КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекции
1. Понятие социальной реабилитации 2. Социальная реабилитация детей-инвалидов 3. Опыт организации социальной работы с детьми-инвалидами
Основное содержание лекции
1. Понятие социальной реабилитации
В настоящее время в теории и практике социальной работы активно прорабатываются концептуальные основы этой деятельности. Это связано с тем, что патерналисткая модель, на которой длительное время базировалась отечественная система социальной защиты, изжила себя, тем более она слабо согласуется с принципами общества, исповедующего рыночную экономику. Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т. д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым или детям – основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. Все более широкое применение в отечественных моделях социальной работы с инвалидами находит гуманистическая парадигма. Исследователи считают ее наиболее прогрессивной. Однако для ее реализации необходимо создать соответствующие технологии социальной работы. При наличии общих базовых принципов технологии социальной работы в рамках гуманистической модели имеют особенности. Они связаны как с возрастом клиентов социальной работы, так и с причинами, обусловливающими их инвалидность. К примру, в отношении молодых инвалидов одна из них – технология медико-социальной реабилитации с особым акцентом на трудовую реабилитацию. В России помощь инвалидам осуществляется на 3 уровнях: а). государственном – через систему социальных, медицинских, образовательных и др. учреждений; б). негосударственном – через неправительственные организации.; в). семья – служит связующим звеном, «социальным мостом», соединяющим государственные и негосударственные структуры. Центральное место в системе реабилитационных мероприятий для инвалидов занимает социальная реабилитация. “Реабилитация” и “терапия” слова, которые часто употребляют люди, работающие с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. По Дэвиду Вернеру, реабилитация – восстановление какого-либо умения или оказание помощи инвалиду с целью лучшего приспособления к условиям жизни в семье и обществе. Причем лучшая терапия – вовлечение инвалида в полноценную повседневную жизнь По Е.И.Холостовой, реабилитация – система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способностей к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезаптивного населения. Социальная реабилитация, по Курбатову, – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся. В рамках социально-реабилитационной деятельности выделяют следующие уровни: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой. К примеру, основными видами реабилитации детей с ОФВ являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая, психолого-педагогическая. При подходе к проблеме социальной реабилитации инвалидов необходимо определить ее место в базовой реабилитации, которая включает медицинскую, социальную и трудовую. Медицинский аспект работы с детьми-инвалидами предусматривает меры лечебно-диагностического и восстановительного характера. Их цель – восстановление нарушенных или утраченных функций. Основой медицинской программы является комплексное использование взаимодополняющих средств и методов лечения, физического воздействия, рефлексотерапии, трудотерапии, психотерапии. Таким образом, по своей сути социальная реабилитация носит комплексный характер. Она базируется на принципах: 1. Принцип ступенчатости позволяет вести работу с постепенным нарастанием ее интенсивности, переключаться с одной деятельности на другую. 2. Принцип диалектического единства создает возможности не только для последовательного, но и одновременного сочетания социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации, умелого сочетания силы и сложности реабилитационных процессов. 3. Принцип разносторонности учитывает многоаспектность процессов социальной работы, сочетания семейно-бытовой, профессиональной, культурно-просветительной и иных сфер работы с ребенком. 4. Принцип партнерства предполагает вовлечение самого инвалида в активный коррекционно-реабилитационный процесс, превращение его из объекта в субъект социальной работы, с целью восстановления его социально-психологического статуса и интеграции в общество. Кроме названных, реабилитационный процесс учитывает и следующие принципы: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.
2. Социальная реабилитация детей-инвалидов
Процесс социальной работы с такими детьми имеет свои особенности, так как он должен обеспечить, с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в развитии. Поэтому под социальной работой с этой категорией детей принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду. Работа с такими детьми должна начинаться на самых ранних стадиях, процесс этот должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки, максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. Меры реабилитации, их объем, продолжительность применения, сочетания, место проведения определяются состоянием так называемого реабилитационного потенциала, под которым понимается совокупность имеющихся психофизиологических, физических, психологических способностей, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать, восстанавливать нарушенные сферы жизнедеятельности. Особенностью восстановительного лечения является то, что начало его в детском возрасте должно предусматривать не только ликвидацию дефекта, вызванного тем или иным заболеванием, но и стимуляцию развития функций (двигательной, речевой) задержанных влиянием болезни. Своевременная коррекция нарушенных болезнью функций у детей особенно важна, так как отсутствие или недостаточная коррекция функций у развивающейся личности при реакции на дефект, ограничение движения могут привести к нарушению формирования ее в целом. Особенностью работы с детьми с ОФВ является то, что медицинская реабилитация одновременно проходит с психолого-педагогическим воздействием. Основные задачи психологической реабилитации: 1. Развитие нарушенных психических функций. 2. Формирование психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации. 3. Психологическое обеспечение возможности адекватного профессионального самоопределения ребенка. 4. Формирование средовых условий, в том числе внутрисемейных, стимулирующих психическое развитие ребенка. Конечные цели психологической реабилитации: - развитие способностей адекватного поведения: - развитие способностей общения с окружающими: - развитие способностей самообслуживания: - уменьшение (ликвидация) ограничений к получению образования: - уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество. Основные факторы, определяющие характер психологической реабилитации: - особенности психологического состояния ребенка и уровень реабилитационного потенциала: - возраст, социальный статус ребенка: - специфика региональных социально-экономических условий (наличие реабилитационных центров и соответствующих специалистов, научно-методической и технической базы). Основные методы психологической реабилитации: - психологическая консультация; - психологический тренинг; - психотерапия; - психокоррекция. Педагогический аспект имеет своей целью воспитание, обучение и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе, семье и к профессиональной деятельности. В зависимости от характера заболевания и возраста меры