Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаги по созданию общеевропейского образовательного пространства




 

1957 год- Римское соглашение

 

1988 – на праздновании 900-летия Болонского университета 430 ректоров университетов подписали Всеобщую хартию университетов

(http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1988_magna-charta_rus.pdf)

 

1992 – Маастрихтский договор

 

Лиссабонская конвенция. Конвенция о признании квалификаций, относящиxся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, Португалия, 11 апреля 1997 г.)

(http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1997_Lisbon-conv_rus.pdf)

 

25 мая 1998 – на праздновании 800 –летия Сорбонского университета 4 министра образования (Франция, Германия, Италия, Великобритания) подписали Сорбонскую декларацию

(http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1998_Sorbonne_declaration_rus.pdf)

 

19 июня 1999 – 29 министров подписали «Болонскую декларацию»

(http://bologna.mgimo.ru/fileserver/File/declarations/1999_Bologna-declaration_rus.pdf)

 

19 сентября 2003 – Россия присоединилась к болонской инициативе

 

4 основные положения Болонской декларации:

1. Многоуровневое образование (бакалавр, магистр)

 

Проблемы:

-невостребованность в хозяйстве;

-отказ от ученых степеней;

-разрушение кафедры как ячейки научных школ, сейчас это методически-образовательный центр, а должна быть научно-образовательным;

 

2. Введение кредитов

Кредит- учетная учебная единица от 30 до 40 академических часов, включая аудиторную и самостоятельную работу- объем, равный учебной работе студента за неделю. Студент получает право выбора набора кредита.

Модульная система- отказ от предметного образования, расширение образовательных программ.

Кредиты - поэтапное продвижение к усвоению образовательной программы.

 

3. Необходимость мобильности студентов и преподавателей.

 

- необходимо финансовое обеспечение;

- знание иностранных языков (у нас нет курсов на иностранных языках);

 

4. Контроль качества образования

 

Согласование критериев и процедур оценки качества.

 

Оценки специалистов о вступлении России в Болонский процесс как «за» так и «против».

 

(проф.А.И. Гретченко- академия им. Плеханова)

Преимущества традиционной российской системы образования- высокое качество, фундаментальность, системность обучения.

Опасность это потерять, связана с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Утрата специализаций, развал кафедр, научных школ, сокращение занятости преподавателей.

т.з. болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования. Цель - увеличение прозрачности, упрощение сравнивания, сопоставления. На практике политика Министерства образования и науки РФ направлена на форсированный переход к двухуровневой системе образования с полной унификацией всех программ, процедур.

 

В условиях динамично развивающегося мира, всех сфер жизни общества вуз призван не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) специалиста.

ЮНЕСКО разработала глобальную стратегию развития образования в 21 веке, согласно которым важнейшими функциями образовательных учреждений являются следующие: «научиться жить вместе», «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить». Исходя из этого Совет Европы определил 5 ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы:

  1. социальная и политическая;
  2. межкультурная;
  3. коммуникативная, связанная с владением устно-речевым и письменным общением на родном и иностранном языках;
  4. связанная со способностью учиться на протяжении всей жизни в контексте своей профессиональной деятельности;
  5. связанная с возникновением информационного общества;

 

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также указывается на эту задачу.

 

Компетентностная модель специалиста (ранее квалификационная модель)

Квалификация - включает профессиональные знания и умения (Знает, что делать).

Компетентность- степень соответствия знаний, умений, опыта работника уровню выполняемых задач и решаемых проблем. Компетенция - способность успешно выполнять определенную задачу или функцию (В.Лущинский). Компетенции- ожидаемые результаты обучения или способность реализовать на практике свои знания и умения. (Знает как делать).

Компетентность- помимо этих качеств подразумевает наличие у человека инициативы, способности работать в коллективе, самостоятельно осваивать знания, логически мыслить, отбирать, использовать нужную информацию, т.е. наличие свойств развитой, активной личности. К. не связана жестко с конкретной профессией и может быть применимой в ряде профессий, в различных видах трудовой деятельности.

И.А.Зимняя выделила 3 группы ключевых компетенций:

I. Относящиеся к самому человеку как личности (беречь здоровье, самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие и пр.)

II. Относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды (толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность, сотрудничество, устная и письменная коммуникация);

III. Относящиеся к деятельности человека (познавательная, учебная, игровая, компьютерная грамотность);

 

Очень похожий подход был в советской высшей школе, которая была ориентирована на развитие личности и одновременно на сферу профессиональной деятельности. В условиях массового, стабильного, с редко меняющейся технологией и номенклатурой продукции, производства. А на западе ориентировались на академические нормы оценки.

К. служат для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, выступает категорией результата образования. Это сдвиг от сугубо академических оценок к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускника с позиций рыночных категорий. На этой методологической основе созданы модели образовательных программ бакалавра и магистра в ФГОС третьего поколения.

