Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный план

Содержание обучения

Новая Зеландия

Европейский Союз

} политическая и социальная компетентность;

} способность к жизни в поликультурном мире;

} коммуникативная культура (в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);

} IT-грамотность;

} способность учиться всю жизнь

} самоуправление и саморегуляция;

} отношения с другими;

} участие и личный вклад в общее дело;

} культура мышления;

} использование языка, символов и текста

 

Россия предлагает распределять компетентность по сферам

(«Стратегии модернизации содержания общего образования» 2002):

} компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

} компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

} компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

} компетентность в бытовой сфере;

} компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

 

Структура содержания обучения

Под содержанием обучения понимается все то, чему преподаватель должен научить, а учащиеся должны научиться в процессе обучения.

Одной из современных тенденций развития содержания обра­зования является его стандартизация, которая вызвана необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования также обусловлена задачей вхождения России в мировую образовательную систему (Болонский процесс), что требует учета тенденций развития образования применительно к международ­ной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова «standart», означающего «норма, образец, мерило».

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Наряду с Законом РФ «Об образовании» (1992) стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона.

В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте выделяются три компонента:

для общеобразовательных учреждений:

· федеральный,

· национально-региональный

· школьный

для высшей профессиональной школы:

· федеральный,

· национально-региональный (вузовский),

· дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО (учебно-методического отдела),

· дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы, относящиеся к компетенции регионов и/или учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного (вузовского) компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед государством в области образования.

Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Стандарты общеобразовательные у нас и за рубежом представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект Росс. Акад. Образования, под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2008).

Стандарты высшего профессионального образования (в настоящее время это стандарты второго поколения, готовы и находятся на подписи у президента стандарты третьего поколения) – сборники требований, на основе которых разрабатываются рабочие учебные планы и рабочие учебные программы.

Содержание обучения по русскому языку как родному в общеобразовательной школе

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для неполной средней школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования и науки РФ.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учеб­ного плана и утверждаются Министерством общего и профессио­нального образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составля­ется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

Сущест­вуют два типа учебных планов школы:

· собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

· рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как «Математика» и «Информатика», и частично такие области, как «Окружающий мир», «Искусство», в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального знания.

Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме та­кие образовательные области, как «Родной язык и литература», «Второй язык», и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей.

· Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование их с целью базовой культуры.

· Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми.

В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

· обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

· обязательные занятия по выбору учащихся;

· факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

· продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней:

· недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

· максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

· суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для того чтобы быть современным, нужно научиться | Учебный предмет и учебная программа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.