КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Машина и механизм. Подвижность механизма
Краткое содержание: Введение. Цель и задачи курса ТММ. Краткая историческая справка. Машинный агрегат и его составные части. Классификация машин. Механизм и его элементы. Типы звеньев рычажных механизмов. Классификация кинематических пар. Подвижность механизма. Введение. Курс "Теория машин и механизмов" является первой частью общеинженерной дисциплины "Основы проектирования машин". Вторая часть этой дисциплины называется "Детали машин" или "Основы конструирования машин". На специальности, по которой Вы проходите подготовку, курс ТММ изучается в течение двух семестров и состоит из: 1-ый семестр. Курс лекций объемом 34 часа практических занятий (включая два рубежных контроля) – 17 часов, лабораторного практикума – 17 часов. В разделе самостоятельная работа два домашних задания: 1-ое домашнее задание "Структурный и кинематический анализ рычажного механизма"; 2-ое домашнее задание "Кинетостатический силовой расчет рычажного механизма". Семестр завершается зачетом с учетом рейтинга по домашним заданиям, рубежным контролям и лабораторным работам. 2-ой семестр. Курсовая работа (проект) с объемом 4 листа графической части и пояснительная записка на 30-50 рукописных (машинописных) страниц. Содержание листов курсовой работы: лист 1 - проектирование эвольвентной зубчатой передачи, лист 2 – проектирование планетарного редуктора, лист 3 - динамический анализ машинного агрегата, лист 4 - проектирование кулачковых механизмов. Курсовая работа защищается комиссии из двух преподавателей, по ней проставляется дифференцированный зачет. Рекомендуемая основная литература: 1. Теория механизмов и машин. Под ред. К.В. Фролова. М.: Высшая школа, 1987. 2. Теория механизмов и механика машин. Под ред. К.В. Фролова. М.: из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 3. С.А. Попов, Г.А. Тимофеев. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин. – М.: Высшая школа, 2004.
Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. – М.: Наука, 1988 и далее. 2. Левицкий Н.И. Теория механизмов и машин. – М.: Наука, 1990. Цель и задачи курса. Теория механизмов и машин - научная дисциплина (или раздел науки), которая изучает строение (структуру), кинематику и динамику механизмов в связи с их анализом и синтезом. (И.И.Артоболевский) Цель ТММ - анализ (исследование) и синтез (проектирование) типовых механизмов и их систем. Задачи ТММ: разработка общих методов исследования структуры, геометрии, кинематики и динамики типовых механизмов и их систем. Краткая историческая справка Как самостоятельная научная дисциплина ТММ, подобно другим прикладным разделам науки, возникла в результате промышленной революции, начало которой относится к 30-м годам XVIII века. Однако машины существовали задолго до этой даты. Поэтому в истории развития ТММ можно условно выделить четыре периода: 1-й период до начала XIX века - период эмпирического машиностроения в течение которого изобретается большое количество простых машин и механизмов: подъемники, мельницы, камнедробилки, ткацкие и токарные станки, паровые машины (Леонардо да Винчи, Вейст, Ползунов, Уатт). Одновременно закладываются и основы теории: теорема об изменении кинетической энергии и механической работы, "золотое правило механики", законы трения, понятие о передаточном отношении, основы геометрической теории циклоидального и эвольвентного зацепления (Карно, Кулон, Амонтон, Кадано Дж., Ремер, Эйлер). 2-й период от начала до середины XIX века - период начала развития ТММ. В это время разрабатываются такие разделы как: - кинематическая геометрия механизмов (Савари, Шаль, Оливье), - кинетостатика (Кариолис), - расчет маховика (Понселе), - классификация механизмов по функции преобразования движения (Монж, Лану) и другие разделы. Пишутся первые научные монографии по механике машин (Виллис, Бориньи), читаются первые курсы лекций по ТММ и издаются первые учебники (Бетанкур, Чижов, Вейсбах).
3-й период от второй половины XIX века до начала XX века - период фундаментального развития ТММ. За этот период разработаны: - основы структурной теории (Чебышев, Грюблер, Сомов, Малышев), - основы теории регулирования машин (Вышнеградский), - основы теории гидродинамической смазки (Грюблер), - основы аналитической теории зацепления (Оливье, Гохман), - основы графоаналитической динамики (Виттенбауэр, Мерцалов), - структурная классификация и структурный анализ (Ассур), - метод планов скоростей и ускорений (Мор, Манке), - правило проворачиваемости механизма (Грасгоф) и многие другие разделы ТММ.
