Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип целенаправленности

Аксиомы

Аксиома (греч. axiōma – удостоенное, принятое положение, от axioō - считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве аксиомы выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными] 3[.

Вся теория систем построена на фундаменте четырёх аксиом и четырёх законов, которые выводятся из аксиом:

 аксиома 1 – у системы всегда есть одна постоянная генеральная цель (принцип целенаправленности, предназначенности систем)

 аксиома 2 – цель для систем ставится извне (принцип задания цели для систем)

 аксиома 3 – для достижения цели система должна действовать определённым образом (принцип выполнения действия системами)

 аксиома 4 – результат действия систем существует независимо от самих систем (принцип независимости результата действия).

Законы:

– закон сохранения (принцип постоянства действия систем для сохранения постоянства цели)

– закон причинно-следственных ограничений (принцип детерминизма действий систем)

– закон иерархии целей (принцип распределения цели на подцели)

– закон иерархии систем (принцип распределения подцелей между подсистемами и принцип подчиненности подсистем).

Аксиомы ни откуда не выводятся, потому и аксиомы. Возможно при дальнейшем развитии ОТС будут найдены дополнительные принципы и из них уже будет следовать, почему эти аксиомы такие, а не другие. Тогда эти аксиомы перестанут быть аксиомами, а пока что они следуют из опыта и поэтому не требуют доказательств.

В первую очередь необходимо определить, что мы вкладываем в понятие «система», потому что, на первый взгляд, существуют как минимум две группы объектов – «системы» и «не системы». В каком же случае объект является системой? Вероятно, не любой объект может быть системой, хотя как системы, так и не системы состоят из множества частей (компонентов, элементов и т.д.). Куча песка в ряде случаев – это структура, но не система, хотя и состоит из множества элементов, представляющих неоднородности плотностей в пространстве (песчинки в сочетании с пустотами). Но в других случаях эта же куча песка может быть системой. Чем же отличается структура-система от структуры-несистемы, ведь та и другая состоят из элементов?

Все объекты можно разделить на две большие группы, если подействовать на них каким-либо определённым образом (оказать на них определённое одно и то же внешнее воздействие):

 те, которые отличаются постоянством своих ответных действий

 те, у которых ответное действие не постояно и непредсказуемо

При этом, если мы поменяем внешнее воздействие, то опять получим такие же две группы, но их состав поменяется: уже другие объекты будут отличаться постоянством своих действий на это новое воздействие, а те которые прежде отличались таким постоянством на прежнее воздействие, уже не будут отличаться этим при новом воздействии.

Назовём системами объекты, состоящие из набора элементов и отличающиеся постоянством своих действий в ответ на определённые внешние воздействия. А те, которые не отличаются постоянством своих действий на эти же воздействия, назовём случайными наборами элементов по отношению к этим воздействиям.

Отсюда, понятие «система» является относительным, в зависимости от того, как данная группа элементов реагирует на данное определённое внешнее воздействие. Если она реагирует всегда постоянно одинаково и предсказуемо и именно на данное внешнее воздействие, эта группа элементов является системой по отношению к данному внешнему воздействию. Если на это же внешнее воздействие она реагирует непредсказуемо или не реагирует вообще, она не является системой по отношению к данному внешнему воздействию. Но она же может реагировать предсказуемо и с постоянным эффектом на другое внешнее воздействие и тогда она уже будет являться системой, но уже по отношению к этому другому иначе определённому внешнему воздействию. Таким образом, постоянство и одинаковость реакции взаимодействующей группы элементов по отношению к определённому внешнему воздействию является критерием системности.

Постоянство действий в ответ на определённое внешнее воздействие является целью данной системы. Следовательно, цель определяет направление действий системы. Любые системы отличаются постоянством своих действий и отличаются друг от друга свой целенаправленностью (предназначенностью для чего-то конкретного). Нет системы «вообще», есть всегда конкретные системы для каких-то определённых целей. Любой объект нашего Мира отличается от другого только своей целью, предназначенностью для чего-то. Системы специально строятся под определённые цели. У разных систем разные цели и именно они определяют различие между системами.

Отсюда же обратный вывод – если есть какая-либо система, значит у неё есть цель. Мы не всегда понимаем цели у тех или иных систем, но они (цели) всегда есть у любых систем. Мы не можем сказать, для чего нужен, например, атом водорода, но не можем отрицать, что он нужен для создания полимерных органических цепочек, или, например, для образования молекулы воды. Во всяком случае, если нам нужно построить молекулу воды, то кроме атома кислорода мы обязаны взять два атома именно водорода, а не углерода или какого-либо другого элемента. Мы также не можем отрицать, что, например, звёзды типа Солнца предназначены для синтеза ядер атомов вплоть до железа, а другие звёзды, способные взрываться по типу сверхновых, предназначены для выработки более тяжелых ядер. Во всяком случае, именно таким путём в нашем Мире были получены все атомы с атомным весом тяжелее водорода. Для образования из атомов водорода всех остальных более тяжелых атомов в том количестве, которое сегодня существует в нашем Мире, нет лучшего механизма, чем звёзды. А планеты нужны для «выращивания» на них сложных объектов, включая живые объекты. Всё это, может быть и спорно, но невозможно доказать и обратное.

