Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример кейса по естественным монополиям




Семинар по итогам лекции.

1. Анализ кейсов. Работа в группах, презентация своего варианта решения.

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В силу классического предназначения почты, ее сетевой структуры, принадлежности к естественной монополии отдельных видов деятельности (пересылка письменной корреспонденции) в почтовой связи невозможны конкуренция в полном масштабе, свободное ценообразование и выбор партнеров, что обусловливает необходимость введения механизма принудительного, государственного регулирования. Почта находится под государственным контролем и управлением в силу следующих основных причин:

1) состояние сети и развитие системы почтовой службы необходимо регулировать в интересах всех слоев населения по причине социальной значимости услуг;

2) достижения баланса интересов субъектов естественной монополии в области связи и потребителей их услуг;

3) жесткая конкуренция может привести к разрушению системы связи, особенно в удаленных и сельских районах, и к тяжелым социальным и экономическим последствиям;

4) неравномерное развитие почтовой службы по территориям и регионам РФ требует соответствующей координации и государственной инвестиционной политики;

5) затраты общества на формирование и развитие почтовой инфраструктуры достаточно весомы и требуют государственной поддержки в разумных пределах.

Инфраструктурная направленность деятельности почтовой связи, обслуживающей население и общественное производство, обусловливает невещественность услуг и всеобщий характер их потребления. В условиях различного жизненного уровня платежеспособности отдельных слоев населения на почтовую службу государством возложена социальная миссия удовлетворения всех общественных потребностей в ее услугах. Это означает предоставление социально значимых услуг по тарифам, которые не вызывают социальной напряженности, хотя они ниже стоимости их производства.

Главными целями государственного регулирования рынка услуг почтовой связи являются:

- создание условий для оказания услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации;

- защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

- обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

- создание условий для развития российской инфраструктуры почтовой связи, обеспечение ее интеграции с международными сетями связи.

Исходя из этих целей можно выделить следующие формы воздействия государства на рынок услуг почтовой связи:

1) нормотворчество;

2) установление единых правил, стандартов, норм и требований в области почтовой связи;

3) отнесение отдельных услуг почтовой связи к естественной монополии;

4) определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к уровню их качества, контроль за выполнением этих требований;

5) лицензирование деятельности на рынке услуг почтовой связи, контроль за выполнением всеми участниками рынка условий лицензий и регистрационных обязательств;

6) ценовое регулирование универсальных услуг почтовой связи (тарифная политика);

7) определение метода финансирования универсальных услуг почтовой связи;

8) определение налоговой политики в отношении рынка услуг почтовой связи;

9) создание организаций федеральной почтовой связи;

10) установление ограничений в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ;

11) введение специальной ответственности за правонарушения на рынке.

Рынок услуг почтовой связи, можно сказать, существовал и раньше: имелись потребители, были спрос и предложение услуг, а также внутриотраслевая конкуренция, за предоставление услуг взималась плата по тарифам, производственные отношения строились на основе принципов хозяйственного расчета, производились платежи и выплаты по налогам. Однако эти хозяйственные отношения не были рыночными, поскольку осуществлялись в рамках монопольного положения отрасли связи и централизованно управляемой экономики с общественной собственностью на средства производства. В условиях рыночной экономики для почтовой связи предопределен двойственный характер ее экономики. Он заключается в выполнении общественных требований социальной службы и обеспечения самофинансирования своего развития. Поэтому оптимальным вариантом управления экономикой почтовой связи является гибкая, гибридная система, сочетающая рыночные и регулируемые принципы хозяйствования.

Конкуренция на рынке услуг почтовой связи предполагает наличие альтернативных операторов почтовой связи, предлагающих клиентам аналогичные услуги по пересылке сообщений и отправлений. Она представляет собой механизм соперничества, способствующий укреплению рыночных позиций путем использования новейших средств перевозки и связи, технологии передачи и доставки почты, новых способов управления и организации производства, стимулирует развитие отрасли и дает возможность потребителям свободно выбирать производителя услуг почтовой связи. Конкуренция может происходить как между разными видами связи: почтовой, телеграфной, телефонной связи, так и в пределах услуг почтовой связи: пересылка посылок наземным и воздушным транспортом, пересылка писем, денежные переводы почтовые, телеграфные. Появление альтернативных структур, предоставляющих услуги почтовой связи в ограниченных рамках (между областными центрами, в крупных городах, ускоренная пересылка), хотя и не имеющих инфраструктуры, сравнимой с федеральной почтой, создает в определенной мере конкурентную среду.

В экономике каждой страны есть области производства и распределения, где рыночное ценообразование не является оптимальным, развитие конкуренции или невозможно, или малоэффективно. К ним относятся естественные монополии, для развития и функционирования которых необходимо целенаправленное воздействие путем государственного регулирования. В отношении таких отраслей и видов деятельности задачей государства является не пресечение монополизма, а создание условий для регулирования их деятельности и защиты интересов потребителя.

Принципиальным решением проблемы конкуренции и монополии в почтовой службе служит отнесение к естественной монополии не всех, а отдельных видов деятельности.

Под естественными монополиями понимают такие сферы деятельности, в которых наличие более одного хозяйствующего субъекта ведет к потерям эффективности общественного производства.

Выделяются два основных критерия:

- производство эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;

- спрос на услуги слабо реагирует на изменение цены.

Такие услуги, как пересылка письменной корреспонденции (писем, почтовых карточек, бандеролей), имеют уникальный характер, удовлетворяют важнейшие потребности населения, являются традиционными и незаменимыми для отдельных категорий населения потребителей. Услуги по пересылке посылок, денежные переводы в большей степени подвержены конкуренции и зависимости спроса от тарифов: потребитель может воспользоваться наземной или воздушной пересылкой посылок, перевести денежные средства почтовой или телеграфной связью или воспользоваться альтернативными структурами. Специфическими признаками естественной монополии для почтовой службы являются также обеспечение доступности предоставляемых услуг, единства почтовой территории и тесная связь с железнодорожными перевозчиками, которые, в свою очередь, также принадлежат к естественным монополиям.

Достижение поставленных целей и решение связанных с этим задач предопределили создание единой структуры – ФГУП "Почта России", объединяющей в себе все государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия федеральной почтовой связи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.