4-й период от начала XX века до настоящего времени - период интенсивного развития всех направлений ТММ как в России, так и за рубежом. Среди русских ученых необходимо отметить: - обобщающие работы Артоболевского И.И., Левитского Н.И., Фролова К.В.; - в области структуры механизмов - работы Малышева, Решетова Л.Н., Озола О.Г.; - по кинематике механизмов - работы Колчина Н.И., Смирнова Л.П., Зиновьева В.А.; - по геометрии зубчатых передач - работы Литвина Ф.Л., Кетова Х.Ф., Гавриленко В.А., Новикова М.Л.; - по динамике машин и механизмов - Горячкин В.П., Кожевников С.Н., Коловский М.З. и др. Данное перечисление не охватывает и малой доли работ выдающихся ученых, внесших существенный вклад в развитие ТММ в этот период. Из зарубежных ученых необходимо отметить работы Альта Х., Бегельзака Г., Бейера Р., Крауса Р., Кросли Ф. и многих других. Основные разделы курса ТММ - структура механизмов и машин; - геометрия механизмов и их элементов; - кинематика механизмов; - динамика машин и механизмов. Машины и их классификация. Машина - техническое устройство, выполняющее преобразование энергии, материалов и информации с целью облегчения физического и умственного труда человека, повышения его качества и производительности. Существуют следующие виды машин: 1. Энергетические машины - преобразующие энергию одного вида в энергию другого вида. Эти машины бывают двух разновидностей: Двигатели, которые преобразуют любой вид энергии в механическую (например, электродвигатели преобразуют электрическую энергию, двигатели внутреннего сгорания преобразуют энергию расширения газов при сгорании в цилиндре). Генераторы, которые преобразуют механическую энергию в энергию другого вида (например, электрогенератор преобразует механическую энергию паровой или гидравлической турбины в электрическую). 2. Рабочие машины - машины, использующие механическую энергию для совершения работы по перемещению и преобразованию материалов. Эти машины тоже имеют две разновидности: Транспортные машины, которые используют механическую энергию для изменения положения объекта (его координат). Технологические машины, использующие механическую энергию для преобразования формы, свойств, размеров и состояния объекта. 3. Информационные машины - машины, предназначенные для обработки и преобразования информации. Они подразделяются на: Математические машины, преобразующие входную информацию в математическую модель исследуемого объекта. Контрольно-управляющие машины, преобразующие входную информацию (программу) в сигналы управления рабочей или энергетической машиной. 4. Кибернетические машины - машины управляющие рабочими или энергетическими машинами, которые способны изменять программу своих действий в зависимости от состояния окружающей среды (т.е. машины обладающие элементами искусственного интеллекта). Понятие о машинном агрегате. Машинным агрегатом называется техническая система, состоящая из одной или нескольких соединенных последовательно или параллельно машин и предназначенная для выполнения каких-либо требуемых функций. Обычно в состав машинного агрегата входят: двигатель, передаточный механизм и рабочая или энергетическая машина. В настоящее время в состав машинного агрегата часто включается контрольно-управляющая или кибернетическая машина. Передаточный механизм в машинном агрегате необходим для согласования механических характеристик двигателя с механическими характеристиками рабочей или энергетической машины. Механизм и его элементы. Механизм – замкнутая или разомкнутая кинематическая цепь, в состав которой входит неподвижное звено (стойка), предназначенная для преобразования одного вида движения в другое. Кинематическая цепь – система звеньев, соединенная кинематическими парами. Замкнутая – каждое звено данной КЦ входит не менее чем в две КП. Разомкнутая (не замкнутая) – КЦ в которой есть звенья, входящие только в одну КП. Звено – твердое тело или система жестко связанных тел, двигающихся как одно целое, входящих в состав механизма. Обозначаются арабскими цифрами начиная с ведущего. Кинематическая пара (КП) – подвижное соединение двух звеньев. Обозначаются буквами. Входные звенья – звенья, которым сообщается движение, преобразуемое механизмом в движение других звеньев. Выходные звенья – звенья, которые совершают движения, для которых предназначен механизм. Начальное звено – звено, для которого задается обобщенная координата или закон движения, позволяющий определить движение остальных звеньев. Типы звеньев рычажных механизмов. Стойка – неподвижное звено, относительно которого рассматриваются движения остальных звеньев. На схеме механизма обозначается 0. Кривошип – звено, имеющее вращательную КП со стойкой и совершающее полный оборот вокруг неподвижной оси. Коромысло – звено, имеющее вращательную КП со стойкой и совершающее не полный оборот вокруг неподвижной оси. Ползун, штанга – звено, имеющее поступательную КП со стойкой, совершающее поступательное прямолинейное движение. Шатун – звено, не имеющее КП со стойкой. Камень – звено небольшого размера, скользящее по подвижной направляющей. Кулиса – звено, по которому скользит камень, может быть кривошипом, коромыслом, штангой, шатуном.