Компетентностная модель:

Инвариатные компетенции: социально-личностные, экономические, организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные. (дают готовность продолжать свое образование)

Специальные (профессионально ориентированные знания и навыки): решают задачи объектной и предметной подготовки, т.е. обеспечивает привязку к конкретному объекту и предмету труда.

На основе сказанного вывод- многое уже присутствовало в нашей высшей школе. Т.з. это паллиатив построения ступенчатого высшего образования на основе англосаксонской и российской модели. Из нового- общая целевая направленность подготовки кадров. Формирование способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

 

Исходя из вышеизложенного- в настоящее время чрезвычайно актуален вопрос о подготовке преподавателей, которые способны воплотить эти идеи в практике высшей школы.

 

 

2. Современное высшее юридическое образование: научные и правовые основы, содержание, задачи, перспективы развития.

 

 

Влияние права на различные стороны жизни огромно. В современной России именно от профессиональной подготовки юристов зависит максимально эффективное правовое регулирование экономики, политики, культуры, социальных отношений; юристы способствуют укреплению законности и правопорядка, развитию демократии в стране.

Будущее юридической профессии в руках преподавателей.

 

Содержанием юридического образования является фундаментальная юридическая наука (разновидность и форма духовно-материального производства юридических знаний).

Тип теоретической деятельности: изучение научных и эмпирических фактов, констатирование количественных и качественных характеристик предмета познания. Субъекты: ученые, коллективы ученых.

Методология юриспруденции - совокупность принципов, средств и методов познания. Специфика юридической методики: гносеологическая, методологическая, теоретическая (необходимость, практическая целесообразность отражения в особом знании особой правовой реальности - это законность, борьба с правонарушениями, действия в рискованных ситуациях, защита прав человека…).

Специальные методические подходы: предметность, юридико-педагогическая специфика, единство деятельности и образа жизни и юридически значимого поведения, единство гуманности, демократичности и законности, конструктивность.

Юридические науки в педагогических целях можно классифицировать:

  1. Общетеоретические (ТГП, философия права, социология права).
  2. Исторические.
  3. Отраслевые.
  4. Институциональные, межинституциональные, межподотраслевые (избирательное право, патентное право).
  5. Межотраслевые (информационное право, права человека).
  6. Прикладные (правовая статистика, криминология, юридическая психология).
  7. Науки, изучающие иностранное право.
  8. Международно-правовые науки.

 

Ак. Топорнин Б.Н. («Высшее юридическое образование в России: проблемы развития-М.1996) -Юрист должен иметь хорошую теоретическую подготовку, уметь отличать главное от второстепенного, самостоятельно определять тенденции правового развития. Характеристика РФ как правового государства не должна рассматриваться как только юридическая конструкция. Современный юрист должен видеть за нормой закона человека, его интересы, нужды.

В качестве первостепенной задачи профессиональной деятельности юриста- обеспечение прав человека. А также:

- умение ориентироваться в законодательстве и подзаконных актах, находить и толковать соответствующий акт, определять его юридическую силу, соотносить с другими правовыми актами;

- работа в социальной сфере, хорошее знание социального законодательства;

- знать федеративную природу России, систему законодательства в федеративном государстве;

Методика преподавания юриспруденции нацелена на подготовку специалистов, готовых к реализации этих задач, к самостоятельной проектной деятельности. Следовательно, это целостная система формирования ЗУН, опыта практической деятельности и личностных качеств, позволяющих анализировать современную ситуацию, находить адекватные решения, переводить их на язык нормы права. Это возможно, когда профессиональное знание формируется не на узкоспециальной основе, а в контексте гуманитарного знания, предполагающего, что современный специалист хорошо знаком со спецификой правовых представлений, культуры, традиций, а также с реальной юридической практикой. Важно уметь поставить в центр всех проблем человека (как творца права, права человека, правовая культура).

Современные тенденции развития юридического образования:

- специализация и фундаментализация содержания юридического образования;

- многоуровневость и многоступенчатость;

- формирование ключевых компетенций;

- гибкость учебных планов;

- усиление практической направленности;

- расширение интерактивных методов обучения;

- усиление интернационального аспекта;

- новые информационные технологии;

- индивидуализация обучения и увеличение объема самостоятельной работы студентов;

- существенное повышение роли преподавателей с высоким научно-педагогическим потенциалом;

(Левитан К.М. Юридическая педагогика- М., 2009)

 

 

В РФ профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. (Закон РФ «Об образовании»)

Профессиональное юридическое образование осуществляется на следующих уровнях:

1) среднее профессиональное образование (техникум, училище, колледж);

2) высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии, возможен экстернат, сокращенные сроки обучения);

3) послевузовское профессиональное образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура);

 

Нормативно-правовую базу образовательной программ (ОП) ВПО составляют:

· Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (2013 года);

· Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).

· Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

· Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки

· Специалиста 2000 года

· бакалавра 2010 года

· магистра 2011 года

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

 

В РФ устанавливаются Государственные образовательные стандарты (ст. 43 Конституции РФ). ГОС- документ, определяющий требования к уровню обязательной подготовки студентов. Он меняется по мере развития общества. В настоящее время заканчивает свое действие ГОС 2-го поколения 2000 года, и принят стандарт 3 поколения.

1 раздел

2 раздел

3 раздел – характеристика направления подготовки;

4 раздел – характеристика профессиональной деятельности бакалавров;

5 раздел- требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата; (в компетенциях)

6 раздел- требования к структуре ООП

(цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ФТД – факультативы

и итоговую государственную аттестацию)

7 раздел- требования к условиям реализации ООП (кадровое, учебно-методическое обеспечение, организация практики и пр);

 

 

Сравнительная таблица ГОС специалиста, бакалавра и магистра

 

1.1. Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 г. № 686. 1.2. Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет.   1.1. Направление 030900- бакалавр юриспруденции утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 04.05.2010 г. № 464. 1.2. Квалификация (степень) - бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста - при очной форме обучения - 4 года.   1.1. Направление 030900- магистр юриспруденции утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 14.12.2010 г. № 1763. 1.1. Квалификация (степень) – магистр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 030900 юриспруденция – 2 года. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).  
1.3.Квалификационная характеристика выпускника. Юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.   .3.Квалификационная характеристика выпускника. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание. Объектами профессиональной деятельностибакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей 1.3. Квалификационная характеристика выпускника Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание. Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. готовится к следующим видам профессиональной деятельности: а) правотворческая; б)правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; д) организационно-управленческая; е) научно-исследовательская; ж) педагогическая. Конкретные виды профессиональной деятельности,к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.  
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: - события и действия, имеющие юридическое значение; - правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов; - правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.   Юрист должен уметь: -толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; -юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; -разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации; -принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; -вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; -систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.     Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка   Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов; правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания.     Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.     Следующие профессиональные задачи в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности: правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов; правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций; научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.
1.4. Возможности продолжения образования. Юрист подготовлен к продолжению образования: - в магистратуре по направлению 521400 – магистр юриспруденции; - в аспирантуре.     1.4. Возможности продолжения образования. Бакалавр юриспруденции подготовлен к продолжению образования: - в магистратуре по направлению 521400 – магистр юриспруденции; - освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 021100 - Юриспруденция.     1.4. Возможности продолжения образования. Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 12.00.01 – 12.00.15.  

 

Основная образовательная программа подготовки юриста включает в себя совокупность учебно-методической документации:

-учебный план, который включает перечень учебных дисциплин, распределение по семестрам и последовательность их изучения, трудоемкость изучения в часах, формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа), виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая и дипломная работа);

-рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и тематический план;

-программы учебной и производственной практик;

- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Социальное значение основной образовательной программы подготовки юриста заключается в удовлетворении потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах юристов для работы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, для системы правоохранительных органов, сферы бизнеса, для общественных организаций, образовательных учреждений. Подготовка по нескольким профилям подготовки позволяет гибко ориентироваться на потребности рынка труда и учитывать изменения коньюктуры при подготовке бакалавров по государственно-правовому, гражданско-правовому и уголовно-правовому профилю.

Цель ООП: 1. Формирование демократической творческой конкурентноспособной личности юриста, умеющего самостоятельно и грамотно ставить и решать профессиональные проблемы, способствовать и принимать личное участие в эффективном правовом регулировании общественных отношений, развитии демократии, укреплении законности и правопорядка.

2. Развитие у студентов ценностных ориентаций юриста- уважение прав и свобод человека, готовность в своей профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение и защиту прав человека, усвоение демократических принципов и требований действующего права, убежденности в их необходимости и справедливости, готовности последовательно воплощать их в жизнь в процессе повседневной юридической деятельности. Важным направлением своей работы факультет считает формирование у юриста установки на самообразование и самовоспитание.

Переход с 2011 года на двухуровневую систему подготовки (за исключением направлений специализированной подготовки- охрана правопорядка, государственная безопасность).

5.1. Выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).)

 

3. Цели и задачи курса «методика преподавания юриспруденции в высшей школе», его место в учебном процессе.

 

 

Вопрос о научном статусе методики преподавания учебных дисциплин долгое время был предметом дискуссий среди представителей педагогических и гуманитарных дисциплин, основы которых изучаются в образовательном учреждении (историков, биологов, математиков, физиков и др.). Представители одних считают, что методика преподавания учебной дисциплины не имеет своего специфического объекта и предмета исследования и является прикладной частью соответствующей фундаментальной науки. Такой взгляд на методику обусловлен смещением ее предмета и задач и соответствующих научных дисциплин, входящих в основную образовательную программу по данному направлению.