Мы не всегда отдаём себе отчёт о долженствовании объектов. Ну, летит себе фотон в пространстве, ну и пусть себе летит. Он никому и ничему ничего не должен, какая у него может быть цель? Но если мы измерим его параметры, то увидим, что у него постоянная длина волны (цвет), которая полностью соответствует его энергии. При этом она не меняется на протяжении миллиардов лет, если на него не воздействует что-то извне. И если вдруг длина волны начнёт меняться, то мы начнём искать причину этого изменения, потому что она должна быть именно такой, чтобы соответствовать его энергии, и никакой другой. Но если данный фотон должен иметь постоянно именно эту длину волны и у него именно эта длина волны, а не другая, значит у него есть цель – сохранять эту длину волны. И если это ему удаётся, он является системой, которая полностью соответствует заданной ему цели.

Следовательно, цель определяет систему. Цель – это системоопределяю-щий фактор. Есть цель – есть система, нет цели – нет системы. Любая система всегда предназначена для чего-либо одного и конкретного, существует для какой-либо цели.

Цель гемоглобина – захват кислорода в лёгких и отдача его в тканях. Но у того же гемоглобина нет цели, например, секретировать адреналин, развивать давление, или переносить мочевину, поскольку он создан и построен специально для переноса кислорода и только для этой цели. В гемоглобине теплокровных атомы железа играют основную газотранспортную роль, а у некоторых моллюсков эту же роль не менее успешно играют атомы меди.

Системой может быть только такая группа элементов, у которой результат их общего взаимодействия отличается от результатов действия каждого из этих элементов в отдельности. Он может отличаться как качественно, так и количественно. У кучи песка масса больше, чем масса отдельной песчинки (отличие количественное). У комнаты, стены которой построены из кирпичей, есть свойство ограничивать объём пространства, чего нет у отдельных кирпичей (отличие качественное).

Любая система всегда предназначена для какой-либо цели, но всегда у неё эта цель одна и та же. Гемоглобин всегда предназначен только для переноса кислорода, автомобиль для перевозок, а соковыжималка для выжимания сока из фруктов. Это постоянство цели обязывает любые системы действовать всегда для достижения одной и той же, но им предназначенной цели.

Принцип задания цели.

Автомобиль предназначен для перевозок, калькулятор – для вычислений, а фонарь – для освещения. Система внешнего газообмена предназначена для обмена метаболических газов между окружающей атмосферой и кровью. Насосные системы системы кровообращения (правый и левый желудочки сердца) – для перекачки крови, мочевыделительная система – для нормализации водно-солевого обмена, система стабилизации артериального давления – для сохранения АД на постоянном уровне, и т.д.

Но цель перевозки нужна не автомобилю, а кому-то или чему-то внешнему по отношению к нему. Автомобилю нужна только его способность выполнять эту цель, чтобы выполнить её. Цель перекачивать кровь желудочком сердца нужна не желудочку, а другим тканям организма. Желудочку сердца нужна только способность выполнять эту цель. Целью является необходимость для чего-то внешнего в чём-то, а данная система только лишь выполняет это, обслуживая это внешнее. Следовательно, цель системе ставится извне, а от системы требуется только способность выполнять эту цель. Этим внешним является другая система или системы, потому что Мир заполнен только системами.

Протез руки предназначен для той же цели, что и своя «родная» рука. Другое дело, что сегодня протезы ещё далеки от совершенства. Но если сделать полноценный протез руки, который был бы таким же гибким, ловким и сильным, как своя рука, плюс к этому ещё и обладал бы тактильной и прочей чувствительностью, то для инвалида было бы совершенно безразлично, «родная» ли у него рука или протезная. Главное, это чтобы протезная рука полностью соответствовала цели, для которой рука существует. И эта цель нужна не руке, а владельцу этой руки.

Если между тем, что должен и что может делать данный объект есть полное соответствие, этот объект (или группа элементов) является системой для выполнения данной цели (предназначенность для данной цели данной группы элементов). Если этого соответствия нет, то по отношению к данной цели эта группа элементов является случайным набором элементов (не системой). Хотя по отношению к другой цели эта группа элементов может быть системой, если по отношению к ней это соответствие соблюдается. Цель объединяет группу элементов в систему.

