КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования
1. Государственное регулирование экономики: его необходимость и формы. 2. Сущность экономического прогнозирования, его функции. Виды прогнозов. 3. Сущность планирования. Его формы и виды. 4. Стратегическое планирование и его особенности.
Основной библиографический список
· Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. · Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2001. · Лапушинская Г.К., Петров.А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. · Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие - М.: КНОРУС, 2010.
1. Государственное регулирование экономики ( ГРЭ) - целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности НЭ, желаемых темпов ее воспроизводства, общих (политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей, гарантирования им социальной защиты. Необходимость макроэкономического планирования и прогнозирования в рыночном хозяйстве определяется многими объективными обстоятельствами: 1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость НЭ и преодолеть циклические колебания производства и занятости. 2. Рост в общем объеме потребления доли коллективного (общественного) потребления (распределение ресурсов во многих отраслях соц. сферы регулируется не рынком, а государством). 3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных внешних эффектов в экономической деятельности. 4. Обострение глобальных проблем современности, что повышает общественные глобальные интересы к проблемам долгосрочного развития государств (истощение ресурсов, продовольственная проблема из-за перенаселенности и т.д.). 5. Возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. 6. Наличие традиционных государственных сфер деятельности в экономике (гос. монополии). Основные формы ГРЭ: 1. Административно-правовое регулирование. 2. Бюджетно-налоговая политика (налоги, доходы, расходы государственного бюджета, амортизационная политика). 3. Кредитно-денежное регулирование (управление денежной эмиссией, операции на открытом рынке и др.). 4. Макроэкономическое стратегическое планирование и прогнозирование.
В федеральном законе “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” от 20.07.1995 г. определяется система разрабатываемых исполнительной властью на федеральном уровне плановых документов, назначение и общая характеристика входящих в эту систему документов.
2. Прогнозирование выступает исходным пунктом обоснования и выбора экономической стратегии государства по следующим основным причинам: Многочисленные процессы, которые необходимо учитывать в управлении, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные и демографические процессы, спрос на внутренних и внешних рынках и др.) имеют высокую степень неопределённости, следовательно, возможно лишь спрогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие; Рыночное хозяйство отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, что непосредственно отражается на экономическом и социальном положении участников рынка, а предвидеть и оценить эти процессы возможно только с использованием методов прогнозирования.
Прогноз – научно обоснованное суждение о возможном состоянии того или иного объекта (например, социально сферы) в будущем, и (или) об альтернативных сроках и путях его развития. Прогнозирование – научное предсказание, предполагающее выполнение специального научного исследования, в результате которого получают прогноз. Функции прогнозирования: 1. Предсказательная - описание возможных или желательных перспектив, состояние объекта прогнозирования в будущем. 2. Предуказательная - участие в подготовке проектов различных управленческих решений на основе использования информации о будущем.
Классификация (типология) прогнозов разнообразна. Выделим важнейшие признаки. 1. Масштаб прогнозирования: - макроэкономические прогнозы; - структурные (межотраслевые, межрегиональные); - отдельных сфер и комплексов НЭ (ТЭК, соц. сфера, ОПК и др.); - отраслевые и региональные; - отдельных хозяйствующих субъектов. П. Время упреждения: - оперативные (до 1 месяца); - краткосрочные (до 1 года); - среднесрочные (до 5 лет); - долгосрочные (10-15 лет); - дальнесрочные (> 15-20 лет). Ш. Характер исследуемых объектов: демографич.; научно-технич.; природных ресурсов; внешнеэкономич.; социальные и др.
3. Планирование - это специфическая форма общественной практики, состоящая в: - подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, планов и программ; - обосновании их оптимальности; - обеспечении возможности их выполнения; - проверке их выполнения. Виды планирования многообразны: - отраслевое; - региональное; - социальное; - научно-техническое; - экологическое и др. аспекты планирования. В зависимости от уровня планирования выделяют: 1. Межстрановое. 2. Общегосударственное (народнохозяйственное, макроэкономи-ческое). 3. Региональное. 4. Уровня хозяйствующих субъектов (микроэкономическое планирование). В зависимости от горизонта планирования различают: - долгосрочное (до 10 лет); - среднесрочное (до 5 лет); - краткосрочное (до года); - дальнесрочное (более 10 лет). В зависимости от круга решаемых проблем планирование может быть: а) стратегическим; б) тактическим.
Общегосударственная система планирования, существовавшая в бывшем СССР жестко регламентировала деятельность всех субъектов управления, а планирование на всех уровнях и всех временных горизонтах приобретало силу закона, оно отличалось директивным характером, так как виновники невыполнения плана наказывались административно и экономически. В условиях рыночных отношений планирование необходимо, как на микро-, так и на макроуровне, однако характер планирования изменяется: на макроуровне оно становится индикативным (рекомендательным).
4. Основным понятием, характеризующим стратегическое планирование (СП) являлся термин – «стратегия». Термин заимствован из военного лексикона. В переводе с греческого, «стратегия» означает «искусство генерала находить правильные пути для достижения победы» СП (в самом общем виде) - это систематизированный логический процесс по разработке и реализации стратегии развития социально-экономических систем. Характерные черты СП и его отличительные особенности: 1. Ориентация на будущее (среднесрочная, долгосрочная и дальнесрочная перспектива). 2. Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей от достижения которых зависит ее выживание и дальнейший социально-экономический прогресс. 3. Органическая увязка намеченных целей с объемов и структурой ресурсов для их достижения (как имеющихся ресурсов, так и создаваемых в перспективе). 4. Адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования. Исторически СП являлся логическим развитием идей долгосрочного, традиционного планирования. Оно было основано на экстраполяционном подходе (переносе тенденций прошлого на будущее) и являлось основной формой разработки планов на длительную перспективу. Главное различие между долгосрочным и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. В системе стратегического планирования отсутствует предположение, что будущее можно изучить методом экстраполяции и что оно непременно должно быть лучше настоящего. СП характеризуется вариантностью, разработкой альтернативных версий развития будущего.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |