Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические и теоретические основы МПЕ




Теоретические основы методики начального естествознания

Вопрос 1

Методологической основой методики естествознания является диалектический материализм и его теория познания. Поэтому дан­ная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще. Методика естествознания учи­тывает, что в процессе обучения ребенок отражает в своем созна­нии окружающий мир, который материален и объективен, а значит, и подлинно научные знания об этом мире также объективны. Методика естествознания должна относиться к процессу обуче­ния как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (переход количества в качество, един­ство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соот­ветственно - к личности ученика.

Диалектический закон о переходе количества в качество постоян­но действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее - к доказатель­ству, а затем - к обобщению, в процессе которого формируется но­вое знание на ином качественном уровне.

Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического за­кона о развитии как борьбе противоположностей. Действительно, деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности учени­ка.

К методике преподавания естествознания полностью относится положение всеобщей методологии науки и теории познания о том, что теория и практика едины и что теория в конечном итоге явля­ется обобщением фактических данных из двух главных источников. Первый источник — это практическая деятельность педагогов, их находки, догадки, нововведения и т. п. Другой источник — научные исследования, ведущиеся определенными методами и представля­ющие большую сложность.

Теория есть совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее разделы (Словарь иностранных слов, 1989).

Методика есть раздел педагогической науки, исследующий закономерности обучения определенному учебному предмету.

Методика это наука о закономерностях образования, воспитания и развития учащихся средствами учебных предметов и их совокупностью (Смирнова Н.В. // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 4.).

Методика начального естествознания – раздел методики, исследующий закономерности обучения, воспитания и развития младших школьников средствами естествознания.

Методика начального естествознания решает задачи формирования трех сфер учебно-познавательной деятельности: мотивационной (зачем?), ориентационной (чему?), рефлективной (как?):

 

мотивация ориентация

 

рефлексия

 

МНЕ являет собой единство двух противоположностей – науки и учебного предмета.

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также сфера деятельности по открытию этих знаний.

Учебный предмет – педагогически адаптированные основы научных знаний, отобранные и преобразованные сообразно возможностям и потребностям обучающихся.

Эти противоположности при соприкосновении переходят в качественно новые состояния, диалектически отрицая пройденные этапы своего развития.

 

МНЕ определяется семью параметрами:

  • определением (что такое?)
  • функциями (зачем?)
  • целями (чего достичь?)
  • задачами (что делать?)
  • объектом (процесс достижения целей)
  • предметом (стороны процесса)
  • методами (как делать?)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.