Кулачок – звено, имеющее профиль переменной кривизны (может быть эксцентрик – диск, вращающийся вокруг оси, не проходящей через центр диска).
Классификация кинематических пар. Кинематические пары (КП) классифицируются по следующим признакам:
- низшие, в которых контакт звеньев осуществляется по плоскости или поверхности (пары скольжения); - высшие, в которых контакт звеньев осуществляется по линиям или точкам (пары, допускающие скольжение с перекатыванием).
- вращательные; - поступательные; - винтовые; - плоские; - сферические.
- силовое (за счет действия сил веса или силы упругости пружины); - геометрическое (за счет конструкции рабочих поверхностей пары).
5. по числу подвижностей в относительном движении звеньев. Классификация КП по числу подвижностей и по числу связей приведена в таблице. Примечание: Стрелки у координатных осей показывают возможные угловые и линейные относительные перемещения звеньев. Если стрелка перечеркнута, то данное движение в КП запрещено (т.е. на данное относительное движение наложена связь).
Классификация кинематических пар по числу связей и по подвижности.
Подвижность механизма. Обобщенные координаты механизма.
Положение твердого тела, свободно движущегося в пространстве, полностью определяется шестью независимыми координатами, за которые можно принять три координаты начала подвижной системы координат, связанной с телом, и три угла Эйлера, определяющие расположение осей подвижной системы координат относительно неподвижной. Их принято называть обобщенными, так как они определяют положение всего твердого тела. Аналогично обобщенными координатами механизма называют независимые между собой координаты, определяющие положения всех звеньев механизма относительно стойки. Число степеней свободы механизма.
В механизмах с голономными связями число степеней свободы механизма, т. е. число независимых возможных перемещений, совпадает с числом обобщенных координат. Это утверждение следует из того, что в механизмах с голономными связями уравнения связей содержат только координаты звеньев. Для определения числа степеней свободы механизма с голономными связями достаточно найти общее число координат, определяющих положения всех звеньев механизма, и число уравнений, связывающих эти координаты. Разность между этими числами дает число независимых координат, если все уравнения связи независимы, т. е. ни одно из них не может быть получено как следствие других.
Пространственный механизм. Пусть механизм состоит из n подвижных звеньев, соединенных между собой кинематическими парами, число которых соответственно: pI - число кинематических пар I класса (пятиподвижных), pII - число кинематических пар II класса (четырехподвижных), и т.д. pV – число кинематических пар V класса (одноподвижных) Тогда число связей, накладываемых всеми классами кинематических пар на механизм: S=5× pV+4× pIV+3× pIII+2× pII+1× pI Общее число координат, определяющих положение n подвижных звеньев механизма, равно H=6×n, Подвижность механизма определиться W = H- S=6×n-(5× pV+4× pIV+3× pIII+2× pII+1× pI) W =6×n -5× pV-4× pIV-3× pIII-2× pII-1× pI Для пространственного механизма эта формула носит название формула Сомова-Малышева. Плоский механизм. На плоскости H=3, при этомкаждая одноподвижная пара накладывает 2 связи, двухподвижная – одну. К пятому классу на плоскости относятся высшие пары, к четвертому – низшие. Таким образом, формула преобразуется к виду: W = 3×n - 2× pн – pв, Для плоского механизма эта формула носит название формулы Чебышева.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |