КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура проблемного урока
Понятие и классификация методов обучения. Лекция 2. Современные методы обучения, системы и виды организационных форм, дидактические средства в высшей школе Понятие о музыкальных системах и строях Совокупность употребляемых в музыке звуков определенной высоты образует музыкальную систему. В музыке используют от 80 до 100 звуков, образующих музыкальный звукоряд. Звукоряд – звуки музыкальной системы расположенные в восходящем или нисходящем порядке. Строем называется абсолютная высота звуков музыкальной системы, каждого звука в отдельности и соотношения его с другими. Строй исходит из высоты первого звука, взятого в качестве ориентира. Им обычно служит тон «ля» 1 октавы, для которого стандартом установлена высота (частота) 440 Гц. Для исполнения музыки на правильной звуковой высоте и настройка инструментов применяется камертон – тон «ля» 1 октавы, 440 Гц. На основе звука - ориентира установлена высота всех остальных звуков системы. Музыкальный звукоряд делится на несколько октав с одинаковыми совпадающими звуками (тонами), но различной высоты (частоты). Октавы имеют следующие названия снизу вверх: 1. субконтроктава, 2. контроктава, 3. большая октава, 4. малая октава, 5. первая, 6. вторая, 7. третья, 8. четвертая, 9. пятая. В каждой октаве имеется 7 звуков (основных тонов). Есть 2 системы названия звуков: слоговая – до, ре, ми, фа, соль, ля, си; буквенная – c, d, e, f, g, a, h. Слоговая система основана на начальных слогах строк одного средневекового гимна. Тогда буквенное обозначение тона в различных октавах примет вид (на примере тона «ля»): А2, А1, А, а, а1, а2 , а3 , а4 , а5. В этом примере обозначение а1 соответствует тону «ля» 1 октавы, имеющей частоту 440 Гц.
Диапазон частот звуков равномерно темперированного строя: С2=16,35 Гц и h5=7902 Гц. Диапазон в октавах некоторых инструментов: фортепиано – 7 ¼ октавы, арфы - 6 ½ октавы, виолончели – 4 - 4 1/3 октавы, духовых инструментов – 2,5 – 3,5 октавы (60 – 1000 Гц), певческого голоса – 2,5 октавы, симфонического оркестра - 8 ¼ октавы. Ухо человека воспринимает диапазон 10,5 октав.
1. Понятие и классификация методов обучения. 2. Формы обучения в высшей школе. 3. Лекция в вузе: основные требования. 4. Дидактические средства и их виды в процессе обучения
Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.
Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения:
Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне. Приведем ряд определений для самостоятельного анализа: · это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов); · это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер); · способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский). Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга. С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия.) Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. Одна из первых относится к концу 20 г. ХХ в. и связана с именем Б.В.Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования). В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них. I. Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).
II. Другая классификация методов построена на основе структуры личности.
III. Классификация методов обучения в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Методы: 1. Приобретения знаний. 2. Формирования умений и навыков. 3. Применения знаний. 4. Закрепления знаний. 5. Проверки знаний, умений, навыков. 6. Творческая деятельность.
IV. Классификация методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: I. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); 1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2. учитель организует различными способами восприятие этих знаний; 3. учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. При рецептии используются все источники информации (слово, наглядность и т.д), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путём. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации. II. репродуктивный;
Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий. Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
III. метод проблемного изложения; Является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.) Этапы и проведения проблемного урока (по М.И. Махмутову): 1) возникновение проблемной ситуации и постановка учебной проблемы (5-10 мин.); 2) выдвижение предложений и обоснование гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.); 3) доказательство гипотезы (10-15 мин.); 4) проверка правильности решения учебной проблемы. Примерная структура проблемного урока: 1) актуализация прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала; 2) усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения; 3) формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |