КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От иерархии - к организационным сетям
Корпоративная перестройка Принципы внутреннего рынка От иерархии к организационным сетям 3. Особенности «внутреннего рынка» Наиболее серьезной проблемой в организациях разного масштаба является иерархическое построение управленческой деятельности. Такая модель организации, берущая начало от сооружения пирамид Древнего Египта и характерная для огромного исторического периода (древность, Средневековье, новая и новейшая история) сохраняется и в настоящее время, поскольку во многих случаях существуют условия однообразной и регулярно повторяемой работы, а также повторяющихся отношений соподчиненности. Однако век информации высвобождает такие глубинные связи и возможности, что мир и отдельные его ячейки превращаются в сложный лабиринт, делая тем самым существующие иерархии устаревшими. Система управления, при которой все решения спускаются «сверху вниз», уходит в прошлое. Современная волна реорганизаций компаний на базе использования информационных технологий ведет к созданию органической сети самоуправляемых предприятий, которая работает как отлаженная рыночная система. Наиболее реальным преемником модели иерархии в настоящее время является концепция организационных сетей. В данной модели временные бригады создают совместные производства для образования горизонтальных стратегических альянсов. Они, в свою очередь, формируют поточные сети, способные быстро перестраиваться для удовлетворения меняющегося рыночного спроса. Эволюция организационных структур на практике осуществляется именно в этом направлении, однако данный процесс характеризуется невысокими темпами. Как управлять организацией, чтобы не нарушить автономию низовых звеньев? Решение этой проблемы сопряжено со значительными трудностями, если организация имеет иерархическую структуру управления. Большая часть корпораций представляет собой экономические системы, являющиеся такими масштабными и сложными, что становятся сопоставимыми с экономикой отдельных государств. Однако они обычно рассматриваются как фирмы, руководители которых перемещают ресурсы, формируются глобальные стратегии, модифицируют организации и ставят финансовые задачи. В последние десятилетия эволюция организационных структур происходила от иерархических к матричным структурам, а в последние годы — к децентрализованным сетям и предпринимательским подразделениям. В настоящее время многие организации преобразованы в группы малого бизнеса, которые действуют как отдельные фирмы по своему усмотрению. Появление таких структур нельзя объяснить с точки зрения модели иерархии. Ряд ученых предложили рассматривать предпринимательские экономические структуры и организации как «внутренние рынки». В этой связи известный американский специалист по управлению Том Питере рекомендует: «Заставляйте рынок входить в каждый закоулок фирмы». Первоначально к «внутренним рынкам» складывалось скептическое отношение, поскольку данная структура резко отличается от иерархической, вызывает многие противоречия, риски и конфликты, обнажает другие недостатки рыночных отношений. К концу 1990-х годов стало очевидным, что важнейшей, во многом определяющей чертой организаций — хозяйствующих субъектов все в большей мере становится использование потенциала предпринимательства внутри предприятий. Такие революционные преобразования должны охватить линейные, функциональные, маркетинговые структуры и даже высшие звенья аппарата управления. Указанные структуры станут автономными «внутренними предприятиями», которые будут покупать и продавать товары и услуги, участвуя во внутрифирменных и межфирменных связях, и объединяться общими информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Руководители автономных подразделений должны сотрудничать с целью придания рыночной формы внутренней экономике фирмы, что вызывает необходимость создания стратегических альянсов, совместного использования технологий и решения общих проблем. Отметим, что предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор предпринимательской деятельности — от научных исследований и опытно-конструкторских разработок до маркетинга и распределения. Компании могут заключать договоры с другими фирмами для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических альянсов. Покупатели и поставщики также являются частью этой сети
Организационные рынки (как нередко называют феномен «внутренних рынков») сокращают затраты по ведению учета и отчетности, накладные расходы и другие производственные затраты благодаря «выпрямлению» операций. Они способствуют предотвращению конфликтов и налаживанию кооперирования, поскольку создают прочную основу для деловьЙс взаимоотношений. Подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятия, оперативнее могут обеспечить изменения в процессах производства товаров и предоставления услуг, в системе отношений с потребителями. 2. ПРИНЦИПЫ «ВНУТРЕННЕГО РЫНКА» Формирование и функционирование организаций с «внутренними рынками» базируется на целом ряде принципов, основными из которых являются следующие. 