Поэтому определение системы можно представить в следующем виде – «Система – это набор взаимодействующих ( взаимо со действующихпо Анохину ) элементов, которые могут выполнить одну общую определённую цель».

Или короче: «Система – это группа целенаправлено взаимодействую-щих элементов».

Задание цели всегда исключает самостоятельный выбор цели системой. Цель можно задать системе как уставку и как установку. Есть различие в этих понятиях. Уставка – это жёсткая директива, нужно выполнить только ЭТО с заданной точностью и только ТАК и не иначе. Т.е., системе не дано право выбора действий для достижения цели, все её действия строго определены. Установка – это более мягкое понятие, задаётся только ЭТО с заданной или приблизительной точностью, но право выбора действий даётся самой системе. Установку можно задавать системам только с достаточно развитым блоком управления, который уже может сам сделать выбор необходимых действий (см. ниже).

Ни одна система не обладает свободой воли и не может поставить (задать) сама себе цель. Цель диктуется необходимостью в чём-то чем-то, что находится вне данной системы. Следовательно, цель перед системой всегда ставит другая система. Цель не продуцируется самой системой, а приходит в неё извне. Но может быть есть системы, которые самодостаточны и сами ставят перед собой цели? Например, мы сами, люди, как-будто бы можем ставить перед собой цели и выполнять их. Значит мы являемся примером независимых систем?

Не всё так просто. Существует дуализм одного и того же понятия цели: цель как задание для какой-то системы, и цель как стремление (желание) этой системы выполнить эту заданную цель:

Цель – это задание, как необходимость в определённом заданном результате внешней системы, которая даёт задание, уставку или установку, для данной системы

Цель – это стремление (желание) получения определённого результата действия данной системой, всегда равного заданному (заданной уставки или установки)

Мы можем ставить цели перед собой, но всегда ставим цель лишь тогда, когда нам что-то не хватает, когда мы страдаем. Что есть страдание? Страдание – это невыполненное желание (из древнеиудейской философии). Боль – это «крик тканей о кислородном голоде». Любые физиологические (голод, жажда), эстетические и прочие невыполненные желания заставляют нас страдать, а страдание заставляет нас стремиться действовать до тех пор, пока желания не будут удовлетворены. Сила страдания всегда равна силе желания. Мы хотим есть и страдаем от голода, пока не удовлетворим это желание. Как только мы поедим, страдание сразу проходит. Мы любим кого-то и страдаем, пока не соединимся с избранницей (избранником). Соединились, страдание исчезает.

Желание появляется у нас лишь тогда, когда у нас чего-либо нет. Желание и страдание являются двигателями эволюции, без них невозможно развитие. Желание – это наша цель-стремление. Когда мы выполняем наше желание, мы достигаем цели. Если мы достигаем цели, мы перестаём действовать, потому что цель достигнута и желание исчезает. Если у нас есть всё, что только можно придумать, то никаких целей мы сами не будем ставить перед собой, потому что нечего желать, всё есть!

Если я голоден, то я возбуждён и бегаю в поисках пищи. Если я сыт, у меня апатия и сонливость. Если мне тепло и нигде не давит, я везде бывал, насмотрелся разных стран и видов, наслушался музыки, я могу летать, проходить сквозь стены и присутствовать одновременно в сотне разных мест, у меня есть все, что только можно придумать и меня невозможно ничем удивить (счастье эгоиста), то мне нечего желать, мне ничего не хочется делать и я даже пальцем не пошевельну, чтобы что-то сделать. Зачем, если в этом нет смысла, ведь у меня всё есть? Разве что если палец зачешется, но это опять желание → страдание → действие.

Следовательно, даже человек, при всей его сложности и развитости, не может быть абсолютно независимым от других систем (от внешней среды). Наши цели-задания нам всегда ставит внешняя среда и это пробуждает наше желание (цель-стремление), которое продиктовано недостаточностью чего-то. Внешняя среда заставляет нас двигаться, потому что она причиняет нам дефицит чего-то, а для движения нужна энергия, которую мы тратим за счёт своих внутренних ресурсов. В результате чего возникает дефицит чего-то и недостаточность внутренней энергии, ликвидация котороых становится нашей целью. После насыщения цель пропадает и мы перестаём есть или искать пищу до следующей недостаточности.

