах холмов, гор — Вольтерра, Вульчи, Перуджа, Черветери, Кьюси, Орвието. Этрусские города были окружены стенами, в центре города стоял храм на горе. Они первыми стали использовать арки. В 7 в. до н.э. Этрусски поставили храм Юпитера, Юноны и Минервы.

Основные божества:

Тин (Юпитер) — бог грозы и молний

Унис - богиня брака, семьи

Мнерва (Минерва) — богиня мудрости

Марис (Марс) — бог войны

Апполон

Дионис


Этрусски изобрели систему осушения болот, осушили земли между Капитолием и Палатином. Был создан главный Фарум. В 3 в. до н.э. Этрусски были завоеваны Римом. В 1 в. до н.э. Был утерян этрусский язык. Усыпальницы этруссков строились из камня, дома - из дерева. Стены усыпальниц были покрыты фресками. Фрески 7-6 в. до н.э., имели теплую гамму — желтый, оранжевый, коричневый цвета. В конце 6 в. до н.э. Появляются холодные цвета: фреска «сцена с рыбной ловлей и охотой». На фресках часто изображаются сцены плясок, танцев: фреска «борцы» (фрезское искусство).

Каноны — вазы для хранения праха (хранение пепла); появление трупоположения и саркофагов.

Статуи: голова Апполона; статуя Мариса; химера из Орецио (собирательный образ).

Этрусские храмы украшались скульптурой (по углам фронтона). Храмы были деревянные=> не сохранились. Скульптуры «крылатые кони» и «флейтист» из Тарквинии, «Капитолийская волчица» (5 в. до н.э. - мастер Вулка, связано с легендой о Ромуле и Реме).

Погребальный обычай приводит к появлению портрета. Этрусски снимали посмертные маски и уже по ним делали портрет.

Искусство республиканского Рима

1753 г. до н.э. - основание Рима Ромулом и Ремом (Альболангия была основана Энеем). Ромул — первый правитель Рима. Гробница Ромула была найдена. Покорили циников, воевали с авенянами. Бесь — первый захваченный этрусский город. В 1 в. до н.э. Была захвачена значительная часть Европы.

Основные божества:

Юпитер — бог грозы и молнии

Юнона — богиня брака и семьи

Минерва — богиня мудрости

Беллона — богиня весны

Нептун — бог моря

Плутон — бог подземного царства

Янус — бог времени (двуликий)


Ведущее место занимает гражданское искусство. Аппиева дорога — аллея от Рима в сторону Неаполя, состояла из 3 слоев: 1-щебень и бетон; 2-щебень и гравий;3-базальтовые плиты, утопленные в бетон (4 в. до н.э.). Почти все европейские крупные дороги — прежние римские.

Акведук Аппия Клавдия. Длина — 16 км. По акведуку шла труба, переносящая воду с гор. Также известны акведуки: Марциев акведук (91 км), Мульвиев мост (2-1 в. до н.э.), мост Фабриция (построен консулом Фабрицием).

В Риме строятся базилики. До настоящего времени они не дожили. Храм Геркулеса на Бычьем форуме (1 в. до н.э.), храм Портума на Бычьем форуме (1 в. до н.э., прямоугольный храм с глубоким портиком).

В Риме боковые стены стали украшать колоннами. Колонны были чисто декоративными. Псевдопериптер. Через весь форум шла священная дорога - via Sacra. В центре форума стоял золотой столб — центр Римского мира.

Храмы: Януса; Сатурна (бог богатства); храм, посвященный героям диоккурам; Весты.

Дома патрициев состояли из атриума (большая зала с очагом, где собирались члены семьи), вокруг располагались кубикулы (спальни) и триклинии (столовые), сообщающиеся с таблинумом (кабинетом хозяина). В атриум выходили комнаты всех членов семьи. Также имелся перистр (сад, деревья, фонтаны), примыкающий к дому.

Инсула — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи в наем 3 в. до н.э., дома плебеев (140-200 м). Отсутствие канализации, улицы были узкими, транспорт в Риме допускался только ночью. Римляне унаследовали от этруссков искусство портрета. Для них был присущ крайний натурализм. После завоевания Греции портреты стали более идеализированы. Колумбарий — место для хранения портретов. В праздник нанимали людей, которые одевали маски и изображали предков.

Термы прославились в республиканском Риме. В середине 1 в. до н.э. К власти приходит Гай Юлий Цезарь, который был полководцем, отстраненным от власти в Сенате. Сенат был отменен. Цезарь построил первый форум, в центре которого был построен храм Венере.

Императорский Рим начинается с Октавиана Августа. Статуя Августа с виллы Ливии в Прима-Порта. Форум Августа. Храм Марса. Псевдопериптер. Август уничтожил 16 убийц Цезаря. При Августе появляется новый ордер — тосканский ордер (модификация дорийского ордера). Алтарь мира Августа. Август облицевал все дома мрамором. Калигула убит начальником охраны. При Нероне происходит грандиозный пожар Рима. Нерон объявил, что Рим подожгли христиане. При Нероне начались первые казни христиан (Петр и Павел).

Портик дворца Нерона — 1,2 км. На стене висел портрет императора высотой 30 м. Все стены были облицованы золотыми листами.На постройку дворца пошла вся казна Рима. Затем к власти пришел Веспасиан и приказал убрать золото из дворца Нерона, т.к. казна опустела. Ввел многочисленные налоги. Еще при Нероне был построен храм Юпитера в Багальбене. Псевдопериптер на высоком подиуме из 3х гигантских плит (5х4 м). Вес плиты — 1 тонна.

Колизей (время Веспасиана). Высота — 50 м, форма овальная, состоит из 4 ярусов. 3 нижних яруса украшались колоннами: дорийский, ионический и коринфский ордер. 80 арок. Колизей вмещал 50 тыс зрителей. Праздники в честь открытия продолжались 2 месяца. Из Колизея построили 20 церквей, 5 дворцов (был разобран).

Тит флавий воевал в Израиле, захватил Иерусалим. Арка Тита высотой 16 м украшена 4 колоннами коринфского ордера. Под аркой прошли взятые в плен иудейские священники и войска Тита.

Домициан, брат Тита Флавия, становится правителем после Тита. Амфитеатр в Арле существует и работает по сей день. Амфитеатр в Вероне. Дворец Домициана.

Император Траян (дорическая колонна); Дакия (Румыния). Форум Траяна — самый большой. Его площадь была со всех сторон окружена колоннами. С одной стороны было здание базилики (место, где находился трон судьи). Далее шла небольшая площадь со зданиями бибиблиотек — латинской и греческой. В центре стояла колонна Траяна. На третьей площади находился храм Траяна. До настоящего времени сохранилась колонна Траяна высотой 38 м на постаменте. Внутри постамента находилась золотая урна с прахом Траяна. Наверху колонны — статуя Траяна. Рельефы с 2500 фигурами. В 12 в статуя была снята с колонны, и на ее место поставили статую Петра. Рядом с форумом находился рынок Траяна (архитектор Амполадор). Траян ввел новый принцип передачи власти лучшему из полководцев, вошел в историю как лучший император Рима. Своим преемником выбрал Адриана.

В эпоху Адриана был воздвигнут Пантеон. Величайший храм архитектора Аполадора. Ротонда, покрытая куполом. Купол утоплен внутрь. Толщина стен 6 м, вход украшен 16-колонным портиком. По мере возведения стен отстроенная часть засыпалась землей. Диаметр купола — 43 м. Пантеон освещается 1 окном в центре купола (диаметр 9 м). В Пантеоне найдено абсолютное равновесие несущих и несомых частей. Там захоронены Рафаэль Санти и все короли Италии (с 19 в.).

Храм Дианы в Риме (богиня охоты). Во время Адриана усиливается влияние греческой скульптуры. Арка Адриана в Афинах — граница города. Отделяет город Тесея от римского города. Недалеко от Пантеона сохранилась б иблиотека Адриана в Риме.