1. Преобразование иерархии во внутренние предпринимательские подразделения. Организации с «внутренними рынками» создают строительные блоки для рыночной системы. Все производственные и другие подразделения преобразуются в автономные «внутренние предприятия», становясь не только ответственными за результаты деятельности, но и принимая на себя управление производством. Объединения «внутренних предприятий» образуют корпорации. Создание экономической инфраструктуры. Специалисты создают и регулируют инфраструктуру данной «организационной Целенаправленное стимулирование синергии. «Внутренняя экономика» — это больше, чем свободный рынок. Это общность пред Все подразделения ответственны за результаты, поощряется 5. Вспомогательные функциональные подразделения являются Что касается оперативных вопросов, относящихся к работе «внутренних предприятий», то руководители сосредоточивают внимание на создании экономической инфраструктуры — проведении оперативных мероприятий и финансового стимулирования, налаживании системы связей, развитии предпринимательской культуры. Примером влияния стимулирования на изменение организационного поведения может служить перевод персонала подразделений на режим работы коммерческих центров. В обычных организациях информационная служба предоставляет услуги производственным подразделениям бесплатно. В новых условиях линейные менеджеры выбирают менее дорогостоящие системы, услуги которых часто бывают лучшего качества. И наоборот, имеющаяся у линейных подразделений возможность выбора между различными конкурирующими системами заставляет внутренних поставщиков работать лучше. • 3. ОСОБЕННОСТИ «ВНУТРЕННЕГО РЫНКА» Если организация перестает быть жесткой, регулируемой из центра структурой, а становится переплетением автономных подразделений, работающих так, как они считают нужным в соответствии с запросами рынка, то это выдвигает на первый план индивидуальность, делает организацию чем-то большим, чем сумма ее отдельных подразделений. Высшие руководители компании могут отказаться от значительной части своих полномочий, но они остаются ведущими в вопросах ответственности, решении конфликтных ситуаций, поощрении сотрудничества, формировании стратегических альянсов, стимулировании новых идей и других формах стратегического управления. Как показывает опыт последних лет, исполнительные директора компаний предоставляют менеджерам по оперативной деятельности предпринимательскую свободу для выполнения их функций, развития творчества и осуществления гибкой политики. Менеджерам, однако, необходимо избегать разрушительных конфликтов, ненужного дублирования и излишнего риска. Рынок не должен становиться системой неограниченной свободы. В организации с «внутренним рынком» каждое подразделение выступает как отдельное предприятие в общей системе управления. «Внутренний рынок» представляет собой управляемую экономику, средство достижения общей цели. Исполнительные директора компаний управляют «внутренним рынком», создавая экономическую инфраструктуру, проводя политику координации и регулирования, решая важные проблемы, распространяяПереход от иерархической структуры к сетям предприятий составляет одно из наиболее глубоких изменений в управлении. Традиционная «пирамида власти» в настоящее время превращается в сеть полуавтономных подразделений, координируемых из единого центра, который осуществляет минимум функций. Рыночная структура сама по себе не гарантирует эффективности управления, но она является важной точкой отсчета. Известный ученый в области управления Питер Дракер заметил, что конфликт внутри корпорации — более напряженный, чем конфликт между корпорациями, в основном потому, что решения часто навязываются сверху, а выбор минимален, если он вообще существует. Поэтому внутрифирменные отношения чреваты возникновением напряженности и непонимания. Вместе с тем не существует совершенной организационной конструкции и есть множество способов организации рыночной системы. Рыночные отношения могут привести к анархии, если рынок нерегулируемый. И наоборот, иерархический контроль поможет избежать анархии, но он нередко подавляет творческую свободу. «Внутренний рынок» не является панацеей от всех зол. Он бесполезен, например, в ситуациях, требующих точной координации деятельности тысяч людей и целенаправленного выполнения сложных планов. Решая задачи различной сложности, группы почти всегда выбирают иерархическую структуру для выполнения простой задачи и сетевую структуру — для сложной задачи. Опытный руководитель будет комбинировать различные степени иерархического контроля и рыночной свободы для того, чтобы найти тот вариант, который наилучшим образом подходит для его организации и решения стоящих перед ней задач. В организации с иерархической структурой люди являются наемными работниками, однако в системе «внутреннего рынка» они осваивают роль предпринимателей. Система патерналистских отношений к работе, когда людям платили за занимаемую должность, уступает место системе «самозанятости», когда им предлагается возможность самим действовать. «Внутренний рынок» оказывается эффективным при проведении различных форм реструктуризации компании и управлении организационными сетями. Новые организационные структуры работают лучше, если они возникают на добровольной основе из автономных подразделений. Менеджеры, относящиеся к подразделениям как к «внутренним предприятиям», достигают высоких результатов деятельности. В организации с иерархической структурой высшие руководители контролируют стратегические альянсы, чтобы быть уверенными в их экономической безопасности, но это отнимает много времени и мешает оперативному управлению. Однако в организации с «внутренним рынком» стратегическими альянсами управляют руководители подразделений, поскольку в организации таким образом осуществляются все ежедневные взаимоотношения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |