Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаменательные даты

Каждое событие в начале пути, будь то техническое новшество или выход новой передачи, воспринималось как ключевое, символизирующее переход на новый виток развития. Вот только некоторые из них:

1 мая 1932 года. Экспериментально-творческий сектор Всесоюзного радиокомитета показал праздничную передачу — парад и демонстрацию трудящихся в Москве. Это был небольшой фильм, съемки которого велись на Пушкинской площади, на Тверской улице и на Красной площади. Дикторов радио, которые вели программу, тут же, с эфира, записывали на кинопленку. Фильм был быстро обработан в лаборатории сектора и вечером 1 мая показан телезрителям. По сути, он явился одной из первых попыток соединить в звуковом телефильме возможности кино (если уже и не «немого», то еще и не «говорящего») с возможностями радиовещания.

1932 год. Выходит первый советский телефильм режиссера В. Касьянова (созданный под руководством А. Разумного, возглавлявшего в те годы специальный творческий сектор телевидения). Этот фильм представлял собой монтаж снятых на кинопленку карикатур из альбома «Лицо международного капитализма» известного художника-сатирика Л. Дени. Таким образом, первая работа кинематографистов для телевидения носила политический характер.

Октябрь1932 года. По телевидению показан небольшой хроникально-документальный фильм об открытии Днепрогэса, снятый в Запорожье тремя съемочными группами кинодокументалистов и операторами «Союзкиножурнала».

1933 — 1936 гг. В СССР серийно выпущено свыше трех тысяч механических телевизоров марки «Б-2» с диском Нипкова и размером экрана 3×4 см в виде приставки к радиовещательному приемнику.

Ноябрь 1934 года. Состоялась первая передача малострочного телевидения (уже не экспериментального, а практического). Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Знаменитый артист И. Москвин прочитал рассказ А. Чехова «Злоумышленник», затем выступили певица и балетная пара (к сожалению, их имена не сохранились).

По ТВ в то время часто выступали государственные и политические деятели, ученые, известные люди страны. Так, 30 января 1936 года в телепередаче приняли участие рабочие-новаторы А. Стаханов, Н. Дюканов, Д. Канцедалов. 12 августа 1936 года в студию приехали вернувшиеся в Москву после перелета на Дальний Восток летчики В. Чкалов, А. Беляков и Г. Байдуков. Выступали перед объективом и челюскинцы, и первые Герои Советского Союза — Н. Каманин, В. Молоков, М. Слепнев, С. Леваневский. Как автор и исполнитель выступал композитор С. Прокофьев.

Пресса в те годы активно популяризировала идею телевидения. Вот что писала «Правда» 24 октября 1934 года, за несколько дней до начала регулярного вещания с улицы 25 Октября:«Обладатель радиоприемника в нашей стране может по радио только прослушать оперу, концерт или сообщение о событии, но не увидеть его. В ближайшие дни этот пробел будет восполнен: с 15 ноября Всесоюзный комитет по радиофикации приступает к регулярному телевидению… Правда, в первое время очень немногие жители СССР смогут превратиться из радиослушателей в радиозрителей: для приема передач телевидения нужен специальный аппарат — телевизор, которым обладают только несколько сот радиолюбителей страны. Но важно начать это большое дело, тем более что московский завод «Физэлектроприбор» освоил производство советских телевизоров с экраном размером 6×9 см. Первая серия этих телевизоров в ближайшее время будет установлена на важнейших заводских радиоузлах для коллективного пользования».

1937 год. Организован первый телецентр на Шаболовке. С 1938 года осуществлялось экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года началось регулярное телевещание с показа фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б).

1938 год. Начата трансляция телепередач с Шуховской башни. Ее построили в 1919-1922 гг. по проекту и под руководством В. Г. Шухова на Шаболовке для размещения антенн радиостанции.

Ноябрь 1939 года. Состоялась первая большая общественно-политическая передача, посвященная 20-летию Первой Конной армии. Это была студийная съемка встречи ее бойцов и командиров.

Февраль 1940 года. Выходит программа, посвященная возвращению ледокола «Георгий Седов». Артисты выступали перед героями-седовцами, представителями московских заводов и фабрик, журналистами. На встрече выступил председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин. Звуковая часть передачи транслировалась по радио.

В дальнейшем активному развитию телевидения в Советском Союзе помешала война. За два дня до ее окончания — 7 мая 1945 года — телецентр на Шаболовке возобновил трансляции передач, а 15 декабря того же года первым в Европе начал регулярное телевещание два раза в неделю. Ленинградский телецентр возобновил вещание в 1948 году. В ноябре 1952 года провел пробную передачу Киевский телецентр. В том же году началось строительство телевизионных центров в Минске и Свердловске; в 1953-м — проектирование и строительство телевизионных центров в Риге, Таллинне, Баку, Харькове, Горьком, Куйбышеве, Ташкенте, Вильнюсе.

 

 

 

Май 1948 года. В Ленинграде в экспериментальном порядке начала действовать передвижная телевизионная станция (ПТС), которую обслуживали инженеры завода-изготовителя. Они провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж — показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания, трансляция без текстового комментария. Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 года. Появление ПТС в советском телевидении значило гораздо больше, чем очередное техническое усовершенствование, — возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ.

1949 год. В эфир вышла первая, не считая технических экспериментов, внестудийная телевизионная передача в Москве — репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо». В 1933-м году уже делалась подобная попытка, но тогда зрители увидели запись только на другой день после матча.

 

Спортивных радиокомментаторов в начале 50-х годов было двое — В. Синявский и Н. Озеров. Они же выступали и по телевидению. Надо отметить, что Синявский одним из первых стал постепенно перестраивать текст своих передач, приспосабливая его к требованиям экрана.