Мавзолей Адриана высотой 23 м, диаметром 60м. В середине века был превращен в крепость (пристроен Мост Святого Ангела).

  1. Антоний Пий, жена Фаустина — преемник Адриана
  2. Марк Аврелий
  3. Философ Мимнон
  4. Антиной.


Храм Антонина и Фаустины находится на старом (республиканском) римском форуме. Конная статуя Марка Аврелия. Написал книгу «наедине с собой». Воевал в течение 20 лет. Памятник стал образцом для всех конных памятников Европы. Колонна Марка Аврелия поставлена в честь победы над германцами и сарматами (высота 30 м.). По спирали идут рельефы, изображающие сцены сражений. Колонна была поставлена в центре Марсова поля. В настоящее время находится рядом с Пантеоном.

Портрет Луция Элия Аврелия Коммода в 20-летнем возрасте. Обладал огромной силой, но не умом. Преемник Марка Аврелия.

Венера медичи.


Императорский Рим

3 в. - один из самых тяжелых периодов Римской империи. За этот век сменилось 50 императоров. В начале 3 в. Рим одержал блистательную победу над парфянами (территория Ирака и Ирана). В честь победы Септимий Север на старом римском форуме возводит триумфальную арку. Справа находился золотой столб — центр Римской империи. Преемником Септимия Севера стал император Каракалла — жестокий, самолюбивый, эгоистичный. При нем были построены термы Каракаллы — оздоровительный корпус. В центре находился Кальдарий — бассейн, круглый, с горячей водой, кипидарий — с теплой водой, фригидарий — бассейн с холодной водой. Все бассейны были окружены спортивными залами.

В 237г Рим отпразновал свое тысячелетие. Произошло это при императоре Филиппе Аравитяние (Араб).

Возводится новая крепостная стена Рима периметром 20 км. Стена Аврелиана. Усиливается христианская община в Риме. Христиане вынуждены были вести свои богослужения под землей, там же хоронили умерших.

3 вида захоронений:

  1. Лакум. Простые каменные ящики, куда клались тела умерших, завернутые в саван. Площадь 700 км, 900 тыс. похороненных.
  2. Аркасурия.
  3. Кубикула. Часовня с местом захоронения или саркофагом с телом патриция.


Символы, использовавшиеся при захоронении христиан:

1) Добрый пастырь

2) Оранта — символ победы и христианского духа

3) Рыба — символ Христа. Первые буквы греческого слова «рыба» расшифровываются как «Иисуи Христос Назаретянин»

4) Корабль, якорь — надежда

5) Феникс — бессмертие

6) Голубь — надежда

7) Олень, пьющий воду

8) Пальма — бессмертие


Диоклетиан разделил империю на 4 части: под правление 2х августов и 2х цезарей. Дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия). В это время погибает Святой Георгий. При диоклетиане строятся самые большие термы Рима, вмещающие 3000 человек. Позднее Микелянджело перестроил термы в церковь.

Константин — Макценсий (Италия). В статуе Константина увеличиваются глаза, лицо упрощается. После победы Константин издает указ о свободе вероисповедания. Базилика Макценсия в Риме (трехнефная). Триумфальная арка Константина (между Колизеем и Форумом) поставлена в честь победы в гражданской войне.

Христианские храмы Рима:

Сан Джовани ин Латерно. В алтаре сохранилась мозаика 12 в. Внутри находятся головы Петра и Павла.

Базилика Святого Петра. Пятинефная, была построена на могиле Петра.

За территорией крепостных стен возвели базилику Святого Павла (на его могиле). В это время на стенах появляются мозаики.

Церковь Санта-Мария-Маджоре. Первая церковь, посвященная Богоматери (в конце 4в. в Риме было резкое похолодание, в августе выпал снег. Сон Иоанна). Древний фасад закрыт фасадом барокко. Трехнефная базилика. Главная реликвия — дощечка от яслей Христа. Самая большая колокольня в Риме. Рядом возводится первый бабкистерий (церковь для крещения). Время Константина — 4 век. Восьмигранная форма — образец для всех бабкистериев Европы. Появляются центрические храмы (церковь Санта-Констанция).

Храм Гроба Господня в Иерусалиме 30е г. 4 в., в Риме Константина. Совмещение базилики и круглого храма.

Церковь Рождества Христова в Вифлиеме.


Фаюмские портреты — предназначены для сохранения лица умершего. Клали вместе с умершим. После 1 в. появляется упрощение, глаза расширяются. Портреты выполнены на досках в технике энкаустики. Портреты оказали огромное влияние на появление иконы.


Искуство Византии

В 330г Константин переносит столицу из Рима в Константинополь. Город строился на 7 холмах. Константин лично объехал на коне все 7 холмов и обозначил границы города. Колонны со статуей Константина. Храм Святой Софии — первый христианский храм (София — премудрость божия). Вместо амфитеатра, т.к гладиаторские бои были запрещены, был построен ипподром.

Феодосий делает Милан столицей. Разделил империю на 2 части: западную и восточную Римскую империю. Столицей Западной империи становится Равенна, а Восточной — Константинополь. Правители — Аркадий и Ганорий. Римская империя просуществовала до 470г. Последний император — Ромул Август (Западная). Восточная Римская империя впоследствии стала носить название Византия.

В 6 в. создаются основные памятники Византии. С 532г. правителем становится Юстиниан. 6в. называют «золотым веком» Византии. Храм Святой Софии (премудрость божия), созданный при Юстиниане. Архитекторы — Исидор и Анфибий. Высота 50м, диаметр купола 27м. Внизу под куполом были расположены окна, разделенные узкими перемычками. Они создавали светящийся круг. Часть окон была заложена турками в 15в., после захвата Константинополя. Храм имеет 107 колонн (по числу патриархов). Храм был покрыт мозаикой, но турки замазали часть мозаик, и сейчас часть ее восстановлена.

Храм Иоанна Студитос (местного святого) в Константинополе.

Базилика Симеона Столпника состояла из 2х трехнефных базилик. В центе стоял столб, на котором 40 лет молился Симеон Столпник.

Храм Святых Апостолов — первая пятиглавая церковь в истории христианства.

Храм Святых Сергия и Вакха — восьмигранная. Построена при Юстиниане. Пристройки были позднее.

Церковь Святой Ирины в Константинополе — 30е г. 6 в. Купольные ротунды и базилика.

Равенна — последняя столица Римской империи. Церковь Сан-Витале в Равенне — восьмигранная, двухъярусная.

Базилика Сант-Аполинаре ин Классе в Равенне. Через какое - то время море стало наступать на Равенну. Базилика оказалась на берегу моря.

Базилика Сант Аполинаре Нуово.

Собор Святой Екатерины — находится в Синайской пустыне под горой Сепий

Мавзолей Галлы Плацидии (сестра Геспариса, императора западной империи) в Равенне — крестовая.

Базилика Святого Дмитрия Великомученника — имеет 3 нефа. Была поставлена на могиле Дмитрия.

Собор Святой Софии. Подкупольная форма — 4 паруса. Тяжесть передается на пилоны.


Живопись Византии

монументальная и станковая

Спас нерукотворный — первая икона, по преданию была создана Христом (однажды царь Авгар заболел проказой, и послал слугу к Христу. Христос передал со слугой свое изображение, чтобы вылечить царя. Авгар исцелился и сделал христианство официальной религией.). Икона была перенесена в Константинополь, сейчас находится в Генуе (с 15в.). икона хранится во дворце за 6 дверями, ключи от которых находятся у 6 разных людей.

Спас Вседержитель (Пантократор). Почти всегда изображается в центральном куполе.

Спас Иммануил (с нами Бог) — изображение Христа младенцем — 6в. н.э.

Спас в Силах — Христос изображен на 3х геометрических фигурах: Святой Лука — бык; Святой Марк — лев; Святой Иоанн — орел. Символы изображались в треугольниках.

Образы Богоматери

Богоматерь умиление. Богоматерь прижимает к себе младенца (находится в Москве). Богоматерь Владимирская, чудотворная икона. 1395 г. Икона спасла Москву от войск Тимура (Тамерлана. Место встречи — Сретенка. Там был заложен Сретенский монастырь).

Богоматерь Одигитрия (Путеводительница). Младенец изображается на руке Богоматери и благословляет верующих. Богоматерь указывает на Христа.

Богоматерь с младенцем — икона 6 в., создана в технике энкаустика. Свет направлен слева направо.


Сергий и Вакх 6 в.

Добрый пастырь, мозаика церкви Мавзолей Галлы Плацидии (копия в Москве в музее Изобразительных искусств).

Богоматерь Оранта. Изображается с поднятыми руками.

Императрица Феодора (деталь мозаики в базилике Сант-Витале, Равенна).

Св. Георгий 7/12 в. (Москва, собор московского Кремля).


726г. Движение иконоборцев, поддержаное императором. В церквах армиями уничтожаются иконы и мозаики. Оставалось только изображение креста и некоторые мозаики. Движение просуществовало около 300 лет. Движение не было поддержано римским патриархом.

Богоматерь Троеручица — была создана в 8 в. Иоаном Дамаскиным (Афон. Покровский монастырь).

Николай Исповедник. Писал иконы, переписывал Евангелие (Санкт-Петербург, публичная библиотека). Создал минускул — слитное письмо в 830г.

В 843г. на соборе произошел возврат иконопочитания.

В 10 в. - искусство македонского возрождения. Возводится Новая церковь — самый большой пятиглавый храм Византии.

В 10в. происходит влияние на север и восток. Первый храм в Киеве был построен в 988г. Храм Богоматери — 25-главый храм (существовал до 1242г.). Храм имел 13 глав, с трех сторон был окружен галереей-гульбищем. Последняя перестройка в 17 в. Построен из плинфы (1-30см, толщина 5см). В Верхней части абсиды изображениеОранты, в куполе — Спас Вседержитель.

Благовещение. Высота — 2 м.

Собор Святого Марка в Венеции. Копия церкви Святых Апостолов. 5-главый собор. Великолепно сохранилась мозаика.

Торчелло (остров). Базилика Санта Мария Ассунта.

Монастырь (Собор) Св. Луки (совмещение базилики и крестово-купольного храма). Внутри сохранились праздники Христовы (мозаики)

  1. Благовещение
  2. Рождество Христово
  3. Сретение
  4. Крещение
  5. Преображение (19 августа) — верующие приезжают на гору Фагор и ждут появления белого облака
  6. Въезд в Иерусалим
  7. Тайная вечеря
  8. Распятие
  9. (Воскрешение Христово) Сошествие в ад
  10. Сошествие Святого духа на Апостолов
  11. Вознесение Богородицы

Церковь Дафни — расположена в 10 км от Афин. Прежде здесь стоял храм, посвященный Апполону.

В 12 в. возводятся, в основном, одноглавые крестово-купольные храмы.

В 1242 г. крестоносцы влились в спор о преемнике императора. Они ворвались в Константинополь и разграбили его. Столицей Византии становится Никея. В 1246г. основатель новой династии Михаил Палеолог отвоевал Константинополь у крестоносцев.


Искусство Палеологов (13-15в.)

2 течения:

  1. Возглавил Варлаим.Познание мира — путь к Богу
  2. Путь к Богу — молитва и безмолвие. Исихоизм.


Григрий Палеолог.

В споре на вселенском соборе побеждает Палима. Варлаима изгонают в Италию. Его учеником становится Петрарка. Появление гуманизма.

Город Мистра — один из центров искусства Палеологов. Церковь Богоматери Пантонасос. Совмещение базилики и крестово-купольного храма. Крестово-купольный храм — церковь Елевферна. В Мистре фреска приходят на смену мозаике. На окраине Константинополя возводится собор Кора — 6-купольный. В нем замечательно сохранились внутренние мозаики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство древнего Египта | Иерархия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.