Если нечего желать, то не будет и цели. Поэтому это только кажется, что мы вольны в своих желаниях. Мы вольны в выборе своих действий для достижения цели, но здесь мы ограничены уже нашими возможностями. И у нас вообще нет свободы выбора целей, как ни грустно это звучит. Наши желания нам задаются извне и мы полностью зависим от них. Нужно что-то ещё более высокое, чтобы не зависеть от желаний. Подспудно это понимали ещё древние аскеты-отшельники, которые удалялись от «мира сего», чтобы не желать, не провоцировать свои желания и оторваться от них ради достижения высших миров. Но их движение было ошибочным уже в своей основе, поскольку было основано на желании достичь тех же высших миров. Если желание является «грехом», то невозможно достичь «праведных миров грешным» путём!

Всё, что было сказано выше в основном касалось так называемых «животных» желаний. Но есть ещё желания, продиктованные высшими мотивами. Если мы видим, что кто-то другой страдает, мы также страдаем и хотим помочь ему (нравственные страдания). И хотя когда мы помогаем, мы что-то отрываем от себя, лишаем себя чего-то, чтобы дать другому, всё равно мы счастливы (счастье альтруиста). Может быть в этих случаях мы ставим перед собой эти высшие цели-необходимости? Нет, мы всегда это делаем только исходя из высших идеалов. Следовательно, это высшие идеалы заставляют нас действовать (ставят перед нами цели), но не мы сами. Эти цели-необходимости нужны высшим идеалам, но не нам. Наши желания – это лишь наши стремления выполнить цель. А цель-задание, как уже было замечено выше, задаётся любой системе, включая нас самих, извне. Мы не ставим цели-задания, мы ставим цели-стремления.что значит

Тогда если не мы, то может быть есть другие системы, которые могут сами ставить себе цели независимо ни от чего? Может быть, начиная с какого-то определённого уровня усложнения системы уже сами могут это делать?

Нам такие примеры неизвестны. Всегда на любую сколь угодно большую и сложную систему найдётся другая, более высшая, которая будет диктовать ей свои цели и условия.

Но может быть наш Мир, будучи настолько огромным, сложным и многогранным, стал настолько самодостаточным (замкнутый сам на себя, полностью закрытая система), что ему уже не требуется внешнее влияние и он уже сам, как система высшего порядка, ставит перед собой и перед нами свои цели? Но если он сам ставит свои цели, значит он целенаправлен.

В связи с этим встаёт вопрос о целенаправленности природы. Возможно у неё есть какая-то известная лишь ей цель и она строит Мир соответственно этой цели. Если у природы есть цель, то она упорядочена и целенаправленна. Но так ли это? На этот вопрос существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Философы от различных религий утверждают, что всё от Бога, Мир упорядочен и предназначен для развития человека. Материалисты-атеисты утверждают, что Бога нет, а есть природа, слепая, случайная, хаотичная и не целенаправленная. Однако хаоса нет, в любом уголке Вселенной всегда царит идеальный порядок, потому что везде работают и соблюдаются законы термодинамики. Природа едина и почти упорядочена. Почти потому, что на уровне квантовых явлений, вероятно, есть некая неопределённость и непредсказуемость, т.е., несоответствие явлений нашим знаниям физических законов (туннельные эффекты, например). Именно эта непредсказуемость является причиной случайности и непредсказуемости. А случайность и целенаправленность взаимно исключают друг друга. Мы пока не знаем, является ли эта непредсказуемость результатом несовершенства технологии проведения экспериментов или недостаточности наших знаний, хотя есть и другие точки зрения. Но если признать, что природа целенаправленна, тогда слова «природа» и «Бог» становятся синонимами.

Столь длительные отступления на около теософские темы необходимо было провести, потому что понятие цели неизбежно рождает вопрос: – «А кто или что ставит цели перед системой?» Пока ясно только одно – цель перед системой всегда ставит другая система, а сами системы, включая человека, свободой воли не обладают. Мы до сих пор с уверенностью не знаем, целенаправленна ли природа (Мир), или нет? Как и не знаем того, что непредсказуемость на уровне квантовых эффектов объясняется несовершенством нашего знания, или это принципиальное явление, которое совершенно от нас не зависит? Случайность – это объективная или субъективная реальность?

Это, так сказать, два полюса нашего бытия – глобальный Мир и мир на уровне квантовых явлений элементарных частиц, между которыми мы существуем. Может быть задаваемость цели извне и не касается этих полюсов, но для любых систем, существующих между ними, в том числе и для нас, цели задаются извне окружающей средой, заполненной другими системами.

Таким образом, цель-стремление – это прежде всего потребность (желание) чего-то или кого-то в чём-то (в «У»), чего у него нет. А раз у него нет, то нужно взять это «У» где-то во вне, у другой системы. Для того, чтобы взять, нужно действовать. Отсюда вытекают следующие два принципа – принцип действия и принцип иерархии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение в теорию систем | Принцип выполнения действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.