Март 1951 года. На технической базе Московского телецентра была образована Центральная студия телевидения (ЦСТ) — организационная система, которая со временем превратилась в Центральное телевидение Советского Союза. Структура ЦСТ предусматривала следующие редакции: литературно-драматическая, общественно-политическая, музыкальная и детская. В 1954 году состав ЦСТ был дополнен редакциями промышленных, сельскохозяйственных, научно-популярных и спортивных передач.

Февраль 1955 года. Состоялся первый в истории отечественного ТВ репортаж с промышленного предприятия, который показал, что сложные технические условия, такие как шумы, вспышки света и тому подобные помехи, не приводят к браку в передаче — ни по изображению, ни по звуку. После выхода этой программы были сняты препоны технического характера, стоявшие на пути развития жанра ТВ-репортажа.

1 мая 1956 года. Впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации трудящихся на Красной площади. Передача велась камерами, установленными на площади и на Спасской башне Кремля. С тех пор репортажи с Красной площади проводились по той же схеме, но постоянно совершенствуясь: увеличивалось число дикторов и камер, количество включаемых городов, применялась все более совершенная оптика, высокочувствительные микрофоны и т. д.

1957 год. Создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению.

1959 год. Рождение космического телевидения: советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны.

1961 год. Произошло поистине историческое событие — трансляция изображения Юрия Гагарина из космоса, которая стала возможна благодаря отечественной системе космического ТВ, созданной Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения. Спустя еще 5 лет зрители увидели полный диск Земли с высокой орбиты.

1965 год. На орбиту запущен первый советский высокоэллиптический спутник связи «Молния» и практически сразу же была успешно опробована возможность передачи телесигнала из Владивостока в Москву.

1966 год. Состоялась передача цветного изображения из Парижа в Москву.

1967 год. По проекту Н. Никитина в Москве построена Останкинская башня высотой 540 м, обеспечивающая качественное эфирное телевещание. Жители столицы и окрестностей (120-150 км) получили возможность смотреть две телепрограммы.

1967 — 70 годы. Введен в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) «Останкино».

1967 год. Начало регулярных передач цветного телевидения. В этом же году была создана спутниковая система распределения ТВ-программ на сеть наземных приемных станций «Орбита».

 

 

К началу 90-х годов свыше 95% населения по всей территории России принимали две программы Центрального телевидения. Затем началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы — общественное и коммерческое ТВ. К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Возникло кабельное и спутниковое ТВ. Появилась возможность значительно улучшить качество передаваемого изображения при помощи новейших цифровых технологий. Началось производство новых моделей телевизоров с плоскими экранами, где катодная трубка уже не используется.

 

Технический парк советского телевидения

Московский телецентр по праву считался одним из наиболее технически совершенных телецентров мира. У подножия знаменитой 150-метровой Шуховской башни, возведенной в 1922 году для радиостанции, были размещены два здания — для передатчика и студии, где находились телекинопроекционный и просмотровый залы, костюмерные комнаты для артистов и помещения для административно-творческого персонала. Приемная сеть состояла из 100 телевизоров, установленных в радиусе до 30 км от передатчика.

Полезная площадь павильона (студии) составляла 300 м2. Он был по тем временам хорошо оборудован световыми приборами с централизованным управлением, бесшумной вентиляцией, превосходной системой акустики (по мнению многих специалистов, по своим акустическим качествам этот павильон и по сей день не имеет себе равных). Телеаппаратура размещалась в четырех комнатах, одна из которых и была павильоном. Телевизионная передача шла по двум каналам: по одному — изображение, по другому — звук, а так как не у всех зрителей был второй приемник (для звуковой части телепередачи), на экране время от времени, как в «немом» кино, давались пояснительные надписи. Павильон был отделен от аппаратной застекленным окном, а дисковый передатчик (камера) находился в аппаратной, перед стеклом. Из-за малых размеров экрана передача велась почти на одних только крупных планах. Еще один телепередатчик служил для показа кинофильмов.

Студия была оснащена тремя телекамерами, установленными на неподвижных штативах, которые скоро заменили на подвижные. При помощи коммутирующего устройства (пульта) посылались в эфир кадры, получаемые с любой из камер. Наличие нескольких камер в телевизионной студии и свобода их передвижения — все это открыло новые перспективы и позволило приступить к покорению тех творческих вершин, которые уже освоило кино. Заметим, что все оборудование нового телецентра в Москве было американским, созданным под руководством В. К. Зворыкина. Мебель изготовили по специальным эскизам одной из мастерских Академии художеств СССР.

Первый электронный телеприемник («ТК-1») представлял собой довольно громоздкую тумбу, в которой кинескоп располагался вертикально. Такие телевизоры были установлены в рабочих клубах и красных уголках, во дворцах культуры, в Политехническом музее и других общественных учреждениях.

В 1949 году промышленность начала массовый выпуск дешевого, но весьма надежного телевизора «КВН-49» с экраном 10,5×14 см. Название было составлено из первых букв фамилий его конструкторов — Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Впоследствии эта аббревиатура превратилась в название популярной телепрограммы и расшифровывалась как «Клуб веселых и находчивых».

Экран телевизора был настолько маленьким, что многие приспособились смотреть его с лупой или линзой, заполняемой дистиллированной водой. Купить его было очень сложно. В магазинах велись очереди, где приходилось отмечаться по определенным дням. Позже появилась более современная модель — «Старт-3» с радиоприемником УКВ-диапазона. Старожилом из всех отечественных телевизионных приемников оказался «Рубин 711».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Точка отсчета | История и имена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.