В развитии методики можно условно выделить следующие этапы.

1-й этап. Методика не отделялась от дидактики и рассматривалась как ее прикладная, нормативная часть. Развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний вели к уточнению научного статуса методики, выделению ее в самостоятельную научную дисциплину и как специальная отрасль педагогических знаний методика начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Краткие сведения по методике обучения отдельной дисциплины первоначально давались в сочинениях по дидактике. Постепенное обогащение и усложнение содержания обучения в 18-19 вв. стимулировали создание методик обучения, публикацию статей, руководств и пособий. За сравнительно короткий срок к 1800 году было создано более 70 учебно-методических пособий. История развития методики профессионального обучения началась с появления в 1846 году первых научно обоснованных программ производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Маркова и Д.К. Советкина, стали основой русской системы производственного обучения. В России до 1917 года был накоплен большой эмпирический материал (о содержании и методах обучения, учебном оборудовании), в котором нашли отражение опыт передовых образовательных учреждений того времени, искания талантливых методистов. Однако многие важные вопросы методики не получили глубокой теоретической разработки и экспериментального обоснования. В методике преподавания учебной дисциплины главное внимание обращалось на сообщение знаний педагогом.

2-й этап. После 1917 года вместе с содержанием образования изменялись и методы обучения. Главное внимание в программах, учебниках, методических пособиях было обращено на формирование материалистического мировоззрения, на связь обучения с социалистическим строительством, трудом, на активизацию познавательной деятельности обучающихся в обучении. Однако комплексная система обучения привела к недооценке важности вооружения обучающихся систематическими и прочными знаниями основ науки, к ликвидации учебных дисциплин. В борьбе с догматизмом старой школы преуменьшалась роль учебника как важнейшего средства сообщения знаний. Словесным методам обучения (пассивным) противопоставлялись так называемые активные методы, некоторым из них придавалось универсальное значение (исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.).

3-й этап. В 1-й половине 30-х годов были восстановлены в правах учебные дисциплины, в практике образовательных учреждений закрепились систематическое изучение основ наук и применение методов обучения, соответствующих образовательному содержанию отдельной учебной дисциплине. Были восстановлены учебные планы, программы и учебники, начали издаваться новые методические журналы. Методические пособия, созданные в этот период, раскрывали содержание учебных дисциплин и давали педагогам рекомендации, как по общим вопросам обучения, так и по каждой теме курса.

4-й этап. В 40-50 годах усилилось внимание к теоретическим вопросам методики преподавания учебной дисциплины. Проводились дискуссии по проблемам методики ее преподавания как науки, в некоторых методических пособиях сделана попытка рассмотреть важнейшие методологические и теоретические вопросы.

5-й этап. В 60-е годы пересмотр содержания образования, разработка новых учебных планов и программ обусловили усиление внимания к проблемам соотношения науки и учебной дисциплины, новейших научных открытий и классических теорий в содержании учебных дисциплин, отбору материала наук в содержании обучения, компонентам содержания образования, путям активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

6-й этап. Реформы отечественной системы образования в конце 80-х годов поставили перед методикой преподавания новые проблемы: повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности обучающихся в учебной деятельности, повышение эффективности целостного педагогического процесса. Нуждаются в углублении исследования, выявляющие объективные требования к задачам обучения той или иной учебной дисциплине. Актуальной задачей методики преподавания учебной дисциплины является устранение перегрузки обучающихся, вызванной огромным объемом ежедневной однообразной деятельности по заучиванию, отсутствием четкого разграничения основных знаний, которые подлежат хранению в долговременной памяти, и материала вспомогательного, иллюстративного, поясняющего, справочного – не обязательного для запоминания.

7-й этап. Развитие современных педагогических технологий, целенаправленная реализация средств информатизации в системе образования потребовали проведения комплексных исследований. К направлениям проведения таких исследований относятся: проектирование и разработка компьютерной поддержки преподавания учебных дисциплин; определение места средств информатизации, применение активных методов обучения, разработка методов экспертизы педагогических продуктов.

8-й этап. Изменения в современной системе образования обусловлены ориентацией на фундаментализацию и непрерывное профессиональное образование, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей человека, запросов общества и рынка труда. Это в свою очередь, потребовало перемены целей и смыслов профессионального образования. Кроме того, современная гуманистическая концепция образования ставит перед всеми учебными дисциплинами три основные цели: раскрыть основы науки; систематизировать и обобщить знания, умения и навыки; способствовать выявлению и развитию способностей обучающихся через реализацию первых двух целевых установок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.