Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»

Законы диалектического материализма в приложении к педагогике

Диалектический материализм – философское учение, признающее первичность материи, находящейся в постоянном развитии.

В чем сущность методологии МНЕ?

Вопрос 2: Методологические основы МНЕ

Выявив содержательную сущность понятий «наука» и «учебный предмет» перейдем к рассмотрению вопроса об их методологии – учения о закономерностях научного познания, и методики – учения о закономерностях учебного познания.

Методология и методика есть диалектически связанные противоположности.

Любая методология строится на философских подходах к изучению окружающего мира. В философии же существуют разные мировоззренческие установки: идеализм, материализм, дуализм, метафизика, диалектика.

С учетом того, что наука сегодня признает живую материю объективно существующей и находящейся в постоянном развитии, методологической основой МНЕ является философия диалектического материализма и его теория познания.

Закон единства и борьбы противоположностей постоянно действует в учебном процессе: две противоположности – учитель и ученик едины в том, что они субъекты процесса обучения. Между ними существует противоречие (борьба), когда потребности учителя не совпадают с возможностями ученика. Как результат разрешения противоречия происходит движение ученика в сфере обучения. Если нет противоречия, то начинается застой, ученик не развивается.

 

Закон взаимного перехода количества в качество также постоянно действует в процессе обучения: ученик накапливает знания, начинает мыслить, выдвигает гипотезы, делает обобщения, тем самым формирует новые знания. Так совершается непрерывное восхождение, которое переводит ученика на качественно новый уровень развития.

 

Закон отрицания отрицания в процессе обучения проявляется в виде сохранения исходной основы, когда базовое знание модернизируется, дополняется и формируется на качественно новом уровне. Например:

 

дошкольник-----младший школьник-----старший школьник------студент-------учитель

 

растение части растения органы растения генетика методика изучения

физиология растений

 

 

Итак, мы определились в том, что официально признанной методологической основой методики начального естествознания является философия диалектического материализма, практическим приложением которой служит теория познания:

Как видим, в этой формуле две противоположности – теория и практика. Их единство является еще одним проявлением действия законов диалектики – количество живого созерцания переходит в качество – человек начинает абстрактно мыслить и использовать в практике плоды научной деятельности.

 

Механизмом познания служит теория отражения:

  1. Познание есть процесс отражения сознанием человека объективной реальности, данной нам в ощущениях.
  2. Ощущения как бы копируют, фотографируют объективную реальность.

 

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что понимается под теоретической основой методики начального естествознания?
  2. Что является методологической основой методики начального естествознания?
  3. Каким образом методология отличается от методики?
  4. Что общее? Что лишнее? Почему?: а) наука, учебный предмет, методика начального естествознания; б) материализм, диалектический материализм, идеализм
  5. Составьте синквейн на тему «Методика начального естествознания» по следующему плану: однословное название, два глагола, три прилагательных, фраза из четырех слов, одно существительное

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика начального естествознания | Организация работ по управлению требованиями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.