реабилитации в рамках педагогического аспекта будут естественно разные. В раннем детском возрасте работа будет в основном направлена на развитие, воспитание ребенка. Эти задачи реализуются с использованием в процессе коррекционно-развивающих занятий, различных технических средств, применение которых позволяет развивать слух, зрение, возможность передвижения, общения. В школьном возрасте предусматривается коррекционная направленность обучения и воспитания, обучение основным наукам, трудовое и допрофессиональное обучение. В этом периоде большое значение приобретает профессиональная ориентация, выявляющая склонности, интересы, способности, работа по социальной адаптации, интеграции в общество. По определению, профессиональная ориентация инвалида – это научно обоснованный выбор пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства. По указанным направлениям социальная работа ведется преимущественно специалистами специализированных учреждений системы социальной защиты населения. В настоящее время действует ряд социальных учреждений, основным направлением деятельности которых является социальная работа с семьей и детьми: территориальные центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной социально-психологической помощи, реабилитационно-оздоровительные комплексы семьи, социально – реабилитационные центры семьи, центры планирования семьи и другие. Обобщенно направления социальной поддержки детей-инвалидов условно можно сгруппировать следующим образом (табл. 1). Таблица 1
3. Опыт организации социальной работы с детьми-инвалидами
В России функционирует сеть специализированных учреждений, деятельность которых направлена на оказание непосредственной социальной поддержки (социальной реабилитации) детей с ОФВ, а также их родителей. Для этого в подобных учреждениях осуществляется коррекционная и реабилитационная работа с теми и другими (отметим, что первая преимущественно относится к детям, вторая – как к детям, так и к их родителям). Интересный материал для обобщения дает современная практика реализации социально-реабилитационных систем, таких как Центры социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. Несмотря на то, что как тип социального учреждения центры распространены по всей России, однако в работе некоторых из них мы находим опыт инновационной деятельности. Кроме того, есть и другие интересные примеры организации различных форм социальной поддержки детей с ОФВ и их семей – в «третьем секторе», т.е. в общественных объединениях. Среди государственных учреждений такого типа назовем только некоторые: «Контакты - 1» (г. Москва) – дошкольный центр социальной реабилитации; школа Бороздина – расположена в академгородке г. Новосибирска; школа «Нордис» в Нижнем Новгороде; центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Радость» г. Светогорска Ленинградской области и др. Известно, что воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье представляет большие сложности. Родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как самим дефектом ребенка, так и возникающими в связи с этим нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, расстройствами поведения, а также взаимоотношениями в семье, характером семейного уклада. К числу наиболее распространенных проблем семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями можно отнести: медико-социальные, экономические социально-профессиональные, психологические проблемы, а также планирование семьи после рождения ребенка – инвалида или ситуации, приведшей к инвалидизации ребенка. Так, основными направлениями в работе с родителями в данных центрах являются следующие: оказание консультативной помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями по вопросам ухода, воспитания, общения, развития ребенка; обучение родителей общаться и играть с детьми, понимать своего ребенка; психологическая помощь и поддержка родителей; социально-правовая помощь; распространение и обмен опытом. Как считают специалисты, реабилитация детей с ОФВ жизнедеятельности должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В детских домах-интернатах для детей с ОФВ сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Здесь для их реабилитации широко применяется спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В интернатах детей чаще всего обучают столярному и швейному делу. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства. Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ОФВ является определенная замкнутость, т.е. Здесь отсутствие возможностей широкого общения со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты РФ в декабре 1994 года. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Опыт работы специалистов показывает, что реабилитация будет более плодотворной, если в ней будут принимать участие не только реабилитационные учреждения, но и семья, все общество в целом, так как реабилитация ребенка с ОВФ – сложный процесс, включающий коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков, способностей, профессиональная реабилитация, общее и профессиональное обучение. Каждый из указанных аспектов реабилитационного процесса сам по себе в отдельности не позволяет достичь желаемого результата. Прежде чем останавливаться на той или иной форме социальной реабилитации нужно обследовать ребенка, определить, что он может делать, чему мог бы научиться. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями традиционные и сравнительно новые: игра, рисование, лепка, пение и т.д. – арттерапия, библиотерапия, психотерапия, элементы психодрамы, социодрамы и д.р. Освобождению от внутреннего напряжения способствует арттерапевтическое рисование (изотерапия). Известны такие приемы изотерапии как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги или рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благополучно сказывается музыкотерапия, в том числе пение. Оно способствует стабилизации эмоционального состояния, предупреждение колебаний настроения, снятию раздражимости и возбудимости. Кроме того, пение и игра на музыкальных инструментах открывают ребенку пути для самоутверждения, повышения самооценки, преодоления неуверенности в себе. Итак, социальная реабилитация обычно преследует две цели: создать положение, которое позволяет каждому инвалиду реализовать свои возможности, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми; и помочь окружающим – членам семьи, соседям, принимать, уважать, доброжелательно относиться к ним в быту, обеспечивать для них равные возможности и ценить способности этих людей.
Использованная литература
1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2002г. – 448с. 2. Блинков Ю.А., Губарев Е.А., Черных А.М. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. – Курск: Изд-во КГМУ, 1999 – 432с. 3. Если ваш ребенок не такой, как другие: Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И. Волжиной – М.: НИИ семьи, 1997- 180с. 4. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения // Информационный сборник. – М., 1993. – Вып.2. – 58с. 5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000 - 124с. 6. Особый ребенок. Проблемы и пути решения / Под ред. Е.Т. Лильина. – М.: АОЗТ «Антидор», 2002г. - 264с. 7. Пентек К. Социальные проблемы ограниченно трудоспособных // Социологические исследования. – 1993. – №11. – С